Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №37 (1) (2017)
ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА
В данной статье говорится о том, что высшее образование, в том числе и ведомственное, в настоящее время претерпевает множественные преобразования в подготовке специалистов с учетом потребностей общества и государства. Успешность поставленных задач зависит от уровня развития самообразовательной компетентности педагога как одного из значимых показателей его профессионализма. Изучение различных походов к понятию «самообразование» позволило автору представить собственное уточнение термина, определив его как специально организованную, систематическую познавательную деятельность педагога, обладающую определенными личностными характеристиками, отраженными в статье, и направленную на достижение общественно значимых целей. Анализируются особенности самообразовательной деятельности преподавателя, обозначены проблемные зоны. Применительно к ведомственному вузу установлено, что педагоги, особенно в современных условиях социальных изменений образовательной среды, испытывают значительные затруднения в отдельных компонентах педагогической деятельности, в том числе в реализации индивидуального маршрута самообразования преподавателя. Определено, что основными причинами являются: слабая выраженность мотивов самообразования; отсутствие опыта самообразования и позитивного отношения к нему; затруднения в адаптации к профессиональной деятельности. В статье указано, что эффективность самообразования напрямую зависит от практической готовности личности педагога к осуществлению самообразовательной деятельности. Автор представляет готовность преподавателя к самообразованию как интегративную характеристику личности, обладающую структурным и содержательным наполнением. Разрешение выявленных затруднений возможно только при условии соответствующей орга низации самообразовательной деятельности преподавателя и ее содержательном наполнении с учетом особенностей образовательной среды вуза. Обоснована необходимость организации самообразовательной деятельности педагога в ведомственном вузе, представлена педагогическая технология его самообразования, выделены компоненты, педагогические условия, способствующие успешности его самообразовательной деятельности.
Ключевые слова
самообразовательная деятельность; ведомственный вуз; образовательный процесс; готовность к педагогическому самообразованию; технология; организация; self-educational activities; departmental; University; educational process; readiness to the pedagogical self
ORGANIZATION OF SELF-EDUCATION OF TEACHERS AT THE DEPARTMENTAL UNIVERSITY
This article states that higher education, including departmental, is currently undergoing multiple transformations in training, in accordance with the needs of society and the state. The success of tasks depends on the development of the teacher’s self-competence as one of the most important indicators of his professionalism. Studying various approaches to the concept of self-education has allowed the author to submit his own self-clarification of the term, in relation to teaching. So, self-education is a specially organized, systematic cognitive activity of the teacher, having its certain personal characteristics, reflected in the article, and aimed at achieving socially significant goals. The features of self-educational activity of the teacher are analyzed in the article, as well as the problem areas are designated. With regard to the departmental university, it is found out that teachers are experiencing considerable difficulties connected with the individual components of pedagogical activity, particularly, with the realization of an individual self-education route, especially in the present conditions of social changes in their educational environment. It is defined that the main reasons for it are: low self-motivation, lack of certain experience of self-education and of a positive attitude towards it; difficulties in adapting to the professional activity. In the article it is determined that the effectiveness of self-education depends on the practical readiness of a teacher to the implementation of self-educational activity. The author represents the teacher’s readiness for self-education as an integrative characteristics of the individual, having structural and meaningful content. Resolution of the identified difficulties is possible only on condition of the organization of self-educational activity of the teacher and its substantive content, taking into account the features of the educational environment of high school. The necessity of self-educational activity of the teacher in the departmental college is proved, and the pedagogical technology of self-education is presented, the components and pedagogical conditions necessary for the teacher’s successful self-educational activity are stated.
Список литературы
-
Белкина В. Н., Сергеева Г. В Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. 2011. Том II. № 1. С. 159-162.
-
Глушкова И.Г. Самообразование педагога: тематика, план, учет мероприятий по самообразованию // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 18-24.
-
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
-
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
-
Кошелева А.О. Научная деятельность преподавателя-исследователя в инновационных условиях высшей военной школы // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 3(35). С. 66-73.
-
Ляпин А.И, Аралов Э.И. Роль педагога-тренера в подготовке включенности курсантов ВИ МВД России в процесс самоорганизации // Вестник Воронежского института МВД России. 2007. № 2. С. 102-104.
-
Светлова В.А. Формирование готовности личности педагога к самообразованию как научная проблема // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4.
-
Сергеева Г.В. Особенности профессионального самообразования студентов и педагогов дошкольного образования // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 6. С. 135-139.
-
Сериков Г.Н. Самообразование в жизнедеятельности человека // Вестник Южноуральского государственного университета. 2011. № 1.
-
Хрисанов А.В. Самообразование и формирование современной профессионально-педагогической культуры преподавания в условиях инновационного развития Белгородского юридического института МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2011. № 2. С. 46-51.
-
Шемякина И.Е. Развитие компетенции самообразования у курсантов военного вуза в условиях изменений его образовательной среды: автореф. дис… канд. пед. наук. СПб., 2015.
-
Юдаков С.В. Профессионально-педагогическое самообразование: учеб. пособие. Владимир: ВГПУ, 2010.
-
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.