Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №38 (2) (2017)
ОСОБЕННОСТЬ МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В работе была поставлена задача оценить уровень сформированности модели психического у детей с диагнозом «общее недоразвитие речи». Было обследовано 17 детей в возрасте 6,7-7,7 лет подготовительной группы детского сада компенсирующего вида г.Санкт-Петербурга, из них 11 мальчиков и 6 девочек. Две девочки имели диагноз «фонетико-фонематическое недоразвитие речи». С диагнозом «общее недоразвитие речи (ОНР) второго уровня» обследовано 4 ребенка: 3 мальчика, 1девочка. С диагнозом «общее недоразвитие речи III уровня» обследовано 11 детей: 8 мальчиков, 3 девочки. Были использованы методики «Салли - Энн» и «Цветной вариант Прогрессивных матриц Дж. Равена». Далее родители заполнили анкеты, в которых нужно было описать число детей в семье, каким по счету был обследуемый ребенок, возраст родителей при рождении ребенка и образование родителей. Показано, что уровень сформированности модели психического детей с ОНР 2 и 3 уровней не отличается от такового у нормативно развивающихся детей. Сформированность модели психического детей с ОНР не зависит от уровня образования родителей и их возраста при рождении ребенка. И модель психического, и общий и невербальный интеллект ребенка с ОНР тем выше, чем меньше детей в семье и чем выше порядок рождения ребенка.
Ключевые слова
модель психического; общий интеллект; общее недоразвитие речи; model of mental; general intelligence; dysphasia
FEATURES OF THE MODEL OF MENTAL AMONG CHILDREN WITH THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF THE SPEECH
The purpose of the work was to assess the level of the development of the model of mental among children with dysphasia. 17 children (11 boys, 6 girls) at the age of 6.7-7.7 were examined. All children attended the kindergarten of compensating type in St. Petersburg. Two girls had a diagnosis of “phonetic and phonemic underdevelopment of speech”. 4 children (3 boys, 1 girl) were diagnosed with dysphasia of the second level. And 11 children (8 boys, 3 girls) have a diagnosis of the dysphasia of the third level. The method “Sally-Anne” and Raven Progressive Matrices were used. Further, the parents of the children completed a questionnaire in which it was necessary to describe the number of children in the family, what number child was the examined child, the age of parents at the birth and parents’ education. It is shown that the level of the development of the theory of mental of children with the dysphasia of level 2 and 3 does not differ from that of the regulatory developing children. The formation of the theory of mental among children with the dysphasia does not depend on the level of parents' education and their age at the birth of the child. And the Model of mental, and general intelligence of the child with dysphasia are higher, the fewer children are in the family and the higher the birth order of the child.
Список литературы
-
Авдеева Н.Н., Акимова М.К., Воликова С.В., Головей Л.А. и др. Проблема сиротства в современной России: психологический аспект. М., 2015.
-
Валявко С.М. Феноменология общего недоразвития речи и проблемы мультидисциплинарного взаимодействия // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2016. № 2(68). С. 30-39.
-
Лебедева Е.И. Понимание ментального и физического мира детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра: дис. … канд. психол. наук. М., 2006.
-
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1967.
-
Найденова А.В. Модель психического у детей-сирот: дис. … канд. психол. наук. М., 2011.
-
Николаева Е.И. Разные подходы к пониманию модели психического // Современные проблемы психологии и психофизиологии ребенка. Сборник материалов научно-практического семинара. СПб., 2012. С. 24-35.
-
Николаева Е.И., Фомина И.А. Факторы, влияющие на формирование модели психического у детей 5-7 лет // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 29. С. 69-76.
-
Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж.Х. Руководство для Прогрессивных Матриц Равенна и Словарных шкал: Раздел 1 и 2. М.: Когито-Центр, 2002.
-
Равен Дж.К. Цветные Прогрессивные Матрицы. М.: Когито-Центр, 2001.
-
Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека. М.: ИПРАН, 2009.
-
Туманова Т.В. Изучение и развитие словообразования у дошкольников и школьников (с общим недоразвитием речи). М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014.
-
Уланова А.Ю. Модель психического как ментальная основа восприятия партнера по коммуникации // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. Т. 8. № 39. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n39/1093-ulanova39.html (дата обращения: 17.05.2017).
-
Фомичева М.Ф., Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. Под ред. Т.В. Волосовец. М.: Изд центр «Академия», 2002.
-
Sabbagh M.A., Bowman L.C., Evraire L.E., Ito J.M.B. Neurodevelopmental Correlates of Theory of Mind in Preschool Children // Child Development. 2009. V. 80. № 4. P. 1147-1162.