Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №38 (2) (2017)
ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ КАК НОСИТЕЛЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
В статье освещается проблема престижности профессии сельского учителя. До недавнего времени сельский учитель был обделен вниманием. Автором подчеркивается значимость роли учителя в решении вопроса формирования позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни, развития сельских школ в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В статье представлены позитивные и негативные стороны обучения в сельской школе, актуализируется аксиологическая направленность образования, подчеркивается значимость деятельности учителя иностранного языка как носителя лингвокультурных ценностей. Ориентация образования на овладение обучающимися лингвокультурными ценностями способствует формированию представления личности о многообразии культур и их взаимосвязи, воспитанию толерантного отношения к различиям представителей разных культур, овладению национальными и общечеловеческими ценностями, навыками и умениями взаимодействия в современном поликультурном мире на основе толерантности и взаимопонимания и, таким образом, обеспечивается культурно-социальная идентификация личности. Задача учителя иностранного языка сельской школы - увлечь своим предметом, помочь школьникам овладеть лингвокультурными ценностями, освоить новые формы общения, в том числе иноязычные. Автором подчеркивается, что дисциплина «Иностранный язык» благодаря своему содержанию, обеспечивающему знакомство с будущей профессией учителя, создает благодатную почву для реализации аксиологического компонента иноязычного образования. Анализ образовательных программ по направлению подготовки 44.03.01 и 44.03.05 Педобразование направленность (профиль) Иностранный язык позволяет констатировать интенцию учебного процесса на развитие лингвокультурных ценностей у будущего учителя иностранного языка. В заключении автором отмечается, что ориентация на профессию сельского учителя иностранного языка как на способ повышения социального статуса позволяет говорить о статусно-престижной ценности иноязычного педагогического образования.
Ключевые слова
устойчивое развитие сельских территорий; сельский учитель; лингвокультурные ценности; повышение статуса учителя; иноязычное образование; sustainable development of rural territories; rural teacher; linguocultural values; increase in the status of the teach
THE IMPROVEMENT OF THE STATUS OF THE RURAL TEACHER AS A CARRIER OF LINGUOCULTURAL VALUES
The article covers the problem of prеstige of the profession of the rural teacher. Until recently the rural teacher was deprived of attention. The author emphasizes the importance of the role of the teacher in the solution of a question of formation of the positive relation to rural areas and a rural way of life, development of rural schools within the implementation of the Federal target program "Sustainable Development of Rural Territories for 2014-2017 and for the Period till 2020". Positive and negative sides of training at a rural school are presented in the article, the axiological orientation of education is actualized, the importance of the activity of the foreign language teacher as a carrier of linguocultural values is emphasized. The orientation of education on mastering linguocultural values by students promotes the formation of the personality’s idea about the variety of cultures and their interrelation, the education of tolerant attitude towards distinctions of representatives of different cultures, mastering national and universal values, skills and abilities of interaction in the modern polycultural world on the basis of tolerance and mutual understanding and, thus, cultural and social identification of the personality is provided. A task of the foreign language teacher of the rural school is to carry away pupils by his subject, to help school pupils master linguocultural values, to master new forms of communication, including foreign-language. The author emphasized that the discipline "Foreign language" thanks to its content providing the acquaintance with a future profession of the teacher creates a fertile field for the realization of the axiological component of foreign-language education. The analysis of educational programs for the direction of preparation 44.03.01 and 44.03.05 Pedagogical Education the direction (profile) the Foreign language allows us to state the intension of educational process on the development of linguocultural values of a future teacher of a foreign language. In the conclusion the author notes that orientation on the profession of the rural foreign language teacher allows us to speak about the status of foreign-language pedagogical education.
Список литературы
-
Байбородова Л.В. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе // Вестник образования. 2011. № 17. С. 23-37.
-
Бордовский Г.А. Модернизация системы подготовки педагогических кадров в учреждениях высшего образования как необходимое условие обеспечения кадровых потребностей школы // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 8. С. 3-13.
-
Заоева Н.К. Характеристики и тенденции развития современной сельской школы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-4. С. 34-37.
-
Медведева С.А., Розанова М.А. Воспитание толерантности в поликультурном образовательном пространстве сельской школы // Сельская школа. 2016. № 3. С.31-35.
-
Панарин В.И. Аксиологические аспекты политики в области образования в трансформирующемся российском обществе // Сибирский учитель. 2006. № 4(46). С. 144-150.
-
Постановление Администрации Липецкой области от 29 ноября 2013 г. N 534 «Об утверждении государственной программы Липецкой области “Развитие образования Липецкой области”». URL: http://docs.cntd.ru/document/872621829 (дата обращения 18.05.2017).
-
Тарасов С.В. Проблемы современной сельской школы // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 12. С. 68-71.
-
Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 (с изменениями на 25 мая 2016 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/412304556 (дата обращения 18.05.2017).