Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №38 (2) (2017)
КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ЯЗЫКОВОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ
В фокусе исследовательского поиска автора статьи два проблемных локуса. Это гуманизация полиязыкового образовательного пространства и культурное самоопределение личности как цель, результат, стратегия и тактика гуманизации, но, прежде всего, как непрерывный, никогда не прекращающийся процесс языковой самореализации личности в пространстве разнообразных языков/выразительных средств культуры (вербальных/невербальных, естественных/искусственных, иконических, языков различных предметных/образовательных областей и т.д.). Не менее значимый аспект культурного самоопределения личности - ее самоактуализация на всех уровнях социального взаимодействия с другими субъектами по поводу тех или иных культурных фактов, событий, явлений социокультурной действительности. Представленный концепт отражает некоторые новые результаты пролонгированного исследования проблемы гуманизации современного образования, связанной с необходимостью решения задач культурно-исторического порядка в условиях социального взрыва, проблемное поле которого разрабатывается автором с девяностых годов прошлого столетия по настоящее время в рамках общеинститутской научно-исследовательской темы «Профессиональный рост педагога». Обозначенные выше направления и задачи данного микроисследования рассматриваются с позиций авторской социально-философской концепции гуманизации полиязыкового образовательного пространства (1999; 2005) и ведущих положений теории культурного самоопределения личности (2000; 2003). Культурно-историческая теория Л.С. Выготского в свое время становится для автора отправной точкой при разработке теоретико-методологической базы фундаментального исследования проблем современного отечественного развивающего образования. Опора на ведущие концептуальные положения позволяет автору данного опуса представить целостное видение проблемы культурного самоопределения через призму системы развивающих ситуаций и заданий, целевая установка которых - интеллектуальное начало и эмоционально-положительное отношение к процессу учения, обучения и воспитания ответственности личности за слово и дело в процессе продуктивной коммуникации. В работе разворачивается тезис, согласно которому коммуникативная парадигма есть одна из наиболее значимых и ведущих опор современного образовательного процесса, позволяющая решать задачу языковой самореализации и самоактуализации личности в поликультурном мире.
Ключевые слова
культурное самоопределение личности (КС); глобальная культура; языковая реализация; развивающие виды деятельности; развивающие задания; cultural self-determination (CS); global culture; language acquisition; self-development activities; development tasks; co
CULTURAL SELF-DETERMINATION AS A PROCESS OF LANGUAGE SELF-ACTUALISATION IN THE POLYCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: METHODOLOGY AND TECHNOLOGY
The paper provides the author’s view-point on the opportunities of poly-cultural educational environment for self-determination as a goal/process/result of confident languages’ actualization when someone achieves (both educators and students) what they want through work/education/in their personal life, in the conditions of social explosion. The article covers the actualities of the longitudinal research (since 1993 till now) based on L. Vygotsky’ research of culture and history assets of self-determination of a person, and dedicated to the crucial issues of the problem under discussion in our time. The most important ones are: a) self-improvement as a process of trying to become a better and happier person, by gaining new knowledge, b) self-knowledge as an understanding of one’s own character and behavior, both verbal and non-verbal, c) self-education as having taught yourself by reading books, thinking about ideas, etc, rather than learning things only at school, and d ) self-help as the use of your own efforts to deal with your problems, instead of depending on other people, via programs which emphasize self-help, and self-help group/teams research. The basic claim concerns the integrated processes in poly-cultural education which should reflect holistic approach (system, intelligence-based development, culture-centered, learner-based, multiple-choice activities, flexible self-help groups, computer tools and devices etc.) towards the management of educational process. The usage-based theory of language acquisition is of paramount significance for incorporating a wide repertoire of self-development activities that could be of usage in everyday life of a modern man. Educational results, efficacy, psychological balance, and stability, cover activities which help to consolidate information, to reinforce comprehension, to enhance self-confidence and to have fun.
Список литературы
-
Буланкина Н.Е. Гуманистические реалии современности: культурные практики в системе дополнительного профессионального образования учителя // Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки. 2016. № 4. С. 38-44.
-
Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 5-18.
-
Ибботсон П., Томаселло М. Язык в новом ключе // В мире науки. 2017. № 3. С. 103-109.
-
Иванов М.В. Метатекст эпохи взрыва // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 30(2). С. 33-40.
-
Йоргенсен М.В., Филипс Л.Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков: Гуманитарный Центр, 2008.
-
Кармин А.С. Интуиция. Философские концепции и научное исследование. СПб., 2011.
-
Крупнов А.И., Новикова И.А., Шляхта Д.А. Этнопсихологические и кросс-культурные исследования свойств личности: системно-функциональный подход // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 35(3). С.15-25.
-
Кудинов С.И., Кудинов С.С., Владимирова Ю.В. Роль профессиональной идентичности в самореализации психологов-педагогов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 30(2). С. 71-77.
-
Ращупкина Ю.В. Процессуальные характеристики жизненных выборов молодых людей в зависимости от выраженности личностной зрелости //Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 30(2). С. 84-93.
-
Blum R.W. A case for school connectedness // Educational Leadership. 2005. N 62(7). P. 16-20.
-
Bulankina N. Philosophy of contemporary polycultural education // International Journal of Academic Research. 2011. Vol. 3. N 1. P. 383-385.
-
Cunningham C.A. A certain and reasoned art: The rise and fall of character in America // Lapsley D.K., Power F.C., editors. Character psychology and character education. Notre Dame, IN: UND Press, 2005. P.166-200.
-
Curtis K. Multicultural Education-Learning English through the NEI method // Образование личности. 2016. № 3. С. 18-21.
-
Krasnova T.I. The problem of the use the term “discourse” in media researches // Modern Science. International scientific journal. 2016. N 10. С. 73-81.
-
Nucci L. Social cognitive domain theory and moral education // Nucci L., Narvaez D., editors. Handbook of moral and character education. New York, 2008. P. 291-309.
-
Power F.C. Moral self in community // Nucci L., Narvaez D., editors. Moral development, self and identity. New York: Lawrence Erlbaum Associates, 2004. P. 47-64.