Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №37 (1) (2017)
ВОСПРИЯТИЕ ЭТНИЧНОСТИ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ В РЕОРГАНИЗОВАННОЙ ШКОЛЕ ГОРОДА МОСКВЫ
Целью данной статьи является рассмотрение особенностей восприятия этничности учащимися среднего звена реорганизованной школы, чье формирование на начальном этапе обучения проходило в разных условиях: в школе с этнокультурным русским компонентом обучения и обычной многонациональной средней школе. После реорганизации объединенным учительским и детским коллективам пришлось выстраивать рабочие и бытовые взаимоотношения заново. Методами исследования являлись интервью и анкетирование, касавшееся не только одноклассников другой национальности, но и обучающихся в целом: учатся они в данной школе, другой школе или с ними учатся друзья информантов. Относительно самого понятия «этничность» ответы информантов можно разделить на три категории. Одни считают, что этничность - это народ, в то время как вторая группа определяет этничность как разновидность отношений уважения между людьми разных наций. Наконец, третья группа воспринимает этничность как набор традиций, обычаев и культурных явлений. В то же время все информанты признаются, что не уверены в своем ответе и не понимают, о чем все-таки идет речь, поскольку никогда прежде не задумывались об этом. Проанализировав данные, можно сделать вывод о том, что в целом этничность не воспринимается в детской среде как нечто мешающее воспринимать саму личность одноклассника или любого другого школьного товарища, так как на первом плане находятся объединяющие факторы: общие интересы и проблемы. Она, скорее, является дополнением этой личности и вызывает в целом позитивные эмоции: интерес к культурным ценностям, юмор над представителями этой национальности. Негатив относительно этничности остается за рамками школы: от гипотетических умозаключений до ситуаций вне образовательного процесса.
Ключевые слова
личность; учитель; ученик; школа; дети; этничность; полиэтничный; национальность
THE PERCEPTION OF ETHNICITY AMONG PUPILS IN REORGANIZED SCHOOL IN MOSCOW
This article is the part of the research of the perception of the ethnicity in the reorganized multiethnic school. The aim of the article is to show the peculiarities of perception of the ethnicity among the secondary school pupils who had different educational environment in the primary school. Before the reorganization of schools one group of children had studied in a multiethnic school and the other group - in a special school only for the Russian children. The first school had different traditions of national celebrations and never had problems with conflicts connected with nationality. The teachers and the pupils were used to each other and didn’t have problems in communication because of different nationalities. The second school had the policy to prevent children who were not Russians, especially Muslims, from entering it. The first part of the article touches upon the particularity of the reorganization. The second part describes the children’s understanding of the definition «ethnicity» and the ways of the mutual perception in their community. All in all, children don’t understand the meaning of «ethnicity» because they have never thought about it. But they still have some ideas about how to deal with different nationalities and it matters for them if a person is a friend, a schoolmate, a neighbor or someone unknown. Ethnicity can be mentioned in addition to a personality description, sometimes in a humorous but always in a friendly way, if the children mean someone they know because primarily they care about such features as loyalty, reliability, sense of humor. They can mention ethnicity in a negative way when they speak about some widely-discussed situations which involve people of different nationalities they do not know.
Список литературы
-
Горячев Ю.А., Захаров В.Ф., Курнешова Л.Е., Омельченко Е.А., Савченко Т.В. Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы. М.: Издательский дом «Этносфера», 2008.
-
Мартынова М.Ю. Школьное образование и идентичность. Отечественные и зарубежные концептуальные подходы к национальной (общегосударственной) интеграции и культурному многообразию общества // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 2013. № 234. C.3-42
-
Мартынова М.Ю. Школьное образование как ресурс культурной и национальной идентичности // Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2011 г. / Ежегодный доклад EAWARN. М.: ИЭА РАН, 2012. С. 236-243.
-
Путин В.В. Вступительное слово на рабочей встрече по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений. 5 февраля 2014 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22349 (дата обращения - 24.04.2016).
-
Тишков В.А. Российский народ: книга для учителя. М.: Просвещение, 2010.
-
Тишков В.А. Этнос или этничность. URL: http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii/etnos_ili_.html# (дата обращения - 24.04.2016).