Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №38 (2) (2017)
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ СОВРЕМЕННЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Статья посвящена изучению особенностей конструирования новых слов современными детьми старшего дошкольного возраста в процессе речевого творчества в условиях дошкольных образовательных организаций. Под понятием «речевое творчество современных дошкольников» исследователи понимают процесс самостоятельной деятельности по созданию новых речевых ценностей (слов, песен, стихотворений, рассказов, загадок). В отличие от словотворчества это более широкое понятие, не сводящееся только к созданию, изобретению новых слов и фраз. Авторы подробно остановились на изучении одного из видов речевого творчества - конструировании новых слов, который определяют как вид речевого творчества, заключающийся в придумывании новых слов, ранее не существовавших в русском языке. Было проведено экспериментальное исследование в различных регионах нашей страны (Воронежская область, Липецкая область). В эксперименте приняли участие 95 детей старшего дошкольного возраста и 10 воспитателей групп общеразвивающей направленности. Эксперимент проводился с октября 2015 года по январь 2017 года. Основным методом исследования являлось включенное наблюдение. В ходе эксперимента воспитатели ДОО в специально разработанных «Картах развития речевого творчества» фиксировали все моменты конструирования новых слов у старших дошкольников в условиях ДОО. Качественный анализ результатов проводился исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», который показал, что из 95-ти детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в эксперименте, только 26 детей (27,3 %) конструировали новые слова в процессе речевого творчества. Количество слов, придуманных современными старшими дошкольниками, составило 32 слова. Тематическая наполняемость придуманных слов была представлена следующими лексическими темами: слова, обозначающие профессии людей; слова, обозначающие человеческие качества и характеристики; явления природы; предметы быта; предметы бытовой техники. Результат экспериментального исследования показал, что меньше половины(27,3 %) исследуемой массы детей старшего дошкольного возраста конструировали новые слова.
Ключевые слова
современный дошкольник; дошкольная образовательная организация (ДОО); старший дошкольный возраст; речевое творчество; виды речевого творчества; конструирование новых слов; modern preschool children; preschool educational institution (DОО); senior preschool
THE FEATURES OF CONSTRUCTION OF NEW WORDS BY MODERN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF VERBAL CREATIVITY IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
The article is devoted to the study of features of constructing new words by modern children of senior preschool age in the process of verbal creativity in pre-school educational institutions. Under the concept of “voice work of contemporary preschool children”, the researchers understand the process of independent activity to create new s speech value (words, songs, poems, stories, riddles). In contrast to the word creation it is a broader concept, not limited only by the creation, invention of new words and phrases. The authors focus on the study of one type of speech creativity - constructing new words, which is defined as a kind of verbal creativity consisting of inventing new words, not previously existing in the Russian language. The experimental research in various regions of our country was Conducted (Voronezh region, Lipetsk region). 95 children of senior preschool age and 10 teachers of the groups of General developmental orientation took part in the experiment. The experiment was conducted from October 2015 to January 2017. The main research method was participant observation. In the experiment teachers of the additional education in specially designed “Maps of the development of verbal creativity” recorded all aspects of the construction of new words by senior pre-school age children in the conditions of additional education. Qualitative analysis of the results was performed based on the system development of normal children's speech, compiled by N.S. Zhukova based on the book by A.N. Gvozdev, “a study of children's speech”, which showed that of 95 children of preschool age participating in the experiment, only 26 children (27.3 percent) designed new words in the process of verbal creativity. Number of words, invented by modern senior preschool children, was 32 words. Thematic filling of invented words was presented by the following lexical themes: words denoting the profession of people; words denoting human qualities and characteristics; natural phenomena; household items; appliances. The results of the experimental study showed that less than half (27.3 percent) of children of senior preschool age designed new words.
Список литературы
-
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Просвещение, 1990.
-
Дугаржапова Е.Д. Развитие речевого творчества детей-бурят в дошкольных учреждениях: дис. … канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2000.
-
Краснова В.А. Формирование способности к речевому творчеству у старших дошкольников (на материале сказок): дис. … канд. пед. наук. М.,1999.
-
Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Флинта, 2004.