Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №38 (2) (2017)
ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ИДЕНТИФИКАЦИЮ СТУДЕНТОВ
В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на оценку степени влияния жизненных ориентаций на профессиональную идентификацию студентов и, как следствие, на предстоящее трудоустройство выпускников вуза. В качестве диагностического инструментария использовалась методика «Смысложизненных ориентаций (СЖО)», разработанная и адаптированная Д.А. Леонтьевым. Учитывалась форма обучения, а также наличие и отсутствие опыта работы по получаемой специальности. В ходе экспериментального исследования был проведен опрос с целью выявления отношения студента очной формы обучения к избранной профессии. Особое внимание было уделено мотивации сделанного ранее выбора и выяснению степени значимости получаемой специальности на том или ином этапе обучения и дальнейшим жизненным планам. Использование опросника на различных этапах обучения позволило выявить изменение в оценках. Также проводилась диагностика смысложизненных ориентаций студентов, обучающихся на первом, третьем и четвертом курсах по очной, сокращенной и заочной формам обучения. На основании результатов, полученных в ходе диагностики, было выявлено, что студенты очной и ускоренной форм обучения к концу периода подготовки теряют уверенность в собственных силах и в способности контролировать свою жизнь. При этом они целеустремленны, удовлетворены процессом и текущим результатом своей жизни. Выявленные психологические характеристики не могут не влиять на вектор активности выпускников в сфере их потенциального трудоустройства. Существует большая вероятность того, что подавляющее большинство студентов после окончания вуза не пойдут работать по полученной специальности. Этим и объясняется снижение положительной оценки получаемой профессии, зафиксированное в ходе предварительного опроса. У студентов заочной формы не зафиксированы обозначенные выше психологические характеристики.
Ключевые слова
профессиональная ориентация; профессиональная идентификация; жизненные ориентации; professional orientation; professional identity; life orientation
LIFE ORIENTATION AS A PSYCHOLOGICAL FACTOR INFLUENCING PROFESSIONAL IDENTITY OF STUDENTS
The article presents the results of an empirical study aimed at the evaluation of the impact of life orientation on the professional identity of students and, as a consequence, on the future employment of graduates of the University. As diagnostic tools we used the technique of “Meaningful orientations (WCS)” developed and adapted by D.A. Leontiev. The form of training, as well as the presence and lack of experience in the field of study, were taken into account. In the pilot study, a survey was conducted to identify the attitude of full-time student to their chosen profession. Special attention was paid to the motivation of the choice, and the clarification of the significance degree of the field of study at a particular stage of learning and future life plans. The use of the questionnaire at various stages of training, allowed us to identify the change in estimates. Also the diagnosis of life-meaningful orientations of full-time, part-time, and correspondence students of the first, third and fourth years of education was conducted. Based on the results obtained during the diagnosis it was revealed that the students of full-time and accelerated forms of education by the end of training lose confidence in their own strength and in the ability to control their life. They are purposeful, satisfied with the process and the current outcome of their life. Identified psychological characteristics cannot affect the vector activity of graduates in the field of their potential employment. There is a strong likelihood that the vast majority of students after graduation will not go to work in the field. This explains the decrease of the positive assessment of the profession, recorded during the preliminary survey. The specified above psychological characteristics are not recorded among correspondence students.
Список литературы
-
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000.