Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №37 (1) (2017)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ-ЭКОЛОГОВ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЗАВЕДЕНИИ
В статье раскрываются педагогические условия, необходимые для эффективного функционирования системы повышения квалификации в вузе при внедрении электронного обучения. Описаны методы и формы, современные образовательные технологии, базирующиеся на использовании информационно-коммуникационных технологий при подготовке специалистов-экологов на курсах повышения квалификации. Обозначена необходимость создания законодательной базы для эффективной организации системы дополнительного образования при использовании дистанционных образовательных технологий. Проведен краткий анализ имеющейся нормативно-правовой базы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в вузе. Авторы статьи раскрывают понятие «электронное обучение», анализируют преимущества и эффективность его использования в современном высшем образовательном заведении. Проведенный анализ теоретических источников по исследованию педагогических условий электронного обучения позволяет утверждать, что в последние годы его роль в решении проблемы повышения квалификации специалистов - сотрудников разных ведомств - существенно возросла. Раскрыты некоторые ведущие характеристики информационно-образовательной среды высшего образовательного заведения. Представлены различные аспекты многомерной образовательной среды, учет которых необходим при реализации целей и задач электронного обучения. В статье описаны и раскрыты необходимые условия внедрения информационного портала для осуществления учебно-познавательной деятельности слушателей курсов. Уделено внимание многообразию средств организации дистанционного обучения. Авторы статьи выделяют основные группы комплекса современных средств обучения в условиях электронного обучения. Они предполагают, что в вузах, реализующих задачи повышения квалификации, должна быть создана гибкая и диверсифицированная система дистанционного обучения, которая позволит эффективно осуществлять подготовку и профессиональную переподготовку кадров по разным направлениям, а также результативно использовать финансовые ресурсы. В статье уделено внимание экспериментальным данным, полученным в рамках проводимого авторами исследования, в частности результатам констатирующего и формирующего экспериментов. Сделан вывод о том, что внедрение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации дополнительных профессиональных программ обеспечит конкурентоспособность российского образования.
Ключевые слова
электронное обучение; информационно-коммуникационные технологии; мультимедиа; курсы повышения квалификации; педагогическая поддержка; специалисты-экологи; e-Learning; information and communication technologies; multimedia; advanced training courses; pedagogi
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE E-LEARNING`S EFFECTIVE IMPLEMENTATION TO THE TRAINING OF ECOLOGISTS AT THE ADVANCED TRAINING COURSES IN EDUCATIONAL INSTITUTION
The article reveals the pedagogical conditions necessary for the effective functioning of the advanced training system at university implementing e-learning. The methods, forms, and modern educational technologies based on the use of ICT in the preparation of ecologists at the advanced training courses are described in the article. It also emphasizes the need to create a legal framework for the effective organization of additional education using distance learning technologies. The brief analysis of the existing legal framework of e-learning and distance learning technologies at university has been conducted. The authors explain the concept of «e-learning», analyze the advantages and efficiency of its use in the modern institution of higher education. The analysis of theoretical sources for the study of pedagogical e-learning environment suggests that in recent years its role in solving the problem of advanced training of specialists - employees of different departments - has increased significantly. Some of the essential characteristics of the educational environment of higher educational institutions are revealed. The authors present the various aspects of a multidimensional learning environment that require consideration in implementation of e-learning goals and objectives. The conditions necessary for the implementation of an information portal of educational and cognitive activity course participants are described and disclosed in this article. The authors pay attention to the variety of means of distance learning. The authors distinguish major groups of complex modern means of training in terms of e-learning. They suggest that the flexible and diversified system of distance learning is to be created at universities implementing advanced training tasks. It will provide the effective training and retraining of personnel in various fields, as well as the effective use of financial resources. The article represents the experimental data obtained during the research carried by the authors, in particular, the results of ascertaining and forming experiments. It is concluded that the introduction of distance learning technologies and e-learning into the implementation of additional professional programs will ensure the competitiveness of Russian education.
Список литературы
-
Андреев А.А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Открытое образование. 2013. № 5. С. 40-46.
-
Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 148-154
-
Кошелева А.О. Электронное обучение в высшем образовательном заведении на основе синергетического подхода // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. Том 2 (№ 34). С. 120-126.
-
Монахов Д.Н. Мобильное обучение в сфере информационного пространства // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 157-159.
-
Петров А.Е. Технологии дистанционного обучения в системе непрерывного образования // Открытое образование. 2013. № 5. С. 47-51.