Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №38 (2) (2017)
ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДИНАМИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННЫХ СЕНСОРНЫХ ПОТОКАХ
Актуальность статьи определяется недостаточным набором точных и объективных методов исследования психофизиологических основ интеллектуального развития дошкольников. Одним из теоретических подходов, позволяющих разработать современные компьютерные программы изучения интеллектуального развития детей, является концепция сенсомоторной интеграции. Качество и количественные характеристики сенсомоторной интеграции моделируются в системе нелинейных динамических параметров, широко используемых в физике нелинейных процессов. Указанная методология была положена в основу разработки компьютерной программы, которая позволяет создавать сенсорные потоки с разной динамической организацией, в том числе фрактальной. Компьютерная программа измеряет в режиме онлайн-скоростные и точностные параметры сенсомоторного реагирования, а также степень связности отдельных сенсомоторных реакций друг с другом (индекс Херста). Данный метод был использован для изучения особенностей сенсомоторного реагирования дошкольников (75 детей) 5-6 лет, часть которых имела верифицированные музыкальные способности. Установлено, что в мономодальных акустических потоках дети с музыкальными способностями лучше выполняют рекфлексометрические задания в сериях с фрактальной организацией межстимульных интервалов по сравнению с детьми контрольной группы. Музыкально способные дети в этом случае имеют более точные и быстрые реакции и высокую связность сенсомоторных реакций друг с другом (большие значения индекса Херста). Усложнение структуры сенсорных потоков за счет введения высоко вероятностных зрительных стимулов снимает эти различия. Большинство детей имеют лучшие показатели в мультимодальных сериях с хаотическим режимом межстимульных интервалов.
Ключевые слова
сенсорные потоки; сенсомоторные реакции; фракталы; хаос; индекс Херста; дошкольники; sensory threads; sensorimotor reactions; fractals; chaos; Hurst index; preschoolers
PECULIARITIES OF SENSORIMOTOR REACTIONS OF PRESCHOOL CHILDREN IN DYNAMICALLY ORGANIZED SENSORY THREADS
The relevance of the article is determined by the lack of precise and objective research methods of studying psychophysiological fundamentals of intellectual development of preschool children. One of the theoretical approaches, allowing us to develop advanced computer programs exploring intellectual development of children is the concept of sensorimotor integration. The quality and quantity of the sensorimotor integration is modeled in the system of nonlinear dynamic parameters commonly used in physics of nonlinear processes. This methodology was the basis for the development of a computer program that allows you to create sensory threads with different dynamic organization, including fractal one. The computer program measures on-line speed and accuracy parameters of sensorimotor reactions as well as the degree of connectedness of individual motor reactions with each other (Hurst index). This method was used to study the characteristics of sensorimotor responses of 5-6 year old preschool children (75 children), part of who had verified musical abilities. It was found that children with musical abilities at monomodal acoustic threads are better at doing the reflexometer tasks in the series with fractal organization of interstimulus intervals compared with the control group of children. Musically capable children in this case have more accurate and rapid responses and high connectivity of motor reactions with each other (large values of Hurst index). The increasing complexity of the structure of sensory threads through the introduction of high probability visual stimuli removes these differences. Most children have the best performance in multimodal series with chaotic regime of interstimulus intervals.
Список литературы
-
Деханова И.М. Индивидуально-типологические особенности физического и интеллектуального развития детей 6-7 лет: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2008.
-
Каменская В.Г. Методы точных наук в изучении интеллектуальной деятельности нормально развивающихся детей и их сверстников с речевыми расстройствами // Известия РГПУ. 2002. № 3. С. 36-49.
-
Каменская В.Г., Деханова И.М., Томанов Л.В. Фрактальные свойства сенсомоторного реагирования как основа интеллектуальной деятельности студентов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. Т. 1 (№ 13). С. 16-26.
-
Каменская В.Г., Томанов Л.В. Компьютерные и инструментальные методы психофизиологии развития: учебное пособие. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2015.
-
Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2013613651. Комплексная стохастическая рефлексометрия «Time-test» / Каменская В.Г., Томанов Л.В., Урицкий В.М. 11.04.2013.
-
Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2013621330. База данных индивидуальных результатов комплексной стохастической рефлексометрии «Time-test» / Каменская В.Г., Томанов Л.В., Урицкий В.М. 7.10.2013.
-
Сергеева И.А. Психофизиологические характерстики и психолого-педагогические условия интеллектуальной готовности к обучению в школе мальчиков и девочек 6-7 лет: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2003.
-
Суровцева С.С. Исследования психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей старших дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2004.
-
Федер Ф. Фракталы. М.: Мир, 1991.
-
Ascherleben G. Task Dependent Timing of Perceptual Events // Ascherleben G., Bachmann T., Musseler J., editors. Cognitive Contributions of the Perception of Spatial and Temporal Events. Advances in Psychology. 1999. V. 129. P. 293-318.
-
Lowen S., Teich M.B. Estimation simulation of fractal stochastic point processes // Fractals. 1995. V. 3, N1. P. 183-210.
-
Yasue S., Munakata K., Kato M., Mori S. Calculation of the power law index for a time series by means of its fractal dimension // Fractals. 1996. V. 4, N3. P. 265-271.