Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

    Аннотации статей.

    Бочило М.Г.. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОГО МЕДИЙНОГО ДИСКУРСА И ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Данная статья представляет собой теоретический обзор понятия «дискурс» и механизмов взаимосвязи медийного дискурса (в частности мультфильмов и художественных фильмов) и проявлений агрессивности у младших школьников. Особое внимание уделяется анализу ответов детей на поставленные вопросы и детских сочинений. При обработке данных было замечено, что набор любимых фильмов (мультфильмов) не зависит от места проживания детей и вида образовательного учреждения, в котором обучается ребенок. Есть различия в выборе любимого фильма (мультфильма) в зависимости от пола респондентов. На основе проведенного исследования было выявлено, что предпочитаемым медийным дискурсом у школьников является агрессивно-провокационный. Анализ полученных данных с помощью методов математической статистики показал, что влияние фильма на детей связано не столько с его очевидными содержательными характеристиками, сколько со степенью зрительской рефлексивности. Была выявлена взаимосвязь: если уровень рефлексивности у ребенка низкий, то возрастает уровень косвенной и вербальной агрессии, раздражительности, обидчивости. Показано, что если дети смотрят фильмы и обсуждают с родителями увиденное, то они лучше понимают содержание фильма, его идею, скрытый смысл, и в большей степени обладают способностью к рефлексии впечатлений от получаемой информации. И тогда негативное влияние медиапродукции резко снижается: рефлексивность имеет обратную корреляцию с агрессивностью. В процессе обработки полученных данных мы объединили два критерия: рефлексивность и уровень понимания в один (РиП). Основанием для объединения стала достоверная статистическая взаимосвязь показателей.
    This article is a theoretical review of the concept of “discourse” and mechanisms of the relationship of media discourse (in particular, cartoons and feature films) and manifestations of primary school children aggression. Special attention is paid to the analysis of children's responses to questions and the analysis of children's compositions. When processing data, it was observed that the set of favorite movies (cartoons) does not depend on the children's place of residence and type of educational institution, which a child goes to. There are differences in the choice of a favorite movie (cartoon) depending on the gender of the respondents. On the basis of conducted research it was revealed that the preferred media discourse among pupils is aggressive - provocative. The analysis of the data obtained using the methods of mathematical statistics showed that the impact of a film on children is connected mainly not with its apparent substantial characteristics, but with the degree of reflexivity of the spectator. The following interconnection was revealed: if the level of reflexivity of the child is low, it increases the level of indirect and verbal aggression, irritability, resentment. It is shown that if children watch movies and discuss with parents what they saw, they better understand the content of the film, its idea, hidden meaning, and increasingly have the ability to reflect impressions from the received information. And then the negative impact of media production is sharply reduced: reflexivity is inversely correlated with aggressiveness. In the process of processing the data, we combined two criteria: reflexivity and the level of understanding in one (RiP). The basis for the unification became a reliable statistical relationship between the indicators.

    Вареник М.А.. СВЯЗЬ КРЕАТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

    Статья посвящена изучению взаимосвязи личностных свойств и креативности у студентов театральных вузов г. Москвы. Исследование проводилось на основе многофункционального подхода, предложенного А.И. Крупновым. Познавательная активность представлена в контексте таких личностных свойств, как любознательность и инициативность в связи с креативностью. Проанализированы отечественные исследования по изучению данных свойств. В рамках положений о многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности, разработанных А.И. Крупновым, любознательность и инициативность рассматриваются как системные качества личности. Данная концепция неоднократно использовалась при проведении исследований, подтвердивших ее значимость и научную состоятельность. Рассмотрен феномен изучения креативности. Показано, что нет единого объяснения особенностям его психологической структуры и содержания, а также способов его изучения. Показано, что в психологической литературе отсутствует единый подход к изучению связи креативности с переменными любознательности и инициативности. Диагностика любознательности и инициативности проводилась на основе восьмикомпонентной модели А.И. Крупнова; для исследования креативности использовался краткий вариант фигурной формы теста Э.П. Торренса, адаптированный для студенческой выборки. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи креативности с переменными любознательности и инициативности. Статистическая обработка проводилась на основе критерия Манна-Уитни и коэффициента ранговой корреляции Спирмена. В проведенном исследовании были обнаружены различия в проявлении таких познавательных свойств, как любознательность и инициативность в группах студентов-актеров и студентов-режиссеров. Наиболее выраженными эти личностные свойства оказались у студентов-режиссеров. Выявленные различия свидетельствуют о том, что студенты-режиссеры обладают большей самостоятельностью, ответственностью, им свойственно более широкое осмысление творческого процесса, большая глубина мировоззрения при создании нового продукта творчества.
    The article is devoted to the study of the interconnection between personal qualities and creativity among students of Moscow theater universities. The survey was conducted on a basis of the multifunctional approach proposed by A. Krupnov. Cognitive activity is represented in the context of such personal qualities as curiosity and initiative in connection with creativity. We have analyzed the domestic studies on the topic. Within the framework of the propositions on the multidimensional-functional organization of a personality and individuality, developed by A.I. Krupnov, curiosity and initiative are considered as a system of personality traits. This concept was used repeatedly in conducting studies that confirmed its importance and scientific correctness. The phenomenon of studying creativity is considered. It is shown that there is no single explanation for the peculiarities of its psychological structure and content, as well as ways to study it. It is shown that in psychological literature there is no single approach to studying the connection of creativity with the variables of curiosity and initiative. The diagnosis of curiosity and initiative was carried out on the basis of A. Krupnov’s eight-component model; for the study of creativity a short version of the Figure Form of P. Torrens’ test of Creative Thinking adapted for the student sample was used. The results of the empirical study of the interrelation between creativity and the variables of curiosity and initiative are presented. The statistical processing was carried out on the basis of Mann-Whitney U-test and Spearman’s rank correlation coefficient. In the study, differences were found in the displaying of such cognitive properties as curiosity and initiative in groups of students-actors and students-directors. The most prominent these personality traits are in students-directors. The revealed differences show that students-directors have greater independence, responsibility; they are characterized by a broader understanding of the creative process, a greater depth of the worldview when creating a new product of creativity.

    Каменева Г.Н., Радоев М.. КУЛЬТУРА И ГЕНДЕР КАК МОДЕРАТОРЫ ЗАСТЕНЧИВОСТИ

    В статье представлены результаты кросс-культурного исследования особенностей застенчивости на примере российских и балканских студентов московских вузов (N=137). Застенчивость рассматривается как личностная черта, предпринята попытка выделить ее универсальные когнитивные и мотивационные составляющие. Также изучены культурно- и гендерно-специфические особенности застенчивости. Интенсивность, частота и социально-психологические проявления застенчивости измерялись с помощью методики Ф. Зимбардо, адаптированной А.Б. Белоусовой и Ю.М. Юсуповым. В качестве когнитивного компонента измерялись базисные убеждения личности, тогда как в качестве мотивационного компонента диагностировалась мотивация аффилиации. В результате исследования не было обнаружено статистически значимых отличий в культурном или гендерном проявлении застенчивости, однако у двух культурных ареалов разное восприятие и степень принятия данной черты. Определено, что у студентов из обоих регионов наибольшее напряжение создают ситуации оценивания их знаний и компетенций. В контекстном проявлении застенчивости прослеживаются гендерные стереотипы: юноши больше стесняются в ситуациях, где подвергаются сомнению их самостоятельность и способности, тогда как девушек больше озадачивают ситуации сравнения с другими и отстаивания своего мнения. Обнаружено, что балканские студенты отличаются значимо более позитивными убеждениями о доброжелательности окружающего мира. Мотивы аффилиации по-разному соотносятся с застенчивостью у представителей двух регионов: у российских студентов застенчивость прямо связана со страхом отвержения, тогда как у балканских - со стремлением к принятию.
    The article presents the results of a cross-cultural research on the features of shyness of Russian and Balkan students at Moscow universities (N=137). In this paper shyness was studied as a personality trait and we sought to reveal its universal cognitive and motivational components. Cultural and gender peculiarities of shyness were also examined. The intensity, frequence, social and psychological manifestations of shyness were measured using Zimbardo shyness questionnaire adapted by Belousova and Yusupov. Basic assumptions as a cognitive component and affiliation motivation as a motivational component of shyness were examined. The research showed no significant differences in cultural and gender distribution of shyness, although the two cultural areas seem to have different perceptions and levels of acceptance of shyness as a trait. Students from both regions reported the highest level of tension in situations of evaluation of their knowledge and competences. The context of shyness manifestation showed some gender-stereotypic features: the boys feel more shy in situations where their independence and abilities are questioned, while the girls feel more shy when exposed to comparison to others, as well as when they are asked to express their opinion. In this study, the Balkan students showed significantly more positive assumptions about the benevolence of the world. The connection between the affiliation motivation and shyness is different in students from the two regions: in Russian students shyness is directly proportional to the avoidance motivation, while in Balkan students it is directly proportional to the affiliation motivation.

    Климова Н.В., Самойлик Н.А.. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОПРОСНИКА «ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

    В статье рассматриваются результаты психометрической проверки диагностического потенциала авторского опросника «Диагностика уровня духовности личности». Актуальность разработки методики изучения духовности обусловлена отсутствием в настоящее время психодиагностического инструмента анализа феномена духовности и его структурных компонентов. В статье показано, что в процессе психометрической проверки была определена высокая пригодность пунктов опросника для изучения духовности личности как комплексного психологического феномена в период юношества и ранней молодости. В ходе первого этапа определялась диагностическая значимость построенной теоретической модели опросника на основании оценки дискриминативности, сложности и коэффициентов корреляции утверждений шкал с общим показателем и между собой. На втором этапе разработки опросника анализировались показатели валидности, включающие в себя консенсусную и критериальную. Результаты проверки методики на валидность продемонстрировали наличие достаточно большого числа взаимосвязей с другими методиками, валидность которых уже доказана и проанализирована. На основании полученных результатов были предложены репрезентативные тестовые нормы, позволяющие более точно дифференцировать изучаемый феномен духовности личности. Комплексный подход к диагностике духовности личности как самостоятельного психологического феномена дает возможность выявлять на ранних стадиях личностного развития рассогласование структурных компонентов духовности и организовывать процесс психолого-педагогического сопровождения становления духовности в ходе получения высшего образования. Разработанная авторская методика диагностики уровня духовности личности будет полезна практическим психологам, работающим с подростковой и юношеской возрастной категорий, а также специалистам, изучающим структуру духовности в период ранней молодости.
    In the article the results of psychometric check of diagnostic potential of the author's questionnaire «Diagnostics of the level of spirituality of the personality» are considered. The relevance of the development of a technique for studying spirituality is conditioned by the lack of the psychodiagnostic tool of the analysis of the phenomenon of spirituality and its structural components. In article it is shown that in the course of psychometric check high suitability of points of the questionnaire for studying spirituality of the personality as a complex psychological phenomenon in the period of youth and early youth has been defined. During the first stage the diagnostic importance of the constructed theoretical model of the questionnaire was determined on the basis of the assessment of discriminality, complexity and coefficients of correlation of statements scales with the general indicator and between themselves. At the second stage of the development of the questionnaire the validity indicators including consensus and criterion were analyzed. The results of the test of methods on the validity showed the existence of a rather large number of interrelations with other methods which validity is already proved and analysed. On the basis of the received results the representative test norms allowing us to differentiate more precisely the studied phenomenon of spirituality of the personality were offered. An integrated approach to diagnostics of spirituality of the personality as an independent psychological phenomenon gives the chance to reveal a mismatch of structural components of spirituality at early stages of personal development and to organize the process of psychological and pedagogical support of the formation of spirituality during receiving higher education. The developed author's technique of the diagnostics of the level of the personality spirituality will be useful for practical psychologists working with teenage and youthful age categories and also the experts studying structure of spirituality in the period of early youth

    Лыкова Н.М., Алькайси Э.Р.. Психологические особенности совладающего поведения в семьях

    Статья посвящена изучению психологических особенностей совладающего поведения в семьях. Выделены 6 стилей внутрисемейного совладания:семьи с адаптивным стилем поведения; семьи с дезадаптивным стилем поведения ребенка; семьи с дезадаптивным наследуемым стилем поведения от матери; семьи с дезадаптивным наследуемым стилем от отца; семьи с дезадаптивным ненаследуемым стилем поведения; семьи с дезадаптивным семейным стилем поведения. Классификация основана на анализе сочетаний стилей совладающего поведения каждого члена семьи. Стиль совладающего поведения описывается через соотношение трех базисных стратегий совладающего поведения: разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание. В исследовании качественная характеристика адаптивности/дезадаптивности стиля совладающего поведения дополнена предложенным нами формальным критерием, рассчитываемым на базе результатов по шкалам методики «Индикатор стратегий преодоления стресса». Проанализированы ресурсы совладающего поведения членов исследуемых семей: восприятие социальной поддержки, стремление к людям, эмоциональный отклик и чувствительность к отвержению. Психологические особенности совладающего поведения в семьях описаны в контексте использования ресурсов совладания в зависимости от типа внутрисемейного стиля совладания. Отдельное внимание уделено рассмотрению связи используемых стратегий совладания с используемыми ресурсами совладания у детей, воспитанных в семьях с различными типами внутрисемейного совладания. Показано, что в семьях, относящихся к типу «дезадаптивный стиль ребенка», молодые люди не воспринимают социальную поддержку семьи. При этом у них есть и развитые ресурсы совладания, такие как высокое стремление к людям и высокий эмоцииональный отклик. Отношения в коллективе для них являются ресурсно значимыми. В статье предложены рекомендации для разработки коррекционных мероприятий для молодых людей с дезадаптивным стилем совладающего поведения, воспитанных адаптивными родителями
    The article deals with the study of psychological peculiarities of coping behavior within families. Six types of family coping styles are defined: families with the adaptive coping style, families with the maladaptive coping style of a child’s behaviour, families with maladaptive coping style inherited from the mother, families with maladaptive coping style inherited from the father, families with not inherited maladaptive coping style, and families with maladaptive coping style. The classification is based on the combination of individual coping styles of family members. The coping style is described through the combination of three coping strategies: problem solving, search of social support and problem avoidance. Qualitative assessment of the coping style in the context of our research is supplemented by formal quantitative criteria of adaptivity/maladaptivity of coping style based on the results of the Coping Strategy Indicator questionnaire. Several coping resources of individual family members are studied: the perception of social support, the affiliative tendency, the emotional response and the sensitivity to rejection. Psychological peculiarities of the coping behavior within families are described in the context of the use of individual coping resources in relation to the type of the coping style of a family. Special attention is paid to the analysis of relationship between coping strategies and coping resources of children grown up in families with different family coping styles. The results show that in families of the type “families with maladaptive coping style of a child” children tend not to take social support from the family. At the same time they develop alternative coping resources, such as high affiliative tendency and emotional response. Relationships in a working team are important for them in the context of coping resources. The article also provides recommendations for the development of psycho-corrective work with young maladaptive people grown up in families with adaptive parents.

    Николаева Е.И., Брисберг Т.Л.. ОСОБЕННОСТЬ МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    В работе была поставлена задача оценить уровень сформированности модели психического у детей с диагнозом «общее недоразвитие речи». Было обследовано 17 детей в возрасте 6,7-7,7 лет подготовительной группы детского сада компенсирующего вида г.Санкт-Петербурга, из них 11 мальчиков и 6 девочек. Две девочки имели диагноз «фонетико-фонематическое недоразвитие речи». С диагнозом «общее недоразвитие речи (ОНР) второго уровня» обследовано 4 ребенка: 3 мальчика, 1девочка. С диагнозом «общее недоразвитие речи III уровня» обследовано 11 детей: 8 мальчиков, 3 девочки. Были использованы методики «Салли - Энн» и «Цветной вариант Прогрессивных матриц Дж. Равена». Далее родители заполнили анкеты, в которых нужно было описать число детей в семье, каким по счету был обследуемый ребенок, возраст родителей при рождении ребенка и образование родителей. Показано, что уровень сформированности модели психического детей с ОНР 2 и 3 уровней не отличается от такового у нормативно развивающихся детей. Сформированность модели психического детей с ОНР не зависит от уровня образования родителей и их возраста при рождении ребенка. И модель психического, и общий и невербальный интеллект ребенка с ОНР тем выше, чем меньше детей в семье и чем выше порядок рождения ребенка.
    The purpose of the work was to assess the level of the development of the model of mental among children with dysphasia. 17 children (11 boys, 6 girls) at the age of 6.7-7.7 were examined. All children attended the kindergarten of compensating type in St. Petersburg. Two girls had a diagnosis of “phonetic and phonemic underdevelopment of speech”. 4 children (3 boys, 1 girl) were diagnosed with dysphasia of the second level. And 11 children (8 boys, 3 girls) have a diagnosis of the dysphasia of the third level. The method “Sally-Anne” and Raven Progressive Matrices were used. Further, the parents of the children completed a questionnaire in which it was necessary to describe the number of children in the family, what number child was the examined child, the age of parents at the birth and parents’ education. It is shown that the level of the development of the theory of mental of children with the dysphasia of level 2 and 3 does not differ from that of the regulatory developing children. The formation of the theory of mental among children with the dysphasia does not depend on the level of parents' education and their age at the birth of the child. And the Model of mental, and general intelligence of the child with dysphasia are higher, the fewer children are in the family and the higher the birth order of the child.

    Никулкина Д.В.. ПРОФИЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕНСОМОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ И ОБЩИЙ И НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ

    В статье представлены результаты распределения детей младшего школьного возраста по типам профиля функциональной сенсомоторной асимметрии и их показатели общего и невербального интеллекта. В исследовании приняло участие 30 детей в возрасте 9-10 лет, учащиеся 3-4 классов. Для определения профиля функциональной сенсомоторной асимметрии был использован набор проб, направленный на выявление ведущей руки, ноги, глаза и уха (Николаева, 2010). Оценка общего и невербального интеллекта проводилась с помощью теста «Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена», серии А, В и АВ. Полученные данные свидетельствуют о большей вероятности наличия правого (63 %) и смешанного (27 %) профиля функциональной сенсомоторной асимметрии среди детей и в меньшей степени левого и симметричного (10 %) типа профиля. Обучение в школе в значительной мере усиливает правосторонние предпочтения у детей. В этом возрасте ребенок испытывает достаточно сильное влияние социума, что ведет к большему включению правой руки в пробы, связанные с научением. В работе показано, что тест Дж. Равена, требующий большего применения логических операций, с неодинаковой успешностью выполняется учащимися, имеющими различный тип латеральных предпочтений. Было выявлено, что тест лучше выполняют дети младшего школьного возраста с полярными (левым или правым) типами функциональной сенсомоторной асимметрии по сравнению с детьми со смешанным профилем.
    The types of functional sensori-motor asymmetry, general and nonverbal intelligence of schoolchildren are stuied in the article. 30 children (9-10 years old) were participants. In order to define the profile of functional sensori-motor asymmetry, consisting of finding the «leading» hand, leg, eye and ear, typical tests were made (Nikolaeva, 2010). The assessment of general and nonverbal intelligence was conducted using the Test “Jh. Raven’s color progressive matrices”, series A, B and AB. The obtained data shows a greater probability of right (63 %) and mixed (27 %) types of functional sensori-motor asymmetry among children and the less probability of symmetrical and of left (10 %) types. Studying at school is a significant contributor to the right-hand preference of children. At this age the child experiences a strong influence of the society, leading to a greater inclusion of the right hand in the samples associated with learning. It is shown that Jh. Raven’s test, requiring greater application of logical operations, with varying success is performed by schoolchildren with different type of lateral preferences. It was found that the test is performed better by children with the polar (left or right) types of functional sensori-motor asymmetry compared to children with a mixed profile.

    Томанов Л.В.. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДИНАМИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННЫХ СЕНСОРНЫХ ПОТОКАХ

    Актуальность статьи определяется недостаточным набором точных и объективных методов исследования психофизиологических основ интеллектуального развития дошкольников. Одним из теоретических подходов, позволяющих разработать современные компьютерные программы изучения интеллектуального развития детей, является концепция сенсомоторной интеграции. Качество и количественные характеристики сенсомоторной интеграции моделируются в системе нелинейных динамических параметров, широко используемых в физике нелинейных процессов. Указанная методология была положена в основу разработки компьютерной программы, которая позволяет создавать сенсорные потоки с разной динамической организацией, в том числе фрактальной. Компьютерная программа измеряет в режиме онлайн-скоростные и точностные параметры сенсомоторного реагирования, а также степень связности отдельных сенсомоторных реакций друг с другом (индекс Херста). Данный метод был использован для изучения особенностей сенсомоторного реагирования дошкольников (75 детей) 5-6 лет, часть которых имела верифицированные музыкальные способности. Установлено, что в мономодальных акустических потоках дети с музыкальными способностями лучше выполняют рекфлексометрические задания в сериях с фрактальной организацией межстимульных интервалов по сравнению с детьми контрольной группы. Музыкально способные дети в этом случае имеют более точные и быстрые реакции и высокую связность сенсомоторных реакций друг с другом (большие значения индекса Херста). Усложнение структуры сенсорных потоков за счет введения высоко вероятностных зрительных стимулов снимает эти различия. Большинство детей имеют лучшие показатели в мультимодальных сериях с хаотическим режимом межстимульных интервалов.
    The relevance of the article is determined by the lack of precise and objective research methods of studying psychophysiological fundamentals of intellectual development of preschool children. One of the theoretical approaches, allowing us to develop advanced computer programs exploring intellectual development of children is the concept of sensorimotor integration. The quality and quantity of the sensorimotor integration is modeled in the system of nonlinear dynamic parameters commonly used in physics of nonlinear processes. This methodology was the basis for the development of a computer program that allows you to create sensory threads with different dynamic organization, including fractal one. The computer program measures on-line speed and accuracy parameters of sensorimotor reactions as well as the degree of connectedness of individual motor reactions with each other (Hurst index). This method was used to study the characteristics of sensorimotor responses of 5-6 year old preschool children (75 children), part of who had verified musical abilities. It was found that children with musical abilities at monomodal acoustic threads are better at doing the reflexometer tasks in the series with fractal organization of interstimulus intervals compared with the control group of children. Musically capable children in this case have more accurate and rapid responses and high connectivity of motor reactions with each other (large values of Hurst index). The increasing complexity of the structure of sensory threads through the introduction of high probability visual stimuli removes these differences. Most children have the best performance in multimodal series with chaotic regime of interstimulus intervals.

    Шатохин А.А., Ельникова О.Е.. ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ИДЕНТИФИКАЦИЮ СТУДЕНТОВ

    В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на оценку степени влияния жизненных ориентаций на профессиональную идентификацию студентов и, как следствие, на предстоящее трудоустройство выпускников вуза. В качестве диагностического инструментария использовалась методика «Смысложизненных ориентаций (СЖО)», разработанная и адаптированная Д.А. Леонтьевым. Учитывалась форма обучения, а также наличие и отсутствие опыта работы по получаемой специальности. В ходе экспериментального исследования был проведен опрос с целью выявления отношения студента очной формы обучения к избранной профессии. Особое внимание было уделено мотивации сделанного ранее выбора и выяснению степени значимости получаемой специальности на том или ином этапе обучения и дальнейшим жизненным планам. Использование опросника на различных этапах обучения позволило выявить изменение в оценках. Также проводилась диагностика смысложизненных ориентаций студентов, обучающихся на первом, третьем и четвертом курсах по очной, сокращенной и заочной формам обучения. На основании результатов, полученных в ходе диагностики, было выявлено, что студенты очной и ускоренной форм обучения к концу периода подготовки теряют уверенность в собственных силах и в способности контролировать свою жизнь. При этом они целеустремленны, удовлетворены процессом и текущим результатом своей жизни. Выявленные психологические характеристики не могут не влиять на вектор активности выпускников в сфере их потенциального трудоустройства. Существует большая вероятность того, что подавляющее большинство студентов после окончания вуза не пойдут работать по полученной специальности. Этим и объясняется снижение положительной оценки получаемой профессии, зафиксированное в ходе предварительного опроса. У студентов заочной формы не зафиксированы обозначенные выше психологические характеристики.
    The article presents the results of an empirical study aimed at the evaluation of the impact of life orientation on the professional identity of students and, as a consequence, on the future employment of graduates of the University. As diagnostic tools we used the technique of “Meaningful orientations (WCS)” developed and adapted by D.A. Leontiev. The form of training, as well as the presence and lack of experience in the field of study, were taken into account. In the pilot study, a survey was conducted to identify the attitude of full-time student to their chosen profession. Special attention was paid to the motivation of the choice, and the clarification of the significance degree of the field of study at a particular stage of learning and future life plans. The use of the questionnaire at various stages of training, allowed us to identify the change in estimates. Also the diagnosis of life-meaningful orientations of full-time, part-time, and correspondence students of the first, third and fourth years of education was conducted. Based on the results obtained during the diagnosis it was revealed that the students of full-time and accelerated forms of education by the end of training lose confidence in their own strength and in the ability to control their life. They are purposeful, satisfied with the process and the current outcome of their life. Identified psychological characteristics cannot affect the vector activity of graduates in the field of their potential employment. There is a strong likelihood that the vast majority of students after graduation will not go to work in the field. This explains the decrease of the positive assessment of the profession, recorded during the preliminary survey. The specified above psychological characteristics are not recorded among correspondence students.

    Буланкина Н.Е.. КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ЯЗЫКОВОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ

    В фокусе исследовательского поиска автора статьи два проблемных локуса. Это гуманизация полиязыкового образовательного пространства и культурное самоопределение личности как цель, результат, стратегия и тактика гуманизации, но, прежде всего, как непрерывный, никогда не прекращающийся процесс языковой самореализации личности в пространстве разнообразных языков/выразительных средств культуры (вербальных/невербальных, естественных/искусственных, иконических, языков различных предметных/образовательных областей и т.д.). Не менее значимый аспект культурного самоопределения личности - ее самоактуализация на всех уровнях социального взаимодействия с другими субъектами по поводу тех или иных культурных фактов, событий, явлений социокультурной действительности. Представленный концепт отражает некоторые новые результаты пролонгированного исследования проблемы гуманизации современного образования, связанной с необходимостью решения задач культурно-исторического порядка в условиях социального взрыва, проблемное поле которого разрабатывается автором с девяностых годов прошлого столетия по настоящее время в рамках общеинститутской научно-исследовательской темы «Профессиональный рост педагога». Обозначенные выше направления и задачи данного микроисследования рассматриваются с позиций авторской социально-философской концепции гуманизации полиязыкового образовательного пространства (1999; 2005) и ведущих положений теории культурного самоопределения личности (2000; 2003). Культурно-историческая теория Л.С. Выготского в свое время становится для автора отправной точкой при разработке теоретико-методологической базы фундаментального исследования проблем современного отечественного развивающего образования. Опора на ведущие концептуальные положения позволяет автору данного опуса представить целостное видение проблемы культурного самоопределения через призму системы развивающих ситуаций и заданий, целевая установка которых - интеллектуальное начало и эмоционально-положительное отношение к процессу учения, обучения и воспитания ответственности личности за слово и дело в процессе продуктивной коммуникации. В работе разворачивается тезис, согласно которому коммуникативная парадигма есть одна из наиболее значимых и ведущих опор современного образовательного процесса, позволяющая решать задачу языковой самореализации и самоактуализации личности в поликультурном мире.
    The paper provides the author’s view-point on the opportunities of poly-cultural educational environment for self-determination as a goal/process/result of confident languages’ actualization when someone achieves (both educators and students) what they want through work/education/in their personal life, in the conditions of social explosion. The article covers the actualities of the longitudinal research (since 1993 till now) based on L. Vygotsky’ research of culture and history assets of self-determination of a person, and dedicated to the crucial issues of the problem under discussion in our time. The most important ones are: a) self-improvement as a process of trying to become a better and happier person, by gaining new knowledge, b) self-knowledge as an understanding of one’s own character and behavior, both verbal and non-verbal, c) self-education as having taught yourself by reading books, thinking about ideas, etc, rather than learning things only at school, and d ) self-help as the use of your own efforts to deal with your problems, instead of depending on other people, via programs which emphasize self-help, and self-help group/teams research. The basic claim concerns the integrated processes in poly-cultural education which should reflect holistic approach (system, intelligence-based development, culture-centered, learner-based, multiple-choice activities, flexible self-help groups, computer tools and devices etc.) towards the management of educational process. The usage-based theory of language acquisition is of paramount significance for incorporating a wide repertoire of self-development activities that could be of usage in everyday life of a modern man. Educational results, efficacy, psychological balance, and stability, cover activities which help to consolidate information, to reinforce comprehension, to enhance self-confidence and to have fun.

    Будякова Т.П., Дворяткина С.Н., Дякина А.А.. ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СВЕТЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

    В статье формулируется новый подход к пониманию феномена толерантности. Доказывается, что содержание понятия толерантности в работах российских и западных ученых в принципе схоже. В понятие толерантности и российские, и западные ученые включают практически одни и те же признаки: уважение непохожести, диалог культур, отказ от монополии на истину, отказ от догматизма, от абсолютизации истины и др. Различия в понимании содержания толерантности, на которые указывают отдельные российские исследователи, не подтверждаются ссылками на труды западных коллег. Неоднозначное отношение к существующим концептам толерантности у российских ученых в ряде случаев обусловлено фактами насилия и межэтнических конфликтов в странах Западной Европы в связи с волной беженцев, но не анализом существующих концепций толерантности. Выявлено, что западные теории толерантности являются отражением общефилософской концепции мультикультурализма, которая сама, в свою очередь, мало разработана и не конкретизирована для разных вариантов взаимодействия людей. Однако указывается, что существующие классификации толерантности фактически не развивают общий концепт толерантности, а лишь иллюстрируют общее понятие толерантности на примере ее видов. Утверждается, что развитие учения о толерантности наиболее перспективно в рамках синергетического подхода. Наиболее распространенные теории толерантности ориентированы на общий концепт, суть которого в том, что толерантность во всем многообразии ее проявлений должна быть сформирована у личности в противовес интолерантности. Именно синергетический подход позволяет иначе оценить значимость интолерантного поведения в ситуациях самозащиты личности от преступного посягательства и не переоценивать значения толерантного поведения в ситуации, где личности угрожает опасность. Перспективным признается развитие учения о толерантности через раскрытие ее видов. Более подробно рассматривается проблема языковой толерантности в медийном пространстве.
    The article formulates a new approach to understanding the phenomenon of tolerance. It is proved that the content of the concept of tolerance in the works of Russian and Western scientists is largely similar. In the concept of tolerance, both Russian and Western scientists include practically the same attributes: the respect for unlikeness, the dialogue of cultures, the rejection of the monopoly on truth, the rejection of dogmatism, the rejection of absolutization of truth, and others. Differences in understanding the content of tolerance, pointed out by certain Russian researchers, are not supported in the works of their Western colleagues. The ambivalence among Russian scientists towards the existing concepts of tolerance is due to the facts of violence and interethnic conflicts in the countries of Western Europe resulting from a great deal of migration rather than an analysis of the existing concepts of tolerance. It is found that Western theories of tolerance are a reflection of the philosophical concept of multiculturalism, which, in turn, was little developed and not concretized for different variants of human interaction. However, it is pointed out that the existing tolerance classifications do not actually develop a general concept of tolerance, but merely illustrate the general concept of tolerance on the example of its species. It is stated that the development of doctrine of tolerance is most promising in the framework of the synergetic approach. The most common theories of tolerance are oriented towards a common concept, the essence of which is that tolerance in all its diversity must be formed in the person as opposed to intolerance. It is the synergistic approach that allows us to evaluate the significance of intolerant behavior in situations of self-defense of a person from criminal encroachment and not to overestimate the values of tolerant behavior in a situation where the individual is in danger. The development of the doctrine of tolerance through the disclosure of its species is recognized as promising. The problem of linguistic tolerance in media is considered in more detail.

    Карташова В.Н.. ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ КАК НОСИТЕЛЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

    В статье освещается проблема престижности профессии сельского учителя. До недавнего времени сельский учитель был обделен вниманием. Автором подчеркивается значимость роли учителя в решении вопроса формирования позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни, развития сельских школ в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В статье представлены позитивные и негативные стороны обучения в сельской школе, актуализируется аксиологическая направленность образования, подчеркивается значимость деятельности учителя иностранного языка как носителя лингвокультурных ценностей. Ориентация образования на овладение обучающимися лингвокультурными ценностями способствует формированию представления личности о многообразии культур и их взаимосвязи, воспитанию толерантного отношения к различиям представителей разных культур, овладению национальными и общечеловеческими ценностями, навыками и умениями взаимодействия в современном поликультурном мире на основе толерантности и взаимопонимания и, таким образом, обеспечивается культурно-социальная идентификация личности. Задача учителя иностранного языка сельской школы - увлечь своим предметом, помочь школьникам овладеть лингвокультурными ценностями, освоить новые формы общения, в том числе иноязычные. Автором подчеркивается, что дисциплина «Иностранный язык» благодаря своему содержанию, обеспечивающему знакомство с будущей профессией учителя, создает благодатную почву для реализации аксиологического компонента иноязычного образования. Анализ образовательных программ по направлению подготовки 44.03.01 и 44.03.05 Педобразование направленность (профиль) Иностранный язык позволяет констатировать интенцию учебного процесса на развитие лингвокультурных ценностей у будущего учителя иностранного языка. В заключении автором отмечается, что ориентация на профессию сельского учителя иностранного языка как на способ повышения социального статуса позволяет говорить о статусно-престижной ценности иноязычного педагогического образования.
    The article covers the problem of prеstige of the profession of the rural teacher. Until recently the rural teacher was deprived of attention. The author emphasizes the importance of the role of the teacher in the solution of a question of formation of the positive relation to rural areas and a rural way of life, development of rural schools within the implementation of the Federal target program "Sustainable Development of Rural Territories for 2014-2017 and for the Period till 2020". Positive and negative sides of training at a rural school are presented in the article, the axiological orientation of education is actualized, the importance of the activity of the foreign language teacher as a carrier of linguocultural values is emphasized. The orientation of education on mastering linguocultural values by students promotes the formation of the personality’s idea about the variety of cultures and their interrelation, the education of tolerant attitude towards distinctions of representatives of different cultures, mastering national and universal values, skills and abilities of interaction in the modern polycultural world on the basis of tolerance and mutual understanding and, thus, cultural and social identification of the personality is provided. A task of the foreign language teacher of the rural school is to carry away pupils by his subject, to help school pupils master linguocultural values, to master new forms of communication, including foreign-language. The author emphasized that the discipline "Foreign language" thanks to its content providing the acquaintance with a future profession of the teacher creates a fertile field for the realization of the axiological component of foreign-language education. The analysis of educational programs for the direction of preparation 44.03.01 and 44.03.05 Pedagogical Education the direction (profile) the Foreign language allows us to state the intension of educational process on the development of linguocultural values of a future teacher of a foreign language. In the conclusion the author notes that orientation on the profession of the rural foreign language teacher allows us to speak about the status of foreign-language pedagogical education.

    Новикова Г.П.. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

    В статье дан анализ теоретических положений об инновационных процессах в образовании и науке в отечественной и зарубежной педагогике. Эти положения рассматриваются в 3-х существенных аспектах - социально-экономи ческом, психологическом и организационно-управленческом. Кроме того, рассмотрены модификации в системе образования, усовершенствование инновационной деятельности в образовательных организациях с точки зрения теории и практики введения достижений педагогической науки и распространения педагогического опыта инновационной деятельности. Отмечено, что в зарубежной педагогике исследования инноваций носят прагматический и эмпирический характер, делается попытка не только теоретически обосновать инновационные процессы, но и дать практические рекомендации по освоению инноваций на практике. В трудах отечественных исследователей инновационные процессы в образовании и педагогической науке рассматриваются в следующих направлениях: практическое педагогическое мышление и инновации; проблемы функционирования педагогических инноваций; проблемы жизнедеятельности нововведений в образовании; традиции и новации. Педагогическая общественность считает актуальными в инновационных процессах такие аспекты, как предмет и структура основ педагогической инноватики; затруднения в процессе внедрения педагогических новаций в практику; управление школой и инновационные процессы; школа как управляемая инновационная система; вопросы интенсификации инновационной деятельности; деятельностный подход к развитию инновационных процессов в системе непрерывного образования. В статье дан анализ принципиально нового подхода к осмыслению педагогического процесса в образовании, основанного на гуманитарно-аксиологическом его осмыслении, сущность которого заключается в том, что конструктивная аксиология должна иметь выход на социальную практику. Подчеркивается необходимость поддерживать теснейшую связь с другими направлениями социотехники: социальным прогнозированием и социальным проектированием, планами развития, экологическими программами.
    The article is devoted to the analysis of theoretical foundations of the development of innovation processes in education and pedagogical science, Russian and foreign pedagogy. It discloses this concept in three aspects: socio-economic, psychological and managerial. Besides, it dwells on the changes in the education system, the improvement of innovation activity in educational organizations in terms of theory and practice of introduction of achievements of pedagogical science and the promotion of best innovation practices. The article notes the pragmatic and empirical nature of the innovation in foreign pedagogy. Researchers try to not only theoretically justify the innovative processes, but also to give practical guidance on the development of innovation. Domestic researchers consider innovative processes in education and pedagogical science in the following areas: practical pedagogical thinking and innovation; problems in the functioning of pedagogical innovations; problems of innovations in education; traditions and innovations. Educational community considers relevant in innovation processes such aspects as the subject and structure of the foundations of pedagogical innovations, difficulties in the implementation of educational innovation in practice, school management and innovation processes, the intensification of innovation, active approach to the development of innovative processes in the system of continuous education and others.

    Тигрова И.В.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ

    Статья посвящена проблеме методической подготовки будущих учителей начальных классов к обучению школьников математике в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и профессионального стандарта «Педагог ( педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Для выполнения требований стандартов необходимо изменить подходы к методике обучения будущих учителей начальных классов. В указанный период обучения закладываются основы математических знаний и умений, которые станут базой для изучения точных наук в средней школе, а, следовательно, преподавание математики приобретает особое значение. Проведенное исследование позволило выявить проблемы организации методической подготовки бакалавров: слабая интеграция знаний из различных областей, отсутствие у студентов умений применения теоретических знаний в конкретных педагогических ситуациях обучения математике детей с определенными возрастными и индивидуальными особенностями. На основе теоретического анализа психолого-педагогической, методической литературы и обобщения собственного практического опыта были определены следующие педагогические условия: реализация на занятиях личностно ориентированного подхода с учетом реальных потребностей студентов в приобретении профессиональных знаний; постоянное поддержание интереса студентов к занятиям; разнообразие методов обучения и форм организации учебного процесса; использование различных технологий в преподавании методики обучения математике младших школьников; включение студентов в научно-исследовательскую деятельность. Реализация рассмотренных условий в образовательном процессе вуза будет способствовать эффективной методической подготовке будущих учителей начальных классов к реализации математического образования и развития младших школьников.
    The article deals with the problem of methodological preparation of future primary school teachers for training mathematics to pupils in the conditions of the realization of the Federal State Educational Standard of primary education of the second generation and the Professional standard «Teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (educator, schoolteacher)». The implementation of the requirements of standards involves the change of approaches to the methods of teaching future teachers of primary school. The teaching of mathematics at primary school is particularly important because at this level we to lay the foundations of mathematical knowledge and skills that form the basis of successful mastering exact sciences of pupils at the following levels of education. The study revealed the problems of the organization of methodological reparation of bachelors: poor integration of knowledge from different areas, the lack of skills of students applying theoretical knowledge in concrete pedagogical situations of teaching mathematics to children with certain age and individual characteristics. Based on the theoretical analysis of the psycho-pedagogical and methodological literature and the generalization of their own practical experience the following pedagogical conditions have been identified: the implementation of the learner-centered approach in the classroom, taking into account the real needs of students in acquiring professional knowledge; maintaining constant interest of students to learning; a variety of teaching methods and forms of organization of educational process; the use of various technologies in the teaching methods of teaching mathematics to younger students; the inclusion of students in research activities. The implementation of the conditions discussed in the educational process of the university will contribute to the effective methodological training of future primary school teachers for the implementation of mathematical education and the development of primary school children.

    Колосова И.Г., Фаустова И.В.. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ВУЗА

    Статья посвящена проблеме профессиональной ориентации молодежи, определены структурные компоненты профориентации; в качестве основной цели профориентационной работы выделена активизация самопознания как условие успешности сознательного выбора; описаны требования к психологическому сопровождению профориентации. Показано, что практическая профориентация подростков и юношества должна иметь развивающий характер, активизировать процесс осознанного отношения к выбору и построению своего профессионального будущего. Дан анализ понятия интерактивных методов и форм профориентирования молодежи, их видов и условий использования; указывается, что смоделированные ситуации учитывают потребности современного рынка труда и позволяют формировать и совершенствовать навыки деловой коммуникации и профессионального общения. В статье приводится авторская разработка деловой игры «Психологическая коммуникация»: определена четырехэтапная структура игры (интеллектуальная часть, предметно ориентированная, командного взаимодействия и творческая), каждый этап имеет рефлексивный и развивающий характер. Игра ориентирована на работу в команде, учит поддерживать деловые и доброжелательные отношения в ситуациях дефицита времени, отсутствия обратной связи, возможности столкновения интересов, что позволяет развить коммуникативные общекультурные компетенции. Приведены последовательность, содержание и варианты заданий для каждого этапа. В качестве заданий, которые должны выполнить участники, выступают ситуации составления резюме и приема на работу, проявление лидерских качеств и выхода из конфликта, ситуации ведения переговоров и аргументации своей позиции, составления портфолио в формате презентации. В статье указаны другие интерактивные формы профориентации старшеклассников: экспериментально-диагностическая площадка «Классика психологического эксперимента» и интерактивная игра «Университет». Даны критерии эффективности профориентационной работы.
    The article is devoted to the problem of career guidance of young people, the structural components of career guidance are determined; as the main goal of the career guidance the activation of self-knowledge as a condition for the success of a conscious choice is highlighted; the requirements for the psychological support of career guidance are described. It is shown that practical career guidance of teenagers and youth should have developmental character, to intensify the process of conscious attitude to the choices and building their professional future. The analysis of the concept of interactive methods and forms of career guidance of youth, their types and conditions of use is given; it is noted that simulated situations are tailored to the needs of the modern labor market and allow you to build and improve business communication skills and professional communication. The article presents the author's development of the business game “Psychological communication”: four-stage structure of the game was defined (the intellectual part, subject oriented, team interaction and creative one), each stage has a reflective and development nature. The game focuses on teamwork, teaches you to maintain business and friendly relations in situations of shortage of time, lack of feedback, the possibility of collision of interests that allow you to develop communicative and cultural competence. The sequence, content and options of tasks for each stage are given. The tasks which should be performed by the participants are the situations of writing a resume and recruitment, leadership skills and conflict resolution, a situation of negotiation and argumentation of their positions, creating a portfolio in presentation format. The article contains other interactive forms of career guidance of senior pupils of experimental diagnostic platform “Classic psychological experiment” and interactive game “University”. The criteria of efficiency of career guidance is given.

    Ли Донглин. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КИНОМУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

    В статье проведен теоретический анализ развития толерантной культуры подростков. Рассмотрены проблемные аспекты нравственного восприятия действительности, а также дается характеристика киномузыки как одного из средств и технологий воспитания толерантного поведения. Анализ литературных источников позволил установить виды, формы, структуру толерантности. Все это помогло раскрыть сущность понятия «толерантность» применительно к образованию, дать анализ преимущества и эффективности его использования в современном образовательном заведении. Разумная и необходимая толерантность не только позволяет установить гармоничные отношения между преподавателями и обучающимися, но и главное - создавать неограниченное свободное развитие личности, гармоничную атмосферу и пространство сосуществования разного. Выявлена психоэмоциональная зависимость поведенческого мышления подрастающего поколения от воздействия популярных киномузыкальных композиций. Раскрыты некоторые ведущие характеристики поликультурной среды образовательного заведения, учет которых необходим при реализации целей и задач толерантного воспитания. Это, прежде всего, открытость образования, поиск межкультурных взаимосвязей и синтез культур, а также принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, норм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. В статье описаны и раскрыты принципы воспитания толерантности. Делается акцент на том, что при работе с киномузыкой формы толерантной информации извлекаются педагогом для определенных учебных задач и могут на материале одной и той же киномузыкальной ленты отбираться и систематизироваться по-разному, исходя из формата обучения. Сделан вывод о том, что высокий уровень толерантности учителя способствует повышению эффективности в педагогической деятельности, что путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение.
    In the article the theoretical analysis of the development of a tolerant culture of teenagers is given. Problem aspects of moral perception of reality, as well as the characteristic of film music as a means of education and technologies of tolerant behavior are considered. The analysis of literature allowed us to determine types, forms, structure of tolerance. All this helped to reveal the essence of the concept of “tolerance” with regard to education, provide an analysis of the benefits and efficiency of its use in modern educational institution. Reasonable and necessary tolerance not only allows you to establish a harmonious relationship between teachers and students, but the main thing is that it allows you to create unlimited free development of personality, harmonious atmosphere and space of different coexistence. Psycho-emotional dependence of the behavioral thinking of the younger generation on popular film music compositions is revealed. Some of the leading characteristics of the multicultural environment of the educational institution are revealed. Their account is required for achieving the goals and objectives of tolerant education. This is, above all, the openness of education, intercultural relationships and the search for a synthesis of cultures, as well as the acceptance and appreciation of the rich diversity of our world's cultures, norms and self-expression of being human. The article describes the principles of tolerance education. The emphasis is on the fact that when working with film music forms of tolerant information are retrieved by a teacher for specific learning tasks and can on the material of the same film music tape be selected and systematized differently, based on the learning format. It is concluded that high level of tolerance of the teacher contributes to the effectiveness of educational activities, that the way to tolerance is a serious emotional, intellectual work and mental stress.

    Пилипенко О.П.. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ СОВРЕМЕННЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    Статья посвящена изучению особенностей конструирования новых слов современными детьми старшего дошкольного возраста в процессе речевого творчества в условиях дошкольных образовательных организаций. Под понятием «речевое творчество современных дошкольников» исследователи понимают процесс самостоятельной деятельности по созданию новых речевых ценностей (слов, песен, стихотворений, рассказов, загадок). В отличие от словотворчества это более широкое понятие, не сводящееся только к созданию, изобретению новых слов и фраз. Авторы подробно остановились на изучении одного из видов речевого творчества - конструировании новых слов, который определяют как вид речевого творчества, заключающийся в придумывании новых слов, ранее не существовавших в русском языке. Было проведено экспериментальное исследование в различных регионах нашей страны (Воронежская область, Липецкая область). В эксперименте приняли участие 95 детей старшего дошкольного возраста и 10 воспитателей групп общеразвивающей направленности. Эксперимент проводился с октября 2015 года по январь 2017 года. Основным методом исследования являлось включенное наблюдение. В ходе эксперимента воспитатели ДОО в специально разработанных «Картах развития речевого творчества» фиксировали все моменты конструирования новых слов у старших дошкольников в условиях ДОО. Качественный анализ результатов проводился исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», который показал, что из 95-ти детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в эксперименте, только 26 детей (27,3 %) конструировали новые слова в процессе речевого творчества. Количество слов, придуманных современными старшими дошкольниками, составило 32 слова. Тематическая наполняемость придуманных слов была представлена следующими лексическими темами: слова, обозначающие профессии людей; слова, обозначающие человеческие качества и характеристики; явления природы; предметы быта; предметы бытовой техники. Результат экспериментального исследования показал, что меньше половины(27,3 %) исследуемой массы детей старшего дошкольного возраста конструировали новые слова.
    The article is devoted to the study of features of constructing new words by modern children of senior preschool age in the process of verbal creativity in pre-school educational institutions. Under the concept of “voice work of contemporary preschool children”, the researchers understand the process of independent activity to create new s speech value (words, songs, poems, stories, riddles). In contrast to the word creation it is a broader concept, not limited only by the creation, invention of new words and phrases. The authors focus on the study of one type of speech creativity - constructing new words, which is defined as a kind of verbal creativity consisting of inventing new words, not previously existing in the Russian language. The experimental research in various regions of our country was Conducted (Voronezh region, Lipetsk region). 95 children of senior preschool age and 10 teachers of the groups of General developmental orientation took part in the experiment. The experiment was conducted from October 2015 to January 2017. The main research method was participant observation. In the experiment teachers of the additional education in specially designed “Maps of the development of verbal creativity” recorded all aspects of the construction of new words by senior pre-school age children in the conditions of additional education. Qualitative analysis of the results was performed based on the system development of normal children's speech, compiled by N.S. Zhukova based on the book by A.N. Gvozdev, “a study of children's speech”, which showed that of 95 children of preschool age participating in the experiment, only 26 children (27.3 percent) designed new words in the process of verbal creativity. Number of words, invented by modern senior preschool children, was 32 words. Thematic filling of invented words was presented by the following lexical themes: words denoting the profession of people; words denoting human qualities and characteristics; natural phenomena; household items; appliances. The results of the experimental study showed that less than half (27.3 percent) of children of senior preschool age designed new words.
Наверх