Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №38 (2) (2017)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КИНОМУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В статье проведен теоретический анализ развития толерантной культуры подростков. Рассмотрены проблемные аспекты нравственного восприятия действительности, а также дается характеристика киномузыки как одного из средств и технологий воспитания толерантного поведения. Анализ литературных источников позволил установить виды, формы, структуру толерантности. Все это помогло раскрыть сущность понятия «толерантность» применительно к образованию, дать анализ преимущества и эффективности его использования в современном образовательном заведении. Разумная и необходимая толерантность не только позволяет установить гармоничные отношения между преподавателями и обучающимися, но и главное - создавать неограниченное свободное развитие личности, гармоничную атмосферу и пространство сосуществования разного. Выявлена психоэмоциональная зависимость поведенческого мышления подрастающего поколения от воздействия популярных киномузыкальных композиций. Раскрыты некоторые ведущие характеристики поликультурной среды образовательного заведения, учет которых необходим при реализации целей и задач толерантного воспитания. Это, прежде всего, открытость образования, поиск межкультурных взаимосвязей и синтез культур, а также принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, норм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. В статье описаны и раскрыты принципы воспитания толерантности. Делается акцент на том, что при работе с киномузыкой формы толерантной информации извлекаются педагогом для определенных учебных задач и могут на материале одной и той же киномузыкальной ленты отбираться и систематизироваться по-разному, исходя из формата обучения. Сделан вывод о том, что высокий уровень толерантности учителя способствует повышению эффективности в педагогической деятельности, что путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение.
Ключевые слова
толерантность; образовательный процесс; методы воспитания; подрастающее поколение; нравственность; tolerance; the educational process; methods of education; the younger generation; morality
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF FILM MUSIC IN THE EDUCATION OF TOLERANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS
In the article the theoretical analysis of the development of a tolerant culture of teenagers is given. Problem aspects of moral perception of reality, as well as the characteristic of film music as a means of education and technologies of tolerant behavior are considered. The analysis of literature allowed us to determine types, forms, structure of tolerance. All this helped to reveal the essence of the concept of “tolerance” with regard to education, provide an analysis of the benefits and efficiency of its use in modern educational institution. Reasonable and necessary tolerance not only allows you to establish a harmonious relationship between teachers and students, but the main thing is that it allows you to create unlimited free development of personality, harmonious atmosphere and space of different coexistence. Psycho-emotional dependence of the behavioral thinking of the younger generation on popular film music compositions is revealed. Some of the leading characteristics of the multicultural environment of the educational institution are revealed. Their account is required for achieving the goals and objectives of tolerant education. This is, above all, the openness of education, intercultural relationships and the search for a synthesis of cultures, as well as the acceptance and appreciation of the rich diversity of our world's cultures, norms and self-expression of being human. The article describes the principles of tolerance education. The emphasis is on the fact that when working with film music forms of tolerant information are retrieved by a teacher for specific learning tasks and can on the material of the same film music tape be selected and systematized differently, based on the learning format. It is concluded that high level of tolerance of the teacher contributes to the effectiveness of educational activities, that the way to tolerance is a serious emotional, intellectual work and mental stress.
Список литературы
-
Абдуразакова Д.М. Развитие толерантного сознания молодежи в поликультурной образовательной среде: автореф. дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2004.
-
Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997. С. 201-222.
-
Исаева О.В. Воспитание толерантности у студентов в образовательном процессе вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2004.
-
Нечерда В.Б. Использование интерактивных технологий при воспитании толерантности у подростков общеобразовательной школы // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. URL: http://www.jurnal.org/articles/2014/ped62.html (дата обращения: 14.11.2016).
-
Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2001.
-
Степанов П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков: автореф. дисс… канд. пед. наук. М., 2002.
-
Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под научн. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011.