Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №38 (2) (2017)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В статье дан анализ теоретических положений об инновационных процессах в образовании и науке в отечественной и зарубежной педагогике. Эти положения рассматриваются в 3-х существенных аспектах - социально-экономи ческом, психологическом и организационно-управленческом. Кроме того, рассмотрены модификации в системе образования, усовершенствование инновационной деятельности в образовательных организациях с точки зрения теории и практики введения достижений педагогической науки и распространения педагогического опыта инновационной деятельности. Отмечено, что в зарубежной педагогике исследования инноваций носят прагматический и эмпирический характер, делается попытка не только теоретически обосновать инновационные процессы, но и дать практические рекомендации по освоению инноваций на практике. В трудах отечественных исследователей инновационные процессы в образовании и педагогической науке рассматриваются в следующих направлениях: практическое педагогическое мышление и инновации; проблемы функционирования педагогических инноваций; проблемы жизнедеятельности нововведений в образовании; традиции и новации. Педагогическая общественность считает актуальными в инновационных процессах такие аспекты, как предмет и структура основ педагогической инноватики; затруднения в процессе внедрения педагогических новаций в практику; управление школой и инновационные процессы; школа как управляемая инновационная система; вопросы интенсификации инновационной деятельности; деятельностный подход к развитию инновационных процессов в системе непрерывного образования. В статье дан анализ принципиально нового подхода к осмыслению педагогического процесса в образовании, основанного на гуманитарно-аксиологическом его осмыслении, сущность которого заключается в том, что конструктивная аксиология должна иметь выход на социальную практику. Подчеркивается необходимость поддерживать теснейшую связь с другими направлениями социотехники: социальным прогнозированием и социальным проектированием, планами развития, экологическими программами.
Ключевые слова
инновационные процессы; нововведение; готовность к инновационной деятельности; эффективность; педагогическое творчество; innovation processes; innovation; readiness for innovation activity; efficiency; pedagogical creativity
THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE DEVELOPMENT OF INNOVATION PROCESSES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
The article is devoted to the analysis of theoretical foundations of the development of innovation processes in education and pedagogical science, Russian and foreign pedagogy. It discloses this concept in three aspects: socio-economic, psychological and managerial. Besides, it dwells on the changes in the education system, the improvement of innovation activity in educational organizations in terms of theory and practice of introduction of achievements of pedagogical science and the promotion of best innovation practices. The article notes the pragmatic and empirical nature of the innovation in foreign pedagogy. Researchers try to not only theoretically justify the innovative processes, but also to give practical guidance on the development of innovation. Domestic researchers consider innovative processes in education and pedagogical science in the following areas: practical pedagogical thinking and innovation; problems in the functioning of pedagogical innovations; problems of innovations in education; traditions and innovations. Educational community considers relevant in innovation processes such aspects as the subject and structure of the foundations of pedagogical innovations, difficulties in the implementation of educational innovation in practice, school management and innovation processes, the intensification of innovation, active approach to the development of innovative processes in the system of continuous education and others.
Список литературы
-
Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика. М.: Просвещение, 2006.
-
Лазарев В.С. Управление инновациями в школе / Под ред. М.М. Поташника. М.: Центр педагогического образования, 2008.
-
Новикова Г.П. Инновации в системе непрерывного последипломного образования // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 13-24.
-
Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.