Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №39 (3) (2017)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВО
Реализации образовательных программ высшего образования и формирование профессиональных компетенций ставят перед вузом задачу в решении проблемы развития коммуникативных способностей личности, а также в изучении детерминант, участвующих, способствующих развитию коммуникативных способностей у студентов в процессе вузовского обучения. Экспериментальное исследование психологических детерминант развития коммуникативных способностей проходило на базе ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» у студентов психологических и психолого-педагогических направлений подготовки в процессе обучения. Выявленные корреляционные связи, отражающие взаимосвязь развития коммуникативных склонностей, способностей и основных личностных характеристик, являются основанием для построения эффективной модели психологического сопровождения, позволяющей определить наиболее значимые ее цели, задачи, направления и приоритеты развития коммуникативных способностей студентов в рамках реализации образовательных программ. В результате исследования были выявлены психолого-педагогические условия, при которых коммуникативные способности студентов-психологов будут развиваться наиболее эффективно: внедрение теоретически обоснованной и технологически обеспеченной модели психологического сопровождения студентов-психологов; развитие всех структурных компонентов коммуникативных способностей - личностного, когнитивного, мотивационного и поведенческого; повышение культуры межличностного и межгруппового взаимодействия; улучшение эмоционального комфорта при взаимодействии в системе «человек-человек».
Ключевые слова
communication abilities (skills); a student; a higher educational institutions; educational programmes; professional competences; коммуникативные способности; студент; вуз; образовательная программа; профессиональные компетенции
PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF COMMUNICATION ABILITIES OF UNIVERSITY STUDENTS WITHIN THE FRAMEWORK OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS
The implementation of higher educational programmes and the task of formation of professional competence require higher educational establishments to pay greater attention to the development of communication abilities of graduate students as well as to find out the determinants and circumstances contributing to this phenomenon during students' educational activities at a higher educational institution. The experimental study of psychological determinants contributing to the development of communication abilities was conducted on the basis of FGAOU VO «North-Caucasian Federal University». The studies have been carried out to analyze communication abilities of students majoring in Psychology and Psycho-pedagogical areas. The obtained correlative connections reflect the interdependence between the development of communication abilities and main personality traits as well as provide the basis for building the effective model of psychological support. The results of the present study demonstrate that there are a number of psycho-pedagogical support activities that contribute to the effective development of communicative abilities of psychology students: the implementation of theoretically grounded and technology-based model of psychological counseling and support for psychology students; the development of all the structural components of communicative abilities such as personality traits, cognitive, motivational and behavioral aspects; improvement the culture of interpersonal and intergroup relations; increasing the level of emotional control in the context of interpersonal relationships in the «person-person» system.
Список литературы
-
Аникеева Ю.В. Психологическое сопровождение по развитию коммуникативных способностей будущих психологов в образовательной среде вуза // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. № 3. URL: https://ppip.idnk.ru/index.php/-3-2011/219-2011-09-28-10-23-21.html (дата обращения: 10.07.2017).
-
Бурлаков В.В. Формирование и развитие коммуникативных способностей учителя иностранного языка: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 1991.
-
Грибенко Е.А. Развитие коммуникативных способностей учащихся в процессе изучения иностранного языка: дис. ... канд. псих. наук. Омск, 2006.
-
Иванова М.В. Коммуникативные способности сотрудников правоохранительной сферы и их формирование в процессе обучения в вузе: дис. ... канд. псих. наук. Иркутск, 2007.
-
Кукуев Е.А. Мотивация развития коммуникативных способностей личности: дис. ... канд. псих. наук. Новосибирск, 2002.
-
Ложечкина А.Д. Психолого-акмеологическое обеспечение высшего образования // Психологическое здоровье личности: теория и практика. Сборник научных трудов по материалам I Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь, 2014. С. 385-387.
-
Павлов М.Е. Психологические механизмы взаимодействия интеллектуальных и коммуникативных способностей студентов в обучении иностранным языкам: дис. … канд. псих. наук. Нижний Новгород, 2009.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 37.03.01 Психология. M.: MO, 2013.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 37.05.02 Психология служебной деятельности. M.: MO, 2014.
-
Юнда А.В. Психологические особенности профессиональной коммуникации судебного психолога-эксперта: дис. ... канд. псих. наук. Ярославль, 2008.