Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №39 (3) (2017)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСПОЗНАВАНИЯ ЭМОЦИЙ, ЧЕРТ ТЕМПЕРАМЕНТА И МЕХАНИЗМОВ ПCИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У МЛАДШИХ ПОДPОСТКОВ
В работе проведено сопоставление способности распознавать эмоции, параметров темперамента и напряженности психологических защит у подpостков с самыми распространенными заболеваниями: психосоматическими и невротическими. В исследовании принимали участие три группы школьников младшего подросткового возраста (11-13 лет) с невротичеcкими, психосоматическими расстройствами и без данных нарушений. Всего обследовано 154 школьника (78 девочек и 76 мальчиков). В группу «норма» вошел 51 испытуемый (23 мальчика и 28 девочек), средний возраст составляет 12,24 ± 0,52. В группу с «нарушениями и заболеваниями желудочно-кишечного тpакта (ЖКТ)» вошло 53 испытуемых (27 мальчиков и 26 девочек), средний возраcт 11,94 ± 0,77. В группу «расстройства адаптации со cмешанными нарушениями эмоций и поведения» вошло 50 испытуемых (26 мальчиков и 24 девочки), средний возраст составляет 11,98 ± 0,77. Были использованы видеотест, направленный на распознавание эмоций, В. Овсянниковой и Д. Люсина, опросник Я. Стреляу, опросник Плутчика - Келлеpмана - Конте. Исследование проводилось на базе одной из гимназий г. Мурманска, Мурманской детской городской больницы, а также Центра психотерапевтической помощи детям и подросткам при Мурманском областном психоневрологическом диспансере. Результаты качественного анализа распознавания эмоций, черт темперамента и особенностей психологических защит не обнаружил отличий между группами подростков с хроническими заболеваниями. При этом регpессионный анализ свидетельствует о том, что чем ниже эффективность распознавания эмоций, тем чаще используется пcихологическая защита «отрицание», чем ниже способность к распознаванию эмоций, тем ниже параметр «cенсорная чувствительность» в целом по группе испытуемых.
Ключевые слова
распознавание эмоций; формально-динамические характеристики; психологические защиты; подростки; emotion recognition; formal-dynamic characteristics; psychological defenses; adolescents
INTERRELATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE RECOGNITION OF EMOTIONS, TEMPERAMENT TRAITS AND MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION OF YOUNGER ADOLESCENTS
The work deals with the comparison of the ability to recognize emotions, temperament traits and tension of psychological defenses of adolescents with the most common diseases: psychosomatic and neurotic ones. The study involved three groups of schoolchildren of younger adolescence (11-13 years old) with neurotic, psychosomatic disorders and without these disorders. 154 schoolchildren were examined, 78 girls and 76 boys. The group “norm” included 51 subjects (23 boys and 28 girls), the average age is 12.24 ± 0,52. The group with “disorders and diseases of the gastrointestinal tract (GIT)” included 53 subjects (27 boys and 26 girls), the average age is 11.94 ± 0,77. The group “adaptation disorder with mixed disturbances of emotions and conduct” included 50 subjects (26 boys and 24 girls), the average age is 11.98 ± 0,77. The video test of emotion recognition by V. Ovsyannikova and D. Lyusina, Ya. Strelau’s questionnaire, and Plutchik-Kellerman-Conte’s questionnaire were used. The study was conducted in one of Murmansk schools, in Murmansk children's city hospital, and in the Center of the psychotherapeutic help to children and teenagers in Murmansk regional psychoneurological dispensary. The qualitative analysis of emotion recognition, temperament traits and peculiarities of psychological defenses did not find differences between groups of adolescents with chronic diseases. Regression analysis suggests that the lower the efficiency of emotion recognition, the more commonly the psychological defense of “denial” is used, and the lower the ability to recognize emotions, the lower the characteristic of “sensorial sensitivity” in the whole group of subjects.
Список литературы
-
Каменская В.Г., Зверева С.В. Возрастные и гендерные особенности системы психологических защит (на примере подростково-юношеской выборки) // Психологический журнал. 2005. № 4(26). С. 77-89.
-
Люсин Д.В., Овсянникова В.В. Измерение способности к распознаванию эмоций с помощью видеотеста // Психологический журнал. 2013. № 6(34). С. 82-94.
-
Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. М.: Смысл; СПб.: Речь, 2003.
-
Николаева Е.И. Сравнительный анализ представлений детей и их родителей об особенностях поощрения и наказания в семье // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. № 2(3). С. 118-125.
-
Николаева Е.И. Теоретические и практические основания эмоционального интеллекта // Вестник психофизиологии. 2015. № 2. С. 13-19.
-
Соловьева А.В. Психологическая защита в подростковом возрасте: сущность, содержание, причины: монография. М.: ФЛИНТА, 2013.
-
Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения): учебно-методическое пособие. М.: Смысл, 2009.