Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №37 (1) (2017)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОНТРОЛЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В НАУКЕ
Данная статья посвящена актуальной проблеме совершенствования методов контроля и диагностики усвоения знаний обучающихся на основе нечеткого моделирования. Концептуальной основой в решении проблемы совершенствования методов педагогической диагностики в контексте современных достижений в науке стал синергетический подход, предполагающий взаимосвязь диагностической деятельности педагога и самодиагностической деятельности студентов, когда функции диагностики и контроля перерастают в функции самопознания, саморегуляции и саморазвития личности студента. Обоснована педагогическая целесообразность реализации возможностей математических методов в контроле и оценке знаний, управлении познавательной деятельностью студентов. Построена и исследована формально-структурная модель нечеткого оценивания математических знаний, повышающая объективность педагогического оценивания. Рассмотрена и реализована возможность применения методов нечеткой логики в автоматизированных системах контроля математических знаний обучаемых в составе адаптивных обучающих систем, в которых учтены недостатки современных программ педагогического тестирования. К ним относятся: ограниченное количество форм представления ответов и двухбалльная система оценки, негибкость процедур расчета итоговой оценки, отсутствие учета оценки глубины и широты знаний, адаптации процедуры оценивания к индивидуальным характеристикам обучаемых. Опыт внедрения методов педагогической диагностики и контроля математических знаний на основе нечеткого моделирования установил достоверность результатов при неточности входных исходных данных диагностических заданий, позволил повысить качество управления учебным процессом, его результативность в целом. Введение методов нечеткой логики в систему компьютерного контроля математических знаний обучаемых даст возможность увеличить точность и скорость оценивания уровня обученности студентов.
Ключевые слова
синергетический подход; педагогическая диагностика контроля и оценивания знаний; модель нечеткого оценивания знаний; нечеткая логика; the synergetic approach; the pedagogical diagnosis of monitoring and evaluation of students’ knowledge; the model of ind
IMPROVING THE METHODS OF PEDAGOGICAL DIAGNOSIS AND THE CONTROL OF MATHEMATICAL KNOWLEDGE BASED ON THE MODERN ACHIEVEMENTS IN SCIENCE
This article is devoted to the urgent problem of improving the methods of control and diagnostics of the assimilation of students’ knowledge on the basis of indistinct modeling. The conceptual basis for the solution of the problem of improving the methods of pedagogical diagnosis in the context of the latest achievements in science has become a synergistic approach involving the interrelation of the teacher’s diagnostic activity and the students’ self-diagnostic activity, when the functions of diagnostics and control turn into the functions of self-knowledge, self-regulation and self-development of the student’s individuality. The pedagogical expediency of the realization of the possibilities of the mathematical methods in monitoring and evaluating knowledge, in the management of students’ cognitive activity has been substantiated. The formal structural model of the indistinct evaluation of mathematical knowledge, which increases the objectivity of pedagogical assessment has been constructed and studied. The possibility of applying the methods of indistinct logic in the automated control systems, which take into account the shortcomings of the modern pedagogical testing programs has been considered and realized. These include: a limited number of forms of the response and a two-score system of the evaluation, the inflexibility of the procedures for calculating the final grade, the lack of the consideration of the depth and the breadth of knowledge, the adaptation of the procedure of the evaluation of the individual students’ characteristics. The experience of implementing pedagogical methods of diagnosis and control of the mathematical knowledge based on the indistinct modeling has established the accuracy of the results in malfunctioning of the input initial data of the diagnostic tasks, enhanced the quality of the management of the educational process, its effectiveness as a whole. The introduction of the methods of indistinct logic into the system of computer control of the students’ mathematical knowledge will make it possible to increase the accuracy and the speed of the evaluation of the level of the students’ knowledge.
Список литературы
-
Дружинина О.В., Масина О.Н. Методы анализа устойчивости динамических систем интеллектного управления. М.: ЛЕНАНД \ URSS, 2015.
-
Дворяткина С.Н. Проектирование обучающей интерактивной системы задач по теории вероятностей и статистике для студентов инженерных и гуманитарных специальностей//Педагогическая информатика. 2012. № 2. С. 61-70.
-
Дворяткина С.Н. Проектирование адаптивной компьютеризированной обучающей системы задач по вероятностно-статистическим разделам математики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2013. № 1. С. 97-104.
-
Масина О.Н., Дружинина О.В. Моделирование и анализ устойчивости некоторых классов систем управления. М.: ВЦ РАН, 2011.
-
Рудинский И.Д. Подготовка специалистов в области формально-структурного описания, исследования и организации педагогического тестирования знаний: дис. … докт. пед. наук: 13.00.02. М., 2005.
-
Смирнов Е.И. Психолого-педагогические аспекты синергии математического образования // Перспективные тренды развития науки: образование, воспитание, cпорт. Одесса: Куприенко СВ, Book 4, 2016. С. 6-51.