Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №37 (1) (2017)
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА КАК УСЛОВИЕ И РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки педагога-музыканта в высшем учебном заведении. Личность педагога рассматривается в контексте формирования профессионального самоопределения будущего бакалавра музыки посредством выстраивания его личностных смыслов. Теоретической основой подхода автора к пониманию механизмов формирования личности будущего бакалавра педагогического образования по профилю «Музыка» являются: во-первых, концепция сознания А.Н. Леонтьева, в которой личностный смысл выступает компонентом, определяющим значение деятельности и ее предметов лично для конкретного субъекта; во-вторых, положения учения А.Н. Леонтьева о смыслообразующих мотивах деятельности, которые подчиняют себе мотивы-стимулы. На этой теоретической основе автором сформулированы виды личностных смыслов, которые должны быть сформированы в процессе обучения по авторской программе, обзорное содержание которой предлагается в статье. В частности, это личностный смысл, обретаемый в саморазвитии личности, личностный смысл, проявляющийся через усиление мотивации профессиональной деятельности, личностный смысл, позволяющий преодолевать личностные комплексы, сформировавшиеся в результате неудач в профессиональной деятельности, а также личностный смысл в построении семейного будущего с опорой на профессиональные знания. Проанализированы содержание, практика и результаты специально разработанной авторской программы дисциплины по выбору «Начальный этап обучения музыке детей дошкольного возраста», ее эффективность и перспективы использования для профессионального развития личности педагога-музыканта. Показано, что траектории развития личности в рамках программы будут различаться в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося, что гарантирует развитие его индивидуальности.
Ключевые слова
развитие; профессионализм; смысловые образования; личность педагога-музыканта; успешность; компетентность; development; professionalism; identity; music teacher personality; success and competence
PERSONALITY OF THE TEACHER OF MUSIC AS THE CONDITION AND THE RESULT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT
The article is devoted to the training of a music teacher at an institution of higher education. The personality of the teacher is considered in the context of the formation of the professional self-determination of the future bachelor of music by forming his personal identity. The theoretical basis of the author's approach to understanding the mechanisms of the future bachelor’s personality formation while studying at the department of «Music» is the following. Firstly, the concept of consciousness by Leont’ev A.N, in which personalized meaning is presented as a component determining the value of activities and its objects for a particular subject. Secondly: the theory of Leontiev A.N. about sense-creating motivation of activity which dominates over the inspiring motives. On this theoretical basis the author formulated the types of identities, which are to be formed in the course of training by the author’s program which content overview is offered in the article. In particular, this personalized meaning can be obtained in personal self-development, personalized meaning, which manifests itself through the strengthening of work motivation, personalized meaning, which allows teachers to overcome personal complexes formed as a result of failures in the professional activities and personalized meaning in building a family based on professional knowledge. The content, practices and results, effectiveness and prospects for professional development of the teacher’s personality of a specially prepared elective course «The initial phase of teaching music for pre-school learners» were analyzed. The article presents that the route of personality development within the framework of the program will vary depending on the individual characteristics of a student, which guarantees the development of his individuality.
Список литературы
-
Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.
-
Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 35-45.
-
Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вести Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1981. № 2. С. 46-56.
-
Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала М., 2008.
-
Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности: обзор программ дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2010.
-
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
-
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
-
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007.
-
Мажура Г.П. О профессиональной этике педагога // Педологический вестник. 2002. № 6. С. 8-16.
-
Манакова И. П. Специальный курс «Начальный этап обучения музыке детей дошкольного возраста» как компонент профессиональной подготовки студентов факультета музыкального и художественного образования // Актуальные проблемы музыкального и художественного образования: материалы 2 Международной интернет-конференции (Екатеринбург, 2009 г.) / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. С. 182-188.
-
Манакова И.П., Салмина Н.Г. Дети. Мир звуков. Музыка. Свердловск: Урал, 1991.
-
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 2004.
-
Старчеус М.С. Личность музыканта. М.: Изд-во: Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, 2012.
-
Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Сад Детства: новый взгляд на дошкольное образование. М.: ТЦ Сфера, 2014.