Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №38 (2) (2017)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ
Статья посвящена проблеме методической подготовки будущих учителей начальных классов к обучению школьников математике в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и профессионального стандарта «Педагог ( педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Для выполнения требований стандартов необходимо изменить подходы к методике обучения будущих учителей начальных классов. В указанный период обучения закладываются основы математических знаний и умений, которые станут базой для изучения точных наук в средней школе, а, следовательно, преподавание математики приобретает особое значение. Проведенное исследование позволило выявить проблемы организации методической подготовки бакалавров: слабая интеграция знаний из различных областей, отсутствие у студентов умений применения теоретических знаний в конкретных педагогических ситуациях обучения математике детей с определенными возрастными и индивидуальными особенностями. На основе теоретического анализа психолого-педагогической, методической литературы и обобщения собственного практического опыта были определены следующие педагогические условия: реализация на занятиях личностно ориентированного подхода с учетом реальных потребностей студентов в приобретении профессиональных знаний; постоянное поддержание интереса студентов к занятиям; разнообразие методов обучения и форм организации учебного процесса; использование различных технологий в преподавании методики обучения математике младших школьников; включение студентов в научно-исследовательскую деятельность. Реализация рассмотренных условий в образовательном процессе вуза будет способствовать эффективной методической подготовке будущих учителей начальных классов к реализации математического образования и развития младших школьников.
Ключевые слова
методическая подготовка бакалавров; младшие школьники; обучение математике; methodological preparation of bachelors; primary school pupils; teaching mathematics
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF METHODOLOGICAL PREPARATION OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR TRAINING MATHEMATICS TO PRIMARY SCHOOL PUPILS
The article deals with the problem of methodological preparation of future primary school teachers for training mathematics to pupils in the conditions of the realization of the Federal State Educational Standard of primary education of the second generation and the Professional standard «Teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (educator, schoolteacher)». The implementation of the requirements of standards involves the change of approaches to the methods of teaching future teachers of primary school. The teaching of mathematics at primary school is particularly important because at this level we to lay the foundations of mathematical knowledge and skills that form the basis of successful mastering exact sciences of pupils at the following levels of education. The study revealed the problems of the organization of methodological reparation of bachelors: poor integration of knowledge from different areas, the lack of skills of students applying theoretical knowledge in concrete pedagogical situations of teaching mathematics to children with certain age and individual characteristics. Based on the theoretical analysis of the psycho-pedagogical and methodological literature and the generalization of their own practical experience the following pedagogical conditions have been identified: the implementation of the learner-centered approach in the classroom, taking into account the real needs of students in acquiring professional knowledge; maintaining constant interest of students to learning; a variety of teaching methods and forms of organization of educational process; the use of various technologies in the teaching methods of teaching mathematics to younger students; the inclusion of students in research activities. The implementation of the conditions discussed in the educational process of the university will contribute to the effective methodological training of future primary school teachers for the implementation of mathematical education and the development of primary school children.
Список литературы
-
Бережная И.Ф. Педагогические условия индивидуализации профессиональной подготовки студентов в вузе // Педагогическое образование и наука. 2016. № 3. С. 24-27.
-
Богачкина Н.А., Скворцова С.Н., Имашева Е.Г. Педагогика и психология. М.: Омега-Л, 2009.
-
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004.
-
Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // Generaland Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.
-
Павлова В.С. Педагогические и методические аспекты технологического подхода к профессиональной подготовке бакалавров // Наука в 21 веке: Материалы I международной научно-практической конференции. Краснодар: Академия знаний, 2013. С. 9-18.
-
Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2016.
-
Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/ (дата обращения: 30.03.2017).
-
Царева С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе: учебник для студ. учреждений высш. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014.