Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №38 (2) (2017)
КУЛЬТУРА И ГЕНДЕР КАК МОДЕРАТОРЫ ЗАСТЕНЧИВОСТИ
В статье представлены результаты кросс-культурного исследования особенностей застенчивости на примере российских и балканских студентов московских вузов (N=137). Застенчивость рассматривается как личностная черта, предпринята попытка выделить ее универсальные когнитивные и мотивационные составляющие. Также изучены культурно- и гендерно-специфические особенности застенчивости. Интенсивность, частота и социально-психологические проявления застенчивости измерялись с помощью методики Ф. Зимбардо, адаптированной А.Б. Белоусовой и Ю.М. Юсуповым. В качестве когнитивного компонента измерялись базисные убеждения личности, тогда как в качестве мотивационного компонента диагностировалась мотивация аффилиации. В результате исследования не было обнаружено статистически значимых отличий в культурном или гендерном проявлении застенчивости, однако у двух культурных ареалов разное восприятие и степень принятия данной черты. Определено, что у студентов из обоих регионов наибольшее напряжение создают ситуации оценивания их знаний и компетенций. В контекстном проявлении застенчивости прослеживаются гендерные стереотипы: юноши больше стесняются в ситуациях, где подвергаются сомнению их самостоятельность и способности, тогда как девушек больше озадачивают ситуации сравнения с другими и отстаивания своего мнения. Обнаружено, что балканские студенты отличаются значимо более позитивными убеждениями о доброжелательности окружающего мира. Мотивы аффилиации по-разному соотносятся с застенчивостью у представителей двух регионов: у российских студентов застенчивость прямо связана со страхом отвержения, тогда как у балканских - со стремлением к принятию.
Ключевые слова
застенчивость; базисные убеждения; мотивация аффилиации; гендер; российские студенты; балканские студенты; кросс-культурные исследования; shyness; basic assumptions; affiliation motivation; gender; Russian students; Balkan students; cross-cultural studies
CULTURE AND GENDER AS MODERATORS OF SHYNESS
The article presents the results of a cross-cultural research on the features of shyness of Russian and Balkan students at Moscow universities (N=137). In this paper shyness was studied as a personality trait and we sought to reveal its universal cognitive and motivational components. Cultural and gender peculiarities of shyness were also examined. The intensity, frequence, social and psychological manifestations of shyness were measured using Zimbardo shyness questionnaire adapted by Belousova and Yusupov. Basic assumptions as a cognitive component and affiliation motivation as a motivational component of shyness were examined. The research showed no significant differences in cultural and gender distribution of shyness, although the two cultural areas seem to have different perceptions and levels of acceptance of shyness as a trait. Students from both regions reported the highest level of tension in situations of evaluation of their knowledge and competences. The context of shyness manifestation showed some gender-stereotypic features: the boys feel more shy in situations where their independence and abilities are questioned, while the girls feel more shy when exposed to comparison to others, as well as when they are asked to express their opinion. In this study, the Balkan students showed significantly more positive assumptions about the benevolence of the world. The connection between the affiliation motivation and shyness is different in students from the two regions: in Russian students shyness is directly proportional to the avoidance motivation, while in Balkan students it is directly proportional to the affiliation motivation.
Список литературы
-
Белоусова А.Б. Психологические детерминанты личностной застенчивости: автореф. дис. … канд. псих. наук. Казань, 2004.
-
Белоусова А.Б., Юсупов И.М. Дополнение к статье «Диагностика застенчивости» // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 131-135.
-
Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справлятся). М., 2005.
-
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001.
-
Каменева Г.Н., Радоев М. Гендерная идентичность как социокультурная детерминанта застенчивости // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2014. № 2(4). С. 50-54.
-
Каменева Г.Н., Радоев М. К вопросу изучения застенчивости в контексте межкультурной адаптации студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 3. С. 70-79.
-
Краснова Л.В., Торохина Л.А. Психологический анализ феномена застенчивости // Вестник Адыгейского Государственного Университета. 2005. № 1. С. 122-124.
-
Маслова О.В. Базовые убеждения личности как ресурс межкультурной адаптации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 3. C. 12-18.
-
Михеева А.В. Особенности соотношения стрессоустойчивости и тревожности у мужчин и женщин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 2. C. 84-90.
-
Радоев М. Особенности застенчивости у российских студентов // Сборник научных статей студентов филологического факультета. Матералы II студенческой научно-практической конференции. Москва, РУДН, 11-12 декабря 2013 г. М.: РУДН, 2013. С. 334-340.
-
Радоев М. Психосоциальные функции застенчивости в представлениях российских студентов // Актуальные проблемы современной психологии. Материалы Всероссийской конференции молодых ученых. Москва, РУДН, 23-24 октября 2014 г. М.: РУДН, 2014. С. 14-20.
-
Уткина И.М. Феномен застенчивости как предмет психолого-педагогического исследования в отечественной и зарубежной психологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2009. № 1. С. 52-62.
-
Asendorpf J.B. Beyond social withdrawal: shyness, unsociability and peer avoidance // Human development. 1990. Vol. 33. P. 250-259.
-
Bešić N. At first blush: the impact of shyness on early adolescents' social worlds, PhD dissertation. Örebro, 2009.
-
Henderson L.M. The compassionate-mind guide to building social confidence: using compassion-focused therapy to overcome shyness and social anxiety. Oakland: New Harbinger Publications, Inc, 2011.
-
Henderson L.M., Zimbardo P.G., Carducci B.J. Shyness // The Corsini Encyclopedia of Psychology. 2010. Vol. 4: R-Z.
-
Ingman K.A. An examination of social anxiety, social skills, social adjustment, and self-construal in Chinese and American students at an American university: dissertation abstract submitted to the Faculty of the Virginia Polytechnic Institute and State University. Blacksburg, Virginia, 1999.
-
Jones K., Schulkin J., Schmidt L. Shyness: Subtypes, Psychosocial Correlates, and Treatment Interventions // Psychology. 2014. N5. P. 244-254.
-
Melchior L.A., Cheek J.M. Shyness and anxious self-preoccupation during a social interaction // Journal of Social Behavior and Personality. 1990. Vol. 5. N2. P. 117-130.
-
Schlenker B.R, Leary M.R. Social anxiety and self-presentation: a conceptualization and model // Psychol. Bullettin. 1982. 92(3). P. 641-669.