Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №38 (2) (2017)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОГО МЕДИЙНОГО ДИСКУРСА И ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Данная статья представляет собой теоретический обзор понятия «дискурс» и механизмов взаимосвязи медийного дискурса (в частности мультфильмов и художественных фильмов) и проявлений агрессивности у младших школьников. Особое внимание уделяется анализу ответов детей на поставленные вопросы и детских сочинений. При обработке данных было замечено, что набор любимых фильмов (мультфильмов) не зависит от места проживания детей и вида образовательного учреждения, в котором обучается ребенок. Есть различия в выборе любимого фильма (мультфильма) в зависимости от пола респондентов. На основе проведенного исследования было выявлено, что предпочитаемым медийным дискурсом у школьников является агрессивно-провокационный. Анализ полученных данных с помощью методов математической статистики показал, что влияние фильма на детей связано не столько с его очевидными содержательными характеристиками, сколько со степенью зрительской рефлексивности. Была выявлена взаимосвязь: если уровень рефлексивности у ребенка низкий, то возрастает уровень косвенной и вербальной агрессии, раздражительности, обидчивости. Показано, что если дети смотрят фильмы и обсуждают с родителями увиденное, то они лучше понимают содержание фильма, его идею, скрытый смысл, и в большей степени обладают способностью к рефлексии впечатлений от получаемой информации. И тогда негативное влияние медиапродукции резко снижается: рефлексивность имеет обратную корреляцию с агрессивностью. В процессе обработки полученных данных мы объединили два критерия: рефлексивность и уровень понимания в один (РиП). Основанием для объединения стала достоверная статистическая взаимосвязь показателей.
Ключевые слова
информационный дискурс; кинодискурс; исследование специфики медийного дискурса; младший школьник; детские сочинения; рефлексивность; уровень понимания; агрессивность; родители; news discourse; cinema discourse; the study of the specificity of cinema discourse
THE RELATIONSHIP OF THE POTENTIALLY DANGEROUS MEDIA DISCOURSE WITH THE READINESS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN TO AGGRESSIVE BEHAVIOR
This article is a theoretical review of the concept of “discourse” and mechanisms of the relationship of media discourse (in particular, cartoons and feature films) and manifestations of primary school children aggression. Special attention is paid to the analysis of children's responses to questions and the analysis of children's compositions. When processing data, it was observed that the set of favorite movies (cartoons) does not depend on the children's place of residence and type of educational institution, which a child goes to. There are differences in the choice of a favorite movie (cartoon) depending on the gender of the respondents. On the basis of conducted research it was revealed that the preferred media discourse among pupils is aggressive - provocative. The analysis of the data obtained using the methods of mathematical statistics showed that the impact of a film on children is connected mainly not with its apparent substantial characteristics, but with the degree of reflexivity of the spectator. The following interconnection was revealed: if the level of reflexivity of the child is low, it increases the level of indirect and verbal aggression, irritability, resentment. It is shown that if children watch movies and discuss with parents what they saw, they better understand the content of the film, its idea, hidden meaning, and increasingly have the ability to reflect impressions from the received information. And then the negative impact of media production is sharply reduced: reflexivity is inversely correlated with aggressiveness. In the process of processing the data, we combined two criteria: reflexivity and the level of understanding in one (RiP). The basis for the unification became a reliable statistical relationship between the indicators.
Список литературы
-
Maтвеева Л.В., Ермолаева О.Я. Роль субъектов медиасообщества в формировании безопасной коммуникации в медиапространстве // Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под общей редакцией И.М. Кыштымовой. - Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2016. С. 154-159.
-
Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учебное пособие. М.: Флинта, 2013.
-
Бочило М.Г. Влияние телевизионного контента на поведение младшего школьника // Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под общей редакцией И.М. Кыштымовой. Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2016. С. 217-222.
-
Бочило М.Г. Особенности предпочитаемого младшими школьниками телевизионного контента // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по материалам XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 2(24). Часть 1. Новосибирск: Изд. АНС «Сиб.АК», 2016. С. 115-122.
-
Ван Дейк Т.А. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации; пер. с англ. М.: Либроком, 2013.
-
Вартанов А.С. Образы литературы в графике и кино. М., 1961.
-
Витт Н.В. Личностно-ситуационная опосредованность выражения и распознавания эмоций в речи // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 95-107.
-
Гуральник У.А. Литература, кино, школа (Фильм-экранизация и эстетическое воспитание учащихся) // Вопросы литературы. 1965. № 9. С. 117-138.
-
Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии массмедиа // Вестник Московского университета. Сер.10: Журналистика. 2005. № 1. С. 29-55. № 2. С. 56-76.
-
Кыштымова И.М. Проблемы методологии психологии развития и образования в измененном коммуникативном пространстве // Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под общей редакцией И.М. Кыштымовой. Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2016 С. 27-35.
-
Кыштымова И.М. Психосемиотическая методика диагностики вербальной креативности // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 6. С. 57-67.
-
Кыштымова И.М. Психосемиотический анализ текста: диагностическое значение категории «время» // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 50-54.
-
Кыштымова И.М. Текст как объект психологического анализа // Состояние и перспективы развития психологии в Восточно-Сибирском регионе: матер. межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. 15-летию фак. психологии ИГПУ. Иркутск, май 2007. Иркутск, 2007. С. 429-435.
-
Рожкова Т. Как использовать кино на уроках литературы // Литература. 2006. № 12.
-
Фролов М.Е. Телевизионный дискурс информационно-аналитических программ (на материале программ криминально-правовой тематики НТВ): дис. … к. филол. наук. Тверь, 2004.
-
Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Пер. с нем. М.: Весь Мир, 2003.