Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №37 (1) (2017)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ СИТУАЦИЙ ОБЩЕНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
В статье дается анализ методических функций эмоционально значимых ситуаций общения и показаны особенности их реализации в лингвистической подготовке студентов языкового вуза (уровень бакалавриата). Автор статьи отмечает, что общение - это центральная проблема педагогики, поэтому оно является необходимым условием формирования и развития личности. В работе подчеркивается, что успешное иноязычное общение достигается посредством знания эмотивных особенностей иноязычных значений слов, правил эмоционального общения иноязычных речевых партнеров и способов экспрессии и дескрипции своих и чужих эмоций. По мнению автора статьи, следует создавать такие ситуации иноязычного общения, в которых студент становится центральной фигурой с его индивидуальностью, мотивами, интересами, уровнем знаний и умений, чувствами и эмоциями, а его деятельность приобретает характер активный, познавательный, эмоциональный. В структуре эмоционально значимой ситуации можно выделить три компонента: взаимодействие субъектов общения, предмет, эмоциональные переживания и потребность. В статье дается определение эмоционально значимых ситуаций общения, под которыми исследователь понимает совокупность обстоятельств, в которых осуществляется общение, реализуется речевое и неречевое поведение участников общения и которые способствуют стимулированию положительных эмоций у обучающихся в ходе их речевого взаимодействия. В настоящей статье представлено детальное изучение проблемы эмоционально значимых ситуаций общения, выявлены и охарактеризованы методические функции данного феномена, обладающего побудительным, развивающим, мотивирующим, регулятивным, коммуникативным потенциалом и выражением личностного отношения к действительности в ходе коммуникации.
Ключевые слова
иноязычное образование; общение; эмоционально значимая ситуация общения; foreign-language formation; communication; emotional and significant situation of communication
METHODOLOGICAL FUNCTIONS OF EMOTIONALLY MEANINGFUL COMMUNICATIVE SITUATIONS AND THEIR IMPLEMENTATION DURING THE LINGUISTIC PREPARATION OF STUDENTS OF A LINGUISTIC INSTITUTE (BACHELOR DEGREE LEVEL)
The article analyzes the methodological functions of emotionally meaningful communicative situations and their implementation during the linguistic preparation of students of a linguistic institute (bachelor degree level). The author notes that communication is the central problem of pedagogy and it is a necessary condition for the formation and development of personality. The paper emphasizes that successful foreign language communication requires knowledge of emotive features of foreign meanings of words, rules of emotional communication with foreign partners and ways of the expression and descriptions of your emotions and the emotions of other people. According to the author it is necessary to create situations of foreign language communication in which the student becomes the central figure with his personality, motives, interests, level of knowledge and skills, feelings and emotions, and his work becomes active, cognitive, emotional. In the structure of the situation which is emotionally significant it is possible to define three components: the interaction of subjects of communication, an object, emotional sufferings and needs. The article defines emotionally meaningful communicative situations under which the researcher understands the totality of circumstances in which the communication takes place, verbal and nonverbal communication and behavior of participants is realized and which contributes to the promotion of positive emotions in students during their verbal interaction. The analysis of empirical research and theoretical positions allow the author to study the problem of emotionally meaningful communicative situation in depth, identify and characterize the methodological features of this phenomenon, which has a motivating, developing, regulatory, communicative potential and expression of personal relationships to reality during communication.
Список литературы
-
Анохин П.К. Предисловие // Гельгори Э., Луффборру Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966. С. 33-45.
-
Афанасьева О.В. Роль и место эмоционально значимых ситуаций общения в иноязычном образовании бакалавра // Среднее профессиональное образование. 2015. № 12. С. 53-55.
-
Березина Н.Е. Обучение письменным формам делового общения в ситуациях вхождения в сферу профессиональной деятельности (На материале английского языка, III курс, социально-экономический факультет, неязыковый вуз): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Н. Новгород, 1998.
-
Вахрамеева Н.П. Обучение грамматическому аспекту устной речи на основе эмоционально-смыслового метода в условиях неязыкового вуза (На материале немецкого языка): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1990.
-
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.
-
Изард И. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.
-
Пузанов А.П. Индуктивный и дедуктивный подходы в обучении иностранному языку // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 3. С. 89-98.
-
Сидоренко П.А. Методика обучения студентов технического вуза монологической речи на английском языке в ситуациях профессионально ориентированного общения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2003.
-
Сороковых Г.В., Зыкова А.В. Обучение средствам выражения экспрессивности французской речи // Иностранные языки в школе. 2012. № 10. С. 14-20.
-
Толмачева Т.А. Методика обучения студентов коммуникативным стратегиям иноязычного речевого поведения в повседневных ситуациях межкультурного общения: языковой вуз, английский язык: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Горно-Алтайск, 2009.
-
Чебыкин А.Я. Проблемы эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 42-47.
-
Krupnov A.I., Kozhukhova Yu.V. Personality Traits and Success in Foreign Language Acquisition // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 1. С. 107-111.
-
Novikova I.A., Novikov A.L., Rybakov M.A. Psychological and Linguistic Features of the Russian Language Acquisition by International Students // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 1. С. 61-66.