Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №37 (1) (2017)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КИНОМУЗЫКИ
Вопрос изучения воспитания толерантности приобретает особую актуальность в подростковом периоде. На первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для свободного развития. Имеются в виду этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, традициям, ценностям, культурам и т.п. Применение понятия «толерантность» в сфере образования позволяет наполнить его новым содержанием, что на сегодняшний день актуально и обусловлено следующими факторами: многообразием и вариативностью трактовок понятия в научной литературе; спецификой диалога отечественной науки («политкорректность», «терпимость к иному мировоззрению, поведению и обычаям», «диалог культур») специфическим содержанием и направленностью педагогической деятельности. В статье освещаются важные вопросы воспитания молодого поколения в духе толерантности, описаны современные подходы к пониманию термина «толерантность», рассмотрен достаточно новый, но актуальный метод воспитания толерантности подростков - киномузыка. Раскрыто, что толерантность - многоапектный педагогический феномен, имеющий характеристики системности, субъектности, предметности и выступающий фактором развития личности. Зафиксированы основные концептуальные принципы, на которых базируются новые способы и средства воспитания толерантной личности. Выделен инспирирующий (запускающий) фактор актуализации и развития толерантности - музыкальное искусство. В качестве важнейшего условия, обеспечивающего всестороннее развитие личности, воспитание толерантности учащихся, выделяется открытая образовательная среда. Сделан вывод о том, что киноискусство привносит в работу учителя в деле воспитания толерантности визуальную достоверность, жизненные ситуации, конкретных людей и через переживания в процессе восприятия побуждает к личностному отклику, личностному отношению.
Ключевые слова
воспитание толерантности; кинематограф; киноискусство; киномузыка; киномузыка как средство воспитания толерантности; подросток; толерантность; tolerance education; cinema; cinematographic art; soundtracks; soundtracks as a means of tolerance education; adolesc
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TOLERANCE EDUCATION OF TEENAGERS BY MEANS OF FILM MUSIC
The question of studying tolerance education is of particular relevance in adolescence. In the foreground the values and principles necessary for free development are put forward. They include ethics of non-violence strategy, the idea of tolerance to strange and alien positions and traditions, values, culture, etc. The application of the concept of «tolerance» in the field of education can fill it with new content that today is relevant due to the following factors: the variety and variability of interpretations of the concept in the scientific literature; the specifics of the dialogue of national science, «political correctness», «tolerance to a different worldview, behavior and practices»; «Dialogue of cultures»; specific content and direction of teaching. The article highlights important issues of education of the young generation in the spirit of tolerance, describes modern approaches to the understanding of the term «tolerance», describes a relatively new, but urgent method of tolerance education of teenagers - film music. It is disclosed that tolerance is a multiple-aspect pedagogical phenomenon, which has systematic characteristics, subjectivity, objectivity and acts as a factor in the development of personality. Basic conceptual principles on which to base new ways and means of education of a tolerant person are presented. Inspire (trigger) factor of the actualization and development of tolerance - the art of music - is distinguished. As an essential condition to ensure the full development of the individual, tolerance education of students, the open learning environment is singled out. The conclusion is that cinematography brings into the work of teachers, who teach tolerance, visual trustworthiness, life situations, specific people, and through the experience in the process of perception, encourages personal response to personal relationships.
Список литературы
-
Асмолов А.Г. Содействие ребенку - развитие личности // Новые ценности образования. № 2. 1995. С. 39-45.
-
Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. С. 74-85.
-
Баранов О.А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью: учеб. пособие. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2005.
-
Бобоева С.Б. К некоторым аспектам воспитания толерантности // Инновационная наука. 2015. № 4. С. 83-85.
-
Жмырова Е.Ю. Киноискусство как средство воспитания толерантности // Вестник Тамбовского университета. 2008. № 3. С. 303-306.
-
Кудинов С.И., Кудинов С.С. Проблемы толерантности и адаптивности личности в поликультурном обществе // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2014. № 1. С. 42-48.
-
На пути к толерантному сознанию / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Смысл, 2000.
-
Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. URL: http://his.1september.ru/2002/11/2.htm (дата обращения 13.11.2016)