Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №37 (1) (2017)
СОЦИОКУЛЬТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Статья посвящена социокультурному (культурно-ценностному) подходу, позволяющему определить математическое образование как форму человеческой культуры, направленную на трансляцию и усвоение накопленного опыта, знания как носителей культурных ценностей, и социокультурное развитие обучающихся средствами математики - развитие культурных базовых способностей, обеспечивающее возможность эффективной деятельности школьника в социальной среде, формирование его культуры, навыка и потребности социальных взаимодействий. Содержательно раскрывается концептуальная модель социокультурно-ориентированного обучения математике, включающая новое наполнение структурно-функциональных компонентов: методологического, содержательного, процессуального и оценочно-диагностического, теоретическое обоснование структурных планов. В качестве наполнения содержательного плана модели приводится так называемая модель динамики освоения субъектом ценностей: познавательная деятельность в области математики представлена как системное образование, компоненты которого одновременно рассматриваются и как фазы цикла культурного освоения субъектом ценностей, как динамика деятельности познания - ценностная ориентация, побуждение, коммуникация, адаптация и продуцирование. Ценностное отношение возникает на каждой фазе этого цикла, но, только пройдя все звенья, фазы цикла становится культурной ценностью. Наполнением процессуального блока модели является технология социокультурно-ориентированного обучения математике (на примере обучения геометрии в 5-9 классах). Цель технологии - создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития школьников. Основная ориентация - принцип «метапредметности», предполагающий обучение общим приемам, образцам мыслительной работы, которые лежат «над предметами», «поверх предметов», но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Главная идея - не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы, предоставив обучающимся средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей.
Ключевые слова
математический объект; математическое понятие; свойства, признаки, критерии понятий; предпонятия; формирование понятийных психических структур; mathematical object, mathematical concept, properties, attributes criteria of notions; preconcepts; the formati
SOCIOCULTURAL-BASED GEOMETRY EDUCATION AT A COMPREHENSIVE SCHOOL: STRUCTURAL AND FUNCTIONAL COMPONENTS
The article is devoted to the socio-cultural (cultural value) approach which allows us to define mathematical education as a form of human culture, aimed at broadcasting and assimilation of experience, knowledge, as bearers of cultural values and socio-cultural development of students by means of mathematics - the development of cultural basic skills, ensuring efficient operations of student in the social environment, the formation of its culture, skills and needs in social interactions. Substantially a conceptual model of socio-cultural-based teaching of mathematics, including new content of structural and functional components: methodological, substantive, procedural and evaluative and diagnostic, theoretical basis of structural plans. As the content meaningful plan model is a so-called model of the dynamics of development of the subject property: cognitive activity in the field of mathematics is presented as a system formation, the components of which at the same time are regarded as the phase cycle of cultural development of the subject property, as the dynamics of the acquisition of knowledge - value orientation, motivation, communication, adaptation and production. Valuable relationships arise in each phase of this cycle, but only after passing all parts, cycle phase becomes a cultural value. Filling procedural block of the model is a technology-oriented socio-cultural teaching of mathematics (for example, geometry teaching at grades 5-9). The purpose of technology is to create the content and organizational conditions for personal self-development of pupils. The main focus is the principle of “meta-subject”, involving common training methods, models of mental work that lie “above items”, “on top of things”, but which are reproduced when dealing with any subject material. The main idea is not to disclose information and to develop, but transfer methods of work, to provide students with the means for self-development of personality, aware of themselves and their place in the world, to understand other people.
Список литературы
-
Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Издательство «Пеленг», 1992.
-
Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. М.: ИНФРА-М, 2003.
-
Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
-
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта / Пер. с франц. В.А. Лекторского и др. М.: Просвещение, 1969.
-
Эльконин Б.Д. Особенности знакового опосредования при решении творческих задач // Психологическая наука и образование. 1997. № 3.
-
Якиманская И.С. Психологические особенности математического образования. М.: Академия, 2004.