Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №38 (2) (2017)
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ВУЗА
Статья посвящена проблеме профессиональной ориентации молодежи, определены структурные компоненты профориентации; в качестве основной цели профориентационной работы выделена активизация самопознания как условие успешности сознательного выбора; описаны требования к психологическому сопровождению профориентации. Показано, что практическая профориентация подростков и юношества должна иметь развивающий характер, активизировать процесс осознанного отношения к выбору и построению своего профессионального будущего. Дан анализ понятия интерактивных методов и форм профориентирования молодежи, их видов и условий использования; указывается, что смоделированные ситуации учитывают потребности современного рынка труда и позволяют формировать и совершенствовать навыки деловой коммуникации и профессионального общения. В статье приводится авторская разработка деловой игры «Психологическая коммуникация»: определена четырехэтапная структура игры (интеллектуальная часть, предметно ориентированная, командного взаимодействия и творческая), каждый этап имеет рефлексивный и развивающий характер. Игра ориентирована на работу в команде, учит поддерживать деловые и доброжелательные отношения в ситуациях дефицита времени, отсутствия обратной связи, возможности столкновения интересов, что позволяет развить коммуникативные общекультурные компетенции. Приведены последовательность, содержание и варианты заданий для каждого этапа. В качестве заданий, которые должны выполнить участники, выступают ситуации составления резюме и приема на работу, проявление лидерских качеств и выхода из конфликта, ситуации ведения переговоров и аргументации своей позиции, составления портфолио в формате презентации. В статье указаны другие интерактивные формы профориентации старшеклассников: экспериментально-диагностическая площадка «Классика психологического эксперимента» и интерактивная игра «Университет». Даны критерии эффективности профориентационной работы.
Ключевые слова
профессиональная ориентация; профориентационная работа; критерии эффективности профориентации; интерактивные методы и формы профориентационной работы; career guidance; vocational guidance; criteria of efficiency of career guidance; interactive methods and
INTERACTIVE METHODS IN THE ORGANIZATION OF CAREER GUIDANCE OF THE UNIVERSITY
The article is devoted to the problem of career guidance of young people, the structural components of career guidance are determined; as the main goal of the career guidance the activation of self-knowledge as a condition for the success of a conscious choice is highlighted; the requirements for the psychological support of career guidance are described. It is shown that practical career guidance of teenagers and youth should have developmental character, to intensify the process of conscious attitude to the choices and building their professional future. The analysis of the concept of interactive methods and forms of career guidance of youth, their types and conditions of use is given; it is noted that simulated situations are tailored to the needs of the modern labor market and allow you to build and improve business communication skills and professional communication. The article presents the author's development of the business game “Psychological communication”: four-stage structure of the game was defined (the intellectual part, subject oriented, team interaction and creative one), each stage has a reflective and development nature. The game focuses on teamwork, teaches you to maintain business and friendly relations in situations of shortage of time, lack of feedback, the possibility of collision of interests that allow you to develop communicative and cultural competence. The sequence, content and options of tasks for each stage are given. The tasks which should be performed by the participants are the situations of writing a resume and recruitment, leadership skills and conflict resolution, a situation of negotiation and argumentation of their positions, creating a portfolio in presentation format. The article contains other interactive forms of career guidance of senior pupils of experimental diagnostic platform “Classic psychological experiment” and interactive game “University”. The criteria of efficiency of career guidance is given.
Список литературы
-
Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб. пособие. М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.
-
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
-
Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения / Под ред. Т.С. Паниной. М.: Академия, 2008.
-
Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.