Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №38 (2) (2017)
ПРОФИЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕНСОМОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ И ОБЩИЙ И НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ
В статье представлены результаты распределения детей младшего школьного возраста по типам профиля функциональной сенсомоторной асимметрии и их показатели общего и невербального интеллекта. В исследовании приняло участие 30 детей в возрасте 9-10 лет, учащиеся 3-4 классов. Для определения профиля функциональной сенсомоторной асимметрии был использован набор проб, направленный на выявление ведущей руки, ноги, глаза и уха (Николаева, 2010). Оценка общего и невербального интеллекта проводилась с помощью теста «Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена», серии А, В и АВ. Полученные данные свидетельствуют о большей вероятности наличия правого (63 %) и смешанного (27 %) профиля функциональной сенсомоторной асимметрии среди детей и в меньшей степени левого и симметричного (10 %) типа профиля. Обучение в школе в значительной мере усиливает правосторонние предпочтения у детей. В этом возрасте ребенок испытывает достаточно сильное влияние социума, что ведет к большему включению правой руки в пробы, связанные с научением. В работе показано, что тест Дж. Равена, требующий большего применения логических операций, с неодинаковой успешностью выполняется учащимися, имеющими различный тип латеральных предпочтений. Было выявлено, что тест лучше выполняют дети младшего школьного возраста с полярными (левым или правым) типами функциональной сенсомоторной асимметрии по сравнению с детьми со смешанным профилем.
Ключевые слова
функциональная сенсомоторная асимметрия; профиль; интеллект; дети; functional sensori-motor asymmetry; profile; intelligence; children
THE PROFILE OF FUNCTIONAL SENSORI-MOTOR ASYMMETRY AND GENERAL AND NONVERBAL INTELLIGENCE OF 9-10 YEAR OLD CHILDREN
The types of functional sensori-motor asymmetry, general and nonverbal intelligence of schoolchildren are stuied in the article. 30 children (9-10 years old) were participants. In order to define the profile of functional sensori-motor asymmetry, consisting of finding the «leading» hand, leg, eye and ear, typical tests were made (Nikolaeva, 2010). The assessment of general and nonverbal intelligence was conducted using the Test “Jh. Raven’s color progressive matrices”, series A, B and AB. The obtained data shows a greater probability of right (63 %) and mixed (27 %) types of functional sensori-motor asymmetry among children and the less probability of symmetrical and of left (10 %) types. Studying at school is a significant contributor to the right-hand preference of children. At this age the child experiences a strong influence of the society, leading to a greater inclusion of the right hand in the samples associated with learning. It is shown that Jh. Raven’s test, requiring greater application of logical operations, with varying success is performed by schoolchildren with different type of lateral preferences. It was found that the test is performed better by children with the polar (left or right) types of functional sensori-motor asymmetry compared to children with a mixed profile.
Список литературы
-
Антропова Л.К., Андронникова О.О., Куликов В.Ю., Козлова Л.А. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные психофизиологические особенности человека // Медицина и образование в Сибири. 2011. № 3. С. 11-21.
-
Безруких М.М. К вопросу о функциональной межполушарной асимметрии и латерализации моторных функций // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М.: НИИ мозга РАМН, 2003. С. 27-28.
-
Леутин В.П., Николаева Е.И. Адаптационные стратегии и специфика функциональной асимметрии мозга // Психология образования в поликультурном пространстве. 2008. Т. 2. № 3-4. С. 12-22.
-
Николаева Е.И., Борисенкова Е.Ю. Сравнение разных способов оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у дошкольников // Асимметрия. 2008. Т. 2. № 1. С. 32-39.
-
Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. М.: Научный мир, 2009.
-
Nikolaeva E.I. Intellectual peculiarities of boys and girls at the age of 7 with different laterality // 8th Biannual Meeting of International Society for the study of Individual Differences Program and abstract. 1997. P. 67.
-
Nikolaeva E.I. Intelligence, lateral phenotypes and brain structures maturing of 4-7 years old children // Abstracts of the 11th European Congress of Psychology “A Rapidly Changing World - Challenges for Psychology”. Oslo, 2009. P. 46.