Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Аникеева Ю.В., Ложечкина А.Д.. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВО

Реализации образовательных программ высшего образования и формирование профессиональных компетенций ставят перед вузом задачу в решении проблемы развития коммуникативных способностей личности, а также в изучении детерминант, участвующих, способствующих развитию коммуникативных способностей у студентов в процессе вузовского обучения. Экспериментальное исследование психологических детерминант развития коммуникативных способностей проходило на базе ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» у студентов психологических и психолого-педагогических направлений подготовки в процессе обучения. Выявленные корреляционные связи, отражающие взаимосвязь развития коммуникативных склонностей, способностей и основных личностных характеристик, являются основанием для построения эффективной модели психологического сопровождения, позволяющей определить наиболее значимые ее цели, задачи, направления и приоритеты развития коммуникативных способностей студентов в рамках реализации образовательных программ. В результате исследования были выявлены психолого-педагогические условия, при которых коммуникативные способности студентов-психологов будут развиваться наиболее эффективно: внедрение теоретически обоснованной и технологически обеспеченной модели психологического сопровождения студентов-психологов; развитие всех структурных компонентов коммуникативных способностей - личностного, когнитивного, мотивационного и поведенческого; повышение культуры межличностного и межгруппового взаимодействия; улучшение эмоционального комфорта при взаимодействии в системе «человек-человек».
The implementation of higher educational programmes and the task of formation of professional competence require higher educational establishments to pay greater attention to the development of communication abilities of graduate students as well as to find out the determinants and circumstances contributing to this phenomenon during students' educational activities at a higher educational institution. The experimental study of psychological determinants contributing to the development of communication abilities was conducted on the basis of FGAOU VO «North-Caucasian Federal University». The studies have been carried out to analyze communication abilities of students majoring in Psychology and Psycho-pedagogical areas. The obtained correlative connections reflect the interdependence between the development of communication abilities and main personality traits as well as provide the basis for building the effective model of psychological support. The results of the present study demonstrate that there are a number of psycho-pedagogical support activities that contribute to the effective development of communicative abilities of psychology students: the implementation of theoretically grounded and technology-based model of psychological counseling and support for psychology students; the development of all the structural components of communicative abilities such as personality traits, cognitive, motivational and behavioral aspects; improvement the culture of interpersonal and intergroup relations; increasing the level of emotional control in the context of interpersonal relationships in the «person-person» system.

Грекова Е.Н., Николаева Е.И.. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСПОЗНАВАНИЯ ЭМОЦИЙ, ЧЕРТ ТЕМПЕРАМЕНТА И МЕХАНИЗМОВ ПCИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У МЛАДШИХ ПОДPОСТКОВ

В работе проведено сопоставление способности распознавать эмоции, параметров темперамента и напряженности психологических защит у подpостков с самыми распространенными заболеваниями: психосоматическими и невротическими. В исследовании принимали участие три группы школьников младшего подросткового возраста (11-13 лет) с невротичеcкими, психосоматическими расстройствами и без данных нарушений. Всего обследовано 154 школьника (78 девочек и 76 мальчиков). В группу «норма» вошел 51 испытуемый (23 мальчика и 28 девочек), средний возраст составляет 12,24 ± 0,52. В группу с «нарушениями и заболеваниями желудочно-кишечного тpакта (ЖКТ)» вошло 53 испытуемых (27 мальчиков и 26 девочек), средний возраcт 11,94 ± 0,77. В группу «расстройства адаптации со cмешанными нарушениями эмоций и поведения» вошло 50 испытуемых (26 мальчиков и 24 девочки), средний возраст составляет 11,98 ± 0,77. Были использованы видеотест, направленный на распознавание эмоций, В. Овсянниковой и Д. Люсина, опросник Я. Стреляу, опросник Плутчика - Келлеpмана - Конте. Исследование проводилось на базе одной из гимназий г. Мурманска, Мурманской детской городской больницы, а также Центра психотерапевтической помощи детям и подросткам при Мурманском областном психоневрологическом диспансере. Результаты качественного анализа распознавания эмоций, черт темперамента и особенностей психологических защит не обнаружил отличий между группами подростков с хроническими заболеваниями. При этом регpессионный анализ свидетельствует о том, что чем ниже эффективность распознавания эмоций, тем чаще используется пcихологическая защита «отрицание», чем ниже способность к распознаванию эмоций, тем ниже параметр «cенсорная чувствительность» в целом по группе испытуемых.
The work deals with the comparison of the ability to recognize emotions, temperament traits and tension of psychological defenses of adolescents with the most common diseases: psychosomatic and neurotic ones. The study involved three groups of schoolchildren of younger adolescence (11-13 years old) with neurotic, psychosomatic disorders and without these disorders. 154 schoolchildren were examined, 78 girls and 76 boys. The group “norm” included 51 subjects (23 boys and 28 girls), the average age is 12.24 ± 0,52. The group with “disorders and diseases of the gastrointestinal tract (GIT)” included 53 subjects (27 boys and 26 girls), the average age is 11.94 ± 0,77. The group “adaptation disorder with mixed disturbances of emotions and conduct” included 50 subjects (26 boys and 24 girls), the average age is 11.98 ± 0,77. The video test of emotion recognition by V. Ovsyannikova and D. Lyusina, Ya. Strelau’s questionnaire, and Plutchik-Kellerman-Conte’s questionnaire were used. The study was conducted in one of Murmansk schools, in Murmansk children's city hospital, and in the Center of the psychotherapeutic help to children and teenagers in Murmansk regional psychoneurological dispensary. The qualitative analysis of emotion recognition, temperament traits and peculiarities of psychological defenses did not find differences between groups of adolescents with chronic diseases. Regression analysis suggests that the lower the efficiency of emotion recognition, the more commonly the psychological defense of “denial” is used, and the lower the ability to recognize emotions, the lower the characteristic of “sensorial sensitivity” in the whole group of subjects.

Новикова И.А., Новиков А.Л., Гридунова М.В.. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Исследования проблемы межкультурной компетентности (МКК) имеют особую актуальность для современных многонациональных вузов в связи с ростом количества иностранных студентов во всем мире и в России (что отражается в показателях «интернационализации» в ведущих университетских рейтингах). Целью данного исследования являлось сравнение психологических особенностей и структуры МКК у студентов двух российских университетов с разными показателями интернационализации. В основной части исследования участвовали 220 студентов первых курсов в возрасте от 17 до 24 лет. Особенности МКК рассматривались на основе модели развития межкультурной сенситивности (Developmental Model of Intercultural Sensitivity) М. Беннета и диагностировались с помощью авторской модификации «Шкалы межкультурной сенситивности» О.Е. Хухлаева и М.Ю. Чибисовой в адаптации Ю.А. Логащенко. Данная методика дает возможность выявить стадии становления МКК, такие как преуменьшение, абсолютизация, амбивалентность и принятие. Для характеристики психологических особенностей МКК анализировались соотношения с факторами «Большой пятерки» (нейротизм, экстраверсия, открытость, согласие, добросовестность), которые, как показывают зарубежные и отечественные исследования, являются одними из ее индивидуально-личностных предикторов (диагностировались с помощью краткой формы «Пятифакторного опросника» в русской адаптации М.В. Бодунова и С.Д. Бирюкова). Для статистической обработки данных применялись критерии Манна-Уитни и Уэлча, а также ранговый корреляционный анализ. В результате не было выявлено значимых различий между показателями МКК студентов первого курса изучаемых университетов вне зависимости от количества обучающихся в них иностранных студентов. Однако студенты университета с более высокими показателями интернационализации отличаются несколько более гармоничной и сбалансированной структурой МКК.
The problem of intercultural competence (ICC) has a special relevance for the modern multinational universities in connection with the increase in the number of the international students in the world and in Russia, which is reflected in the indicators of "internationalization" in the leading university rankings. The object of this study was to compare the psychological features and structure of the ICC of students of two Russian universities with different rates of internationalization. A total of 220 first year students took part in the main part of the research. ICC was studied based on the “Dynamic model of intercultural sensitivity” by M. Bennet. Author's modification of the “Scale of intercultural sensitivity” by O.E. Khukhlaev and M.Y. Chibisova in the adaptation of Y.A. Lopashenko was used for the ICC diagnostics. This technique makes it possible to identify the stages of the development of the ICC, such as Minimization, Absolutization, Ambivalence and Acceptance. The relations between the ICC and the Big Five factors were revealed, which were measured by a short form of the “Five-Factor Questionnaire” in Russian adaptation by M.V. Bodunov and S.D. Biryukov. The study found no significant differences between the ICC rates among first year students of the studied universities, regardless of the international students number enrolled in it. However, students of the university with higher internationalization rates have a more harmonious and balanced structure of the ICC.

Дулепов Д.В., Дулепова Ю.В.. Модель формирования общекультурных компетенций у курсантов в условиях организации воспитательной работы военного вуза

В настоящей статье рассматривается состав и структура модели формирования общекультурных компетенций курсантов в условиях организации воспитательной работы в военном вузе. В современных условиях высшее военное образование призвано не только осуществлять профессиональную подготовку курсантов, но и обеспечивать их потребности во всестороннем гармоничном развитии. Обществом и государством сегодня предъявляются повышенные требования к личности военного специалиста, который должен не только уметь анализировать собственные действия, но и прогнозировать их возможные последствия, быть ответственным за принятие решений и результаты их реализации, обладать развитыми морально-нравственными и культурными качествами, социальными и коммуникативными навыками. Актуальность выбранной темы предопределяется тем, что включение общекультурных компетенций в состав системы компетенций, формируемых у курсантов в условиях обучения в военном вузе, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов отражает тенденцию гуманизации национальных образовательных систем. Цель проведенного исследования заключается в разработке теоретико-методологической модели формирования общекультурных компетенций курсантов в условиях организации воспитательной работы. Прагматизм был определен в качестве оптимальной философской основы настоящего исследования как философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Методологическая основа сформирована с учетом современных достижений теории познания и представлена системным и комплексным подходом к изучаемому объекту. Основным методом, используемым для достижения цели, является моделирование педагогической и воспитательной работы как единого целенаправленного процесса. Результаты исследования представлены формализацией состава и структуры модели формирования общекультурных компетенций курсантов в условиях организации воспитательной работы с учетом специфики обучения в военном вузе, в частности, конкретизируется содержательное наполнение целевого, методологического, критериально-оценочного и результативного блоков модели.
This paper examines the composition and structure of the model of the formation of cadets’ common cultural competencies under the conditions of the organization of educational work at the military institution. Under modern conditions higher military education is designed to implement not only cadets’ training, but also to ensure that their needs in harmonious development. Society and government today have increased requirements to the personality of a military specialist, who must not only be able to analyze his own actions, but to predict their possible consequences, to be responsible for making decisions and the results of their implementation, have developed moral and cultural qualities, social and communication skills. The relevance of the chosen topic is determined by the fact that the inclusion of the common cultural competences into the system of competences formed under the conditions of training at a military institute, in accordance with the requirements of Federal State Educational Standards reflects a trend of humanization of national education systems. The goal of this research is to develop theoretical and methodological models of the formation of cadets’ common cultural competencies under the conditions of the organization of educational work. Pragmatism was defined as the optimal philosophical foundation of this study as a philosophical current, based on practice as the criterion of truth and semantic significance. Methodological basis is formed on the basis modern achievements of the theory of knowledge and presents a systematic and comprehensive approach to the studied object. The main method used to achieve the goal is the modeling of pedagogical and educational work as a unified purposeful process. The results of the study are presented as a formalization of the composition and structure of the model of formation of cadets’ common cultural competencies under the conditions of educational work, taking into account the specifics of training at the military institute, in particular, the content of the objective, methodological, criteria and assessment and effective blocks of the model is specified.

Емельянова И.Д., Подольская О.А.. СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ориентация социальной политики на демократизацию и гуманизацию общества и развитие отечественной системы образования активизируют поиски путей совершенствования содержания образовательных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Реализация этой задачи возможна в рамках инклюзивного подхода к получению образования лицами с ОВЗ. Особое внимание сосредоточивается на создании условий для успешного включения в образовательное пространство и полноценной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрываются возможности обеспечения условий включения детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство ДОО путем выстраивания системы их сопровождения в единстве диагностики и коррекции. В работе с дошкольниками с ОВЗ очень значимым является комплексный системный подход, включающий в себя согласованную работу всех специалистов дошкольной образовательной организации. Процесс сопровождения включает в себя: создание предметно-развивающей среды, материально-техническое оснащение, лечебно-восстановительную работу и др. Основной целью сопровождения детей с ОВЗ, как считают авторы статьи, является построение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов. Процесс сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом происходит поэтапно, по определенному алгоритму. Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя следующие разделы: состояние здоровья, физическое и психическое развитие, уровень усвоения программного материала, планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком, формы взаимодействия с родителями. В нем отражается деятельность всех специалистов ДОО (воспитателей, учителя-логопеда или дефектолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и др.) в ходе коррекционно-образовательного процесса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
The orientation of social policy on democratization and humanization of society and the development of the national system of education are intensifying the search for ways to improve the content of educational technologies for children with disabilities (HIA). The implementation of this target is possible in the framework of the inclusive approach to the education of people with special needs. Particular attention is paid to the creation of conditions for successful inclusion in the educational space and the complete socialization of children with disabilities. The article describes the possibility of providing conditions for the inclusion of preschool children with disabilities in the educational space of the OED by establishing a system for their support in the unity of diagnostics and correction. In working with preschoolers with disabilities the integrated and systematic approach is very important. It includes the coordinated work of all specialists of preschool educational organization. The support process includes: the creation of a subject-developing environment, material and technical facilities, remedial work, etc. The main goal of supporting children with disabilities, according to the authors, is the design and implementation of individual educational routes. The process of supporting children with disabilities in accordance with the individual educational route occurs in stages, according to a specific algorithm. Individual educational route includes the following sections: health status, physical and mental development, the level of assimilation of the program material, planning of individual correctional-developing work with the child, forms of interaction with parents. It reflects the activities of all professionals of the OED (teachers, teacher-speech therapist or speech pathologist, instructor in physical education, music director, etc.) in the course of a child’s with disabilities correctional and educational process.

Ильяшенко М.В., Чуйкова Ж.В.. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Статья посвящена историко-педагогическому исследованию процесса становления и развития культуры речевого общения дошкольников. Авторы статьи в целостном виде представили историко-педагогический анализ научных и педагогических взглядов на процесс становления и развития культуры речевого общения дошкольников, начиная с древнейших времен (период Древней Греции) до настоящего времени. В статье особое внимание уделено вкладу отечественных философов, языковедов, педагогов, видных общественных деятелей в разработку основ методики развития культуры речевого общения: М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, А.Ф. Мерзлякова, В.П. Светова, А.С. Никольского, И.С. Рижского, Ф.И. Буслаева, Н.Ф. Бунакова и др. Благодаря их трудам раскрывается значение развития речи для культуры людей, разрабатываются требования и правила речевой культуры, обогащается содержание методики развития речи. Особую роль авторы статьи отводят трудам К.Д. Ушинского, разработавшего систему обучения детей родному языку. Самое пристальное внимание он уделял вопросам культуры речевого общения детей, считая ее основой освоения родного языка: развитие дара слова, т.е. умения выражать свои мысли в устной и письменной речи; усвоение форм языка (выработанных как народом, так и литературными произведениями); усвоение грамматики, или логики языка. Статья раскрывает и современное состояние методики развития культуры речевого общения дошкольников, включающей разные направления развития речи: воспитание речевого этикета (А.А. Лукьяница); воспитание культуры общения у дошкольников (Н.В. Дурова, М.В. Ильяшенко); обучение дошкольников культуре диалога (Н.С. Малетина); влияние коммуникативно-речевого поведения взрослых на развитие диалогической речи детей (Л.П. Галахова) и т.д. Результаты исследования позволяют рекомендовать использование опыта прошлого как для осмысления и дальнейшего его разностороннего использования, так и обогащения современных направлений методики развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста.
The article is devoted to the historical-pedagogical study of the process of the formation and development of preschool children’s culture of verbal communication. The authors in the holistic view presented historical and pedagogical analysis of scientific and pedagogical views on the process of the formation and development of preschool children’s culture of verbal communication, starting with ancient times (the period of Ancient Greece) to the present. In the article a special attention is paid to the contribution of domestic philosophers, linguists, educators, prominent public figures to the development of methodology of development of speech communication: M.V. Lomonosov, A.H. Vostokov, A.F. Merzlyakov, V.P. Svetov, A.S. Nikolsky, I.S. Riga, F.I. Buslaev, N.F. Bunakova, etc. Owing to their work the importance of the development of speech for people’s culture is revealed, the requirements and rules of speech culture are developed, the content of the methodology of speech development is enriched. A special role the authors attribute to the works of K.D. Ushinsky, who developed a system of teaching native language to children. The close attention he paid to the issues of culture of speech communication of children, considering it the basis for the language learning: the development of verbal skills, i.e. the ability to express your own thoughts in speech and writing; mastering language forms (developed both by people, and literary works); mastering grammar, or logic of language. The article reveals the current state of the development of speech communication of preschool children, involving a number of different areas: speech development: speech etiquette education (A.A. Lukianitsa); teaching the culture of communication to preschool children (N.In. Durova, M.V. Ilyashenko); teaching preschoolers the culture of dialogue (N.C. Maletina); the impact of communicative and speech behavior of adults on the development of children’s dialogical speech (P.L. Galakhova), etc. The results of the study allow us to recommend the use of past experience both for the comprehension and its further versatile use, and enrichment of modern directions of development of culture of speech communication of preschool children.

Кисарин А.С.. ПЕДАГОГИЧЕСКOЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье освещается проблема педагогического обеспечения вторичной языковой социализации личности в условиях дополнительного иноязычного образования. Отмечается, что проблема вторичной языковой социализации личности достаточно новая для российской системы дополнительного иноязычного образования. Это связано с тем, что в настоящее время иностранный язык выходит за рамки учебного предмета, он становится инструментом развития личности будущего специалиста. В статье выделяются ведущие принципы современной российской системы образования: интернализации, непрерывности и преемственности. Изучение иностранного языка взрослым человеком, выполняющим определенную трудовую роль, позволяет говорить о вторичной языковой социализации личности, так как обучение иностранному языку сопряжено с усвоением знаний, формированием убеждений и ценностных установок, которые приобретают личностный смысл. Такой вид взаимодействия индивида с социумом воспитывает субъективные, личностные качества, способствуя при этом вторичной языковой социализации. Автором представлены определения основных понятий исследования: «социализация», «языковая социализация», «вторичная языковая социализация», «педагогическое обеспечение вторичной языковой социализации личности». В статье проведен анализ деятельности онлайн-школы по обучению иностранным языкам как одной из форм дистанционного обучения в дополнительном иноязычном образовании, способствующей вторичной языковой социализации обучающихся . Анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме вторичной языковой социализации и специфики дополнительного иноязычного образования взрослых позволил автору выделить педагогические условия, позволяющие осуществить более успешно вторичную языковую социализацию обучающихся. В заключение автор отмечает, что учет индивидуальных особенностей взрослых, создание профессионально-коммуникативной образовательной среды, обогащение содержания обучения социально значимыми и профессионально направленными регистрами общения, профессиональная готовность преподавателя иностранного языка позволили обеспечить успешную вторичную языковую социализацию обучающихся в дополнительном образовании.
The article deals with the problem of pedagogical ensuring of secondary language socialization of the personality in the conditions of additional foreign-language education. It is noted that a problem of secondary language socialization of the personality is rather new for the Russian system of additional foreign-language education. It is connected with the fact that now the foreign language becomes the instrument of development of the identity of future specialist. The article highlights the leading principles of modern Russian educational system: internalization, continuity. The learning of a foreign language by the adult who is carrying out a certain labor role allows us to speak about secondary language socialization of the personality because training in a foreign language is accompanied by assimilation of knowledge, formation of beliefs and valuable installations which gain personal sense. Such type of interaction of the individual with society cultivates subjective, personal qualities, forming at the same time secondary language socialization. The author presents definitions of the basic concepts of research: “socialization”, “language socialization”, “secondary language socialization”, “pedagogical ensuring of secondary language socialization of the personality”. In the article the analysis of activities of Online school for training in foreign languages as one of forms of distance learning in additional foreign-language education is carried out. The analysis of psychological and pedagogical, methodical literature on the problem of secondary language socialization and specifics of additional foreign-language education of adults has allowed the author to allocate the pedagogical conditions allowing to carry out more successfully secondary language socialization of students. In the conclusion the author notes that taking into account individual characteristics of adults; the creation of professional-communicative learning environment; the enrichment of the content of teaching by socially relevant and professionally directed registers of communication; professional readiness of the teacher have allowed to provide successful secondary language socialization of students in additional education.

Осипова Н.В., Щербатых Л.Н.. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья посвящена описанию некоторых продуктивных способов развития творческого потенциала обучающихся в вузе в условиях глобального образования, одной из задач которого является создание преподавателем определенных педагогических условий, в которых студенты начинают творить на иностранном языке. Здесь воплощаются в жизнь их идеи, мысли, что является неотъемлемым компонентом формирования полноценной самодостаточной личности. Иностранный язык выступает одним из основных инструментов воспитания студентов, способных рассматривать себя не только как представителей национальной культуры, проживающих в определенной стране, но и как граждан мира, воспринимающих себя субъектами диалога культур и осознающих свою роль и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах. В статье дается авторское понимание таких понятий, как «глобальное образование», «творческий потенциал». Кроме того, подробно описываются критерии оценивания и показатели творческого потенциала студентов. В качестве инструмента развития творческого потенциала студентов неязыковых специальностей авторы предлагают ряд приемов, основанных на использовании лингвострановедческого материала, среди которых работа с иллюстрациями, поэтическими текстами, видеоматериалами, театральные постановки. В рамках статьи дается их описание и обосновывается целесообразность применения в вузе. Авторы приходят к выводу о положительной динамике развития творческого потенциала студентов путем использования на занятиях по иностранному языку авторских технологий. В процессе выполнения творческих заданий у обучающихся наблюдается развитие креативного мышления, речевых умений, что во многом способствует закреплению ранее изученного языкового материала, расширению словарного запаса. Описанная методика помогла обучающимся творчески применять свои языковые знания в продуктивной иноязычной деятельности, самостоятельно искать решения и достигать поставленные цели.

Пищулин В.Н.. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ЭКОНОМИКИ

Статья освещает основные методологические подходы, использованные при проектировании образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» профиль (направленность) «Иностранный язык. Экономика». В статье обоснована актуальность проблемы подготовки будущего учителя экономики в связи с новыми экономическими условиями. Подчеркивается особая значимость владения школьниками экономической культурой, зависимость уровня развития которой обусловлена уровнем профессиональной компетентности специально подготовленных учительских кадров в области экономики, которые профессионально смогут подойти к решению вопроса формирования экономической культуры подрастающего поколения двадцать первого века. Обозначена необходимость создания образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» профиль (направленность) «Иностранный язык. Экономика» в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина. Автором дается анализ современных профилей подготовки учителя экономики: «Обществознание и экономика», «История и экономика», «География и экономика». Автором обосновывается значимость профиля «Иностранный язык и экономика». В статье описывается выбор основных методологических подходов, использованных при проектировании образовательной программы: интегративно-дифференцированного и компетентностного. Интегративно-дифференцированный подход требует учета единства процессов в обучении, направленности дидактической системы к установлению и поддержанию динамического равновесия между интеграцией и дифференциацией. С позиций компетентностного подхода выделяются основные принципы проектирования образовательного процесса по данному направлению подготовки: педагогизация, практикоориентированность, гибкость образовательных траекторий, высокий уровень профессиональной мобильности, комплекс инновационных технологий. В аспекте двухпрофильности направления подготовки учебная и производственная (педагогическая) практика выступают в качестве связующего звена между научно-теоретической подготовленностью обучающихся и их самостоятельной педагогической деятельностью в школе.
The article highlights main methodological approaches used in the development of the educational program 44.03.05 “Pedagogical education” profile (orientation) “Foreign language. Economics”. The article substantiates the urgency of the problem of training future teachers of Economics in connection with new economic conditions. The work emphasizes the importance of schoolchildren's possession of economic culture, which level of development depends on the level of professional competence of teaching staff specially trained in the field of Economics, who will be able to professionally approach the question of the formation of economic culture of the younger generation of the twenty-first century. Тhe need to create educational programs for the direction of preparation 44.03.05 “Pedagogical education” profile (orientation) “Foreign language. Economics” in Bunin Yelets State University is indicated. The author gives the analysis of the current profiles of training of a teacher of Economics: social studies and economics, history and economics, geography and economics, foreign language and economics, explains the importance of these profiles. The article describes the selection of key methodological approaches used in the development of educational programs: integrative- differential and competence ones. The integrative- differential approach requires the consideration of the unity of the processes in training and orientation of educational system towards establishing and supporting a dynamic balance between integration and differentiation. From the standpoint of the competence approach the main principles of designing educational process are determined: pedagogisation, practical orientation, flexibility of educational paths, high level of mobility, the complex of innovative technologies. The production and pedagogical practice as a connecting link between the scientific-theoretical preparation of students and their own teaching activities in the school is described.

Пузанов А.П.. ПОСТМЕТОДИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Статья предлагает аналитический обзор постметодической дискуссии, развернувшейся на рубеже XX и XXI веков на страницах западных методических изданий, посвященных преподаванию иностранных языков. Постмодернистский дискурс, раздвинувший классические линейные горизонты мышления, затронул не только сферы культуры, философии, литературы и политики, но и теорию и практику языкового образования. Ряд англоязычных ученых-методистов подвергли существенной критике поиск универсального метода в обучении иностранным языкам, предложив обратную схему методического действия: вместо движения от теории к практике - развитие обучающего знания от практики к теории, возлагая при этом большую ответственность на педагогов и учащихся, предлагая учителю стать творцом своей собственной методики. Б. Кумаравадивелу выдвигает 10 постметодических «макростратегий», охватывающих «максимизацию обучающих возможностей», «интенсификацию педагогического общения», «минимизацию непонимания», «активизацию интуитивной эвристики», «усиление языкового сознания», «контекстуализацию лингвистического материала», «интеграцию языковых навыков», «развитие автономии ученика», «повышение культурного сознания», «социальную релевантность». Предполагается выработка соответствующих «микростратегий», обусловленных реалиями конкретного класса, субъективных и уникальных для каждого практика. Таким образом, концептуализируется, по сути, интуитивный педагогический опыт теоретизирования для собственных нужд, для потребностей своих учеников, что представлено автором статьи в русле подходов экзистенциальной педагогики, в частности через дихотомию понятий объективация-субъективация в образовании. Технологичность рассматриваемых зарубежных точек зрения дополняется постановкой вопроса о важности философско-педагогического осмысления постметода, его этических составляющих, таких как свобода и насилие в образовании. Критика уже самого постметода не исключает его значимости в диалектике методического знания, позволяя выйти за привычные рамки, открыть новые пути решения старых проблем.
The paper proposes the analytical survey of the postmethod discussion that appeared at the turn of the XX and XXI centuries in the pages of western methodological editions devoted to teaching foreign languages. The postmodern discourse expanded classical linear horizons of thinking, touching not only the spheres of culture, philosophy, literature and politics, but also theory and practice of language teaching. A number of English-speaking methodologists criticized severely a search for universal method in foreign language teaching. They suggested a reverse scheme of methodological movement: instead of moving from theory to practice - knowledge development from practice to theory, laying more responsibility on pedagogues and students. In this case teachers are seen as creators of their own methodology. B. Kumaravadivelu advances 10 postmethod “macrostrategies” including “maximizing learning opportunities”, “facilitating negotiated interaction”, “minimizing perceptual mismatches”, “activating intuitive heuristics”, “fostering language awareness”, “contextualizing linguistic input”, “integrating language skills”, “promoting learner autonomy”, “raising cultural consciousness”, “ensuring social relevance”. Corresponding “microstrategies” are supposed to be worked out in accordance with the realia of a certain classroom, subjective and unique ones for each practitioner. In that way we conceptualize in effect intuitive teaching experience of theorizing for our own needs, for the needs of our students, that is shown by the author of the paper in the light of approaches of existential philosophy, in particular by means of objectification-subjectivation dichotomy in education. The technological side of foreign points of view under discussion is supplemented with a statement of the question about the importance of philosophic and pedagogical consideration of postmethod, its ethical components, such as freedom and violence in education. The criticism of postmethod itself does not exclude its significance in methodological knowledge dialectics, but allows to overcome habitual frames and to find new solutions to old problems.

Сушкова И.В., Лошкарева О.Н.. О ПОДХОДАХ К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья содержит материал, отражающий результат анализа научных основ развития социального интеллекта у детей. В ней приводится авторское определение понятий «социальный интеллект детей старшего дошкольного возраста», «педагогическое сопровождение развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста», «модель педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста». В статье представлена структура модели педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, раскрываются основные компоненты данной структуры: концептуальный, организационный, целевой, содержательно-процессуальный, продуктивный. Концептуальный компонент модели представлен совокупностью идей антропологического, личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов, а также рядом принципов. На основе анализа теоретических основ проблемы развития социального интеллекта сформулированы и раскрыты принципы педагогического сопровождения развития данного вида интеллекта детей старшего дошкольного возраста: - общепедагогические принципы (системности, доступности, комплексности); - принципы обеспечения процесса развития ребенка-дошкольника (рекомендательности; соблюдения интересов ребенка; субъектности; оптимальной взаимной согласованности); - специальные принципы (избирательности, структурности, доминантности, чередования, включения, следования, непрерывности-дискретности). Организационный компонент представлен как совокупность условий, определяющих среду, в которой развивается социальный интеллект ребенка. Целевой компонент отражает организацию сотрудничества с субъектами педагогического процесса, направленного на качественное и количественное развитие структурных компонентов социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Содержательно-процессуальный компонент состоит из следующих звеньев: проблематизации, проектирования, просвещения, сотрудничества и содействия. Продуктивный компонент отражает результаты работы, направленной на повышение уровня развития социального интеллекта детей 6-7 лет.
The article contains the material reflecting the result of the analysis of the scientific bases of the development of children’s social intelligence. It gives the author's definition of the concepts “social intelligence of senior pre-school age children”, “pedagogical support of the development of social intelligence of senior pre-school age children”, “model of pedagogical support of the development of social intelligence of senior pre-school age children”. The article presents the structure of the model of pedagogical support of the development of social intelligence of senior pre-school age children, reveals the main components of this structure: conceptual, organizational, target, substantive, procedural, productive. The conceptual component of the model is represented by a combination of ideas of anthropological, personality-oriented and system-activity approaches, as well as a set of principles. On the basis of the analysis of the theoretical foundations of the problem of the development of social intelligence, the principles of pedagogical support of the development of this kind of intellect of the senior pre-school age children are formulated and disclosed: - general pedagogical principles (system, accessibility, complexity); - principles of ensuring the development process of a preschool child (recommendations, observance of the interests of the child, subjectivity, optimal mutual consistency); - principles of special purpose (selectivity, structure, dominance, alternation, inclusion, succession, continuity-discreteness). The organizational component is presented as a set of conditions that determine the environment in which the child's social intelligence develops. The target component reflects the organization of cooperation with the subjects of the pedagogical process aimed at qualitative and quantitative development of the structural components of the social intelligence of senior preschool age children. The content-procedural component consists of the following links: problematization, designing, education, cooperation and assistance. The productive component reflects the results of work aimed at increasing the level of development of social intelligence of children aged 6-7.

Таров Д.А., Тарова И.Н.. МЕХАНИЗМЫ СИНТЕЗА СУБЪЕКТИВНО НОВОГО ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА

Статья посвящена изучению механизмов синтеза нового, с точки зрения обучающегося, знания в процессе развития его телекоммуникативной компетенции в рамках обучения в университете. Понятие «телекоммуникация» авторы трактуют как целенаправленную передачу, получение, анализ, синтез и оценку информации в процессе взаимодействия ее реальных и виртуальных носителей, которые могут быть удалены во времени и в пространстве. Под «телекоммуникативной компетенцией» авторы подразумевают качество личности, которое определяет ее готовность к особой форме профессиональной деятельности и жизни в информационном обществе, включающее знание телекоммуникационных технологий, форм, норм, правил и традиций взаимообмена информацией ее носителями, работы в телекоммуникационных сетях; способности к самостоятельному развитию в сфере телекоммуникационных технологий, усвоению больших объемов новой информации, прогнозированию результатов при решении проблем в области профессиональной деятельности; умения передачи, получения, сохранения, кодирования, защиты, анализа, трансформации, генерирования информации. В процессе исследования авторами выявлено семь механизмов синтеза субъективно нового знания в следующих процессах: при профессионально направленной инверсии ранее приобретенных знаний; применении полученного знания в опытно-практической деятельности; диверсификации содержания профессиональной подготовки; установлении межпредметных связей дисциплин учебного плана; моделировании учебных и производственных ситуаций и процессов; функциональном подходе к развитию телекоммуникативной компетенции; перенесении понятий, принципов, законов, теорий, сформулированных в одной дисциплине на предмет изучения другой. Рассмотренные механизмы синтеза субъективно нового знания расширяют набор инструментов, которыми может пользоваться преподаватель и студент в процессе формирования и развития телекоммуникативной компетенции.
The article deals with the study of the mechanisms of synthesis of new knowledge from learner’s point of view in the process of developing its telecommunication competence within the framework of training at university. The term “telecommunications” is interpreted by the authors as a purposeful transmission, acquisition, analysis, synthesis and evaluation of information in the process of interaction of its real and virtual media that can be deleted in time and space. By “telecommunication competence” the authors mean the quality of the personality that determines its readiness for a special form of professional activity and life in the information society, including knowledge of telecommunication technologies, forms, norms, rules and traditions of information exchange by its carriers, work in telecommunication networks; The ability to develop independently in the field of telecommunications technologies, the assimilation of large volumes of new information, the forecasting of results in solving problems in the field of professional activity; the ability to transmit, receive, store, encode, protect, analyze, transform, and generate information. In the process of research, the authors identified seven mechanisms for the synthesis of subjectively new knowledge in the following processes: with professionally directed inversion of previously acquired knowledge; the application of the acquired knowledge in practice; the diversification of the content of training; the establishment of cross-curriculum communications of subjects; the modeling of educational and production situations and processes; the functional approach to the development of telecommunication competence; the transfer of concepts, principles, laws, theories formulated in one subject for studying another one. The considered mechanisms of synthesis of subjectively new knowledge expand the set of tools that a teacher and a student can use in the process of forming and developing telecommunication competence.

Щербатых С.В., Моргачева Н.В.. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ВУЗЕ

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущего учителя естествознания в контексте методологии ФГОС высшего образования, ориентации профессиональной подготовки на ФГОС общего образования, требований профессионального стандарта. Настоящее исследование нацелено на изучение особенностей профессиональной подготовки будущего учителя естествознания, которое осуществляется в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина по направлению подготовки бакалавров «44.03.01 Педагогическое образование» (профиль «Естествознание»), «44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (профили «Биология. Химия», «Естествознание.География»). Особенностью будущей профессиональной деятельности бакалавров по данным направлениям и профилям является то, что предметное содержание их деятельности включает в себя несколько предметов: физику, биологию, химию, географию. В статье утверждается идея, что ключевым принципом профессиональной подготовки будущих учителей естествознания выступает интеграция предметной и методической подготовки. С одной стороны, данная интеграция вполне уместна в рамках одной научной области - естественнонаучной. С другой стороны, данная интеграция требует серьезной научно-методической проработки оснований профессиональной подготовки будущих учителей естествознания. В статье профессиональные компетенции анализируются как результат освоения программы бакалавриата ФГОС высшего образования, выявляется их структура: предметная, методическая и психолого-педагогическая составляющие. Ключевая идея данной статьи состоит в том, что в профессиональной деятельности будущего педагога центральное место занимает методическая составляющая, поскольку владение методикой преподавания предмета предполагает интеграцию предметной и психолого-педагогической подготовки учителя. Также в статье проведено исследование проблемы поиска эффективных механизмов формирования профессиональной компетентности будущего учителя естествознания в контексте системно-интегративного, компетентностного, деятельностного, технологического подходов.
The article is devoted to the problem of forming the professional competence of the future teacher of natural sciences in the context of the methodology of the FSES of higher education, the orientation of vocational training at the FSES of general education, the requirements of the professional standard. The present study is aimed at studying the peculiarities of the professional training of the future teacher of natural science, which is carried out at Bunin Yelets State University in the field of bachelor's training “44.03.01 Pedagogical Education” (direction “Natural History”), “44.03.05 Pedagogical Education (with two directions of preparation)” (directions “Biology, Chemistry”, “Natural History, Geography”). The peculiarity of bachelors’ future professional activity in these areas and directions is that the subject content of their activities includes several subjects: physics, biology, chemistry, geography. The article affirms the idea that the key to the vocational training of future teachers of natural science is the integration of subject and methodological training. On the one hand, this integration is quite appropriate within the framework of one scientific field - natural science. On the other hand, this integration requires a serious scientific and methodological study of the grounds for the professional training of future teachers of natural science. In the article, professional competencies are analyzed as a result of mastering the bachelor program of the FSES of higher education, their structure is revealed: subject, methodological and psychological-pedagogical components. The key idea of this article is that in the professional activity of the future teacher, the methodological component is the central one, since mastering the method of teaching the subject presupposes the integration of the teacher's subject and psychological-pedagogical preparation. Also in the article the research of the problem of search of effective mechanisms of the formation of professional competence of the future teacher of natural science in the context of system integrative, competence, activity, technological approaches is conducted.

Кудрявцева Е.А.. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ СВОЕЙ СЕМЬИ

Цель статьи - возрождение системы ценностей, направленных на формирование бережного отношения к семье, провозглашение принципов нравственности семейного уклада и семейных традиций. Современный период характеризуется распадом семьи, демографическими проблемами. Большинство педагогов и исследователей понимание любви соотносят с уважением личной свободы другого человека, его индивидуальности. Родительская любовь считается естественной, однако любовь в семье - это большой труд по созданию доверия и безопасности. Важным проявлением любви к ребенку выступает совместная содержательная деятельность. В совместной деятельности дети испытывают чувство огромного удовольствия от того, что могут участвовать и помогать маме или папе, а это способствует развитию душевной близости с семьей. Для ребенка семья выступает связующим звеном его жизнедеятельности с социальным миром, так как в семье происходит формирование важнейших социально-нравственных отношений между взрослыми и детьми, определяющими самоценность проживания каждой личности. Формирование социально-нравственных представлений и чувств является предпосылкой воспитания у дошкольника патриотизма, преданности своей Родине. Актуальность статьи состоит в том, что воспитание нравственных представлений и чувств ребенка может успешно реализоваться в семейной среде, если организовать взаимодействие детского сада и семьи как единое педагогическое пространство. В организованную опытно-экспериментальную работу были включены педагоги, старшие дошкольники и их родители. Было предусмотрено изучение представлений детей о семье, а также ознакомление с педагогическими условиями организации образовательной работы в группах по ознакомлению дошкольников с семьей. Для этой цели был использован комплекс диагностических процедур, беседы с детьми и родителями, проблемные ситуации, задания, игры. Был реализован проект, результатом которого стало формирование представлений о нравственных семейных ценностях и традициях, выявление неповторимых особенностей семьи, создание генеалогического древа каждой семьи, выработаны пути взаимодействия семьи и детского сада.
The purpose of the article is the revival of the system of values aimed at the formation of careful attitude to family, a proclamation of principles of morality, family life and family traditions. The modern period is characterized by the breakdown of family and demographic problems. Most educators and researchers correlate understanding of love with the respect for personal liberty of another person's individuality. Parental love is considered to be natural, but love in the family is a big work on creation of confidence and security. Important manifestation of love to the child is joint meaningful activity. In joint activity children experience a feeling of great pleasure from the fact that he/she can participate and help his/her mom or dad, and it contributes to the development of intimacy with the family. For a child the family acts as a link of his life with the social world, as the family is the formation of the most important socio-moral relations between adults and children that determine the intrinsic value of living for each individual. The formation of socio-moral ideas and feelings is a prerequisite for teaching patriotism, devotion to the Motherland to preschool children. The relevance of the article is that nurturing moral attitudes and feelings of the child can be successfully realized in the family, if we organize the interaction of the kindergarten and the family as a pedagogical space. Organized pilot experimental work included teachers, older preschoolers and their parents. The study of children's views about family, as well as getting acquainted with pedagogical conditions of organization of educational work in groups to acquaint preschool children with a family was provided. For this purpose, complex diagnostic procedures, interviews with children and parents, problem situations, jobs, games were used. The project was implemented, which resulted in the formation of beliefs about moral family values and traditions, and identification of unique characteristics of the family, the creation of each family’s genealogical tree, the development of ways of interaction between the family and kindergarten.

Лазарева М.В.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Статья отражает опыт подготовки воспитателей дошкольных образовательных организаций к проведению интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста как одной из форм образовательной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Представлены педагогические условия, реализованные в системе повышения квалификации педагогов и показавшие эффективность в освоении технологии конструирования интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста: актуализация знаний и умений проведения традиционных, комплексных и тематических занятий; формирование знаний о специфике интегрированных занятий на основе сравнительного анализа с уже известными в практике дошкольных образовательных организаций (ДОО) занятиями разных типов и видов; овладение умениями конструировать интегрированные занятия на основе алгоритма с постепенным усложнением: по образцу, по условию, самостоятельная творческая разработка. Педагогами осваивалось знание об особенностях интегрированного занятия, которое заключалось в наличии содержательных и формальных целей и задач; двух и более компонентов структуры занятия; естественных связей между компонентами; определенного способа интеграции; «интегративного ядра»; интегрирующих факторов общего и предметного плана. В формировании у воспитателей знаний о специфике интегрированных занятий, наряду с репродуктивными методами преподавания применялись продуктивные: метод персонифицированного изложения на лекции-конференции, метод анализа педагогических ситуаций, метод проблемного изложения, метод типовой педагогической ситуации. В целом работа по формированию умений конструировать конспекты интегрированных занятий была построена в соответствии с логикой познавательной деятельности и направлена на осмысление сущности занятий со сложной структурой, понимание вариативности структуры и содержания.
The article reflects the experience of organizing the training of pre-school educators for conducting integrated classes with pre-school children as a form of educational activity in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for Pre-School Education (GEF DO). The pedagogical conditions realized in the system of teachers' professional development and showing the effectiveness in mastering the technology of designing integrated work with children of preschool age are presented: the actualization of knowledge and skills of traditional, complex and thematic studies; formation of knowledge about the specifics of integrated studies on the basis of comparative analysis with lessons of various types and types already known in the practice of pre-school educational institutions (OED); mastering skills of constructing integrated studies based on the algorithm with a gradual complication: according to the model, to design, independent creative development. Teachers mastered the idea about the criteria of an integrated lesson which is in the availability of meaningful and formal goals and objectives; of two or more components of the structure of the occupation; of natural connections between components; of a certain way of integration; of "Integrative core"; of integrating factors of the general and objective plan. In addition to the reproductive methods of teaching, productive methods were used in the formation of knowledge about the specifics of integrated classes: the method of personalized presentation at a lecture-conference, the method of analyzing pedagogical situations, the method of problem statement, the method of a typical pedagogical situation. In general, the work on developing skills to design summaries of integrated lessons was built in accordance with the logic of cognitive activity and is aimed at understanding the essence of classes with a complex structure, understanding the variability of structure and content.

Павлова М.А.. ПЕРСОНАЛЬНАЯ КАРТА ДОСТИЖЕНИЙ МАТЕМАТИКА-ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ

Становление информационного общества, характеризуемого переносом акцента со сферы услуг на сферу производства информации, поставило перед системой общего образования задачу формирования готовности учащихся массовой школы не только к обучению и самообразованию на протяжении всей жизни, но и к исследовательской деятельности как ведущей форме познания в условиях быстро меняющегося мира. Требования к результатам и условиям подготовки учащихся основной школы к данному виду деятельности сформулированы в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Удовлетворение этим требованиям предполагает самое широкое использование в образовательной практике исследовательского подхода к обучению с целью формирования опыта исследовательской деятельности учащихся на всех ступенях обучения при изучении всех предметов и реализации программ внеурочной деятельности. Анализ учебной, исследовательской и проектной видов деятельности по содержанию их структурных компонентов показал, что «умение исследовать» в сфере математики требует выделения в системе универсальных учебных действий, описанных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, действий, которые характерны для исследовательской деятельности с учетом специфики их проявления в исследовании математических объектов. Внедрение в образовательную практику технологии исследовательского обучения математике требует разработки средств диагностики и управления развитием универсальных исследовательских действий учащихся. В данной статье описывается одно из таких средств - персональная карта достижений математика-экспериментатора. Она позволяет не только визуализировать и описать в понятных учителю и ученику терминах актуальный уровень развития комплекса универсальных исследовательских действий, значимых для решения исследовательских задач экспериментальной математики, но и сориентировать учителя в выборе методов и средств помощи учащимся для организации их деятельности в зоне ближайшего развития.
The formation of the information society, characterized by shifting the focus from the sphere of services to the sphere of information production, has set for general education system the task of forming readiness of students of the mass school not only for learning and self-education throughout life, but also for research activity as the leading form of cognition in a fast changing World. The requirements to the results and conditions of the preparation of secondary school students for this type of activity are formulated in the Federal State Educational Standard for Secondary Schools. The implementation of these requirements implies the widest use in the educational practice of the research approach to learning in order to form the experience of research activities of students at all levels of education while studying all subjects and the implementation of extracurricular education. The analysis of learning, research and project activities of the content of their structural components has shown that "skills to research" in the field of mathematics require distinguishing in the system of universal educational actions described in the Federal State Educational Standard for secondary schools, of actions, that are characteristic for research activities taking into account the specificity of their appearance in studying mathematical objects. The introduction into the educational practice of the exploratory mathematics education requires the creation of tools for diagnostic and management of the development of students' universal research actions. This article describes one of these tools - a personal map of achievements of the mathematician-experimentalist. It allows the teacher not only to visualize and describe in understandable for a teacher and a student terms the actual level of development of the student's universal research actions. But it helps a student to assess correctly his/her abilities when the student solves a research problem of experimental mathematics. It also helps a teacher to orient in choosing methods and means for the organization of student's activities in the area of proximal development.