Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №39 (3) (2017)
Модель формирования общекультурных компетенций у курсантов в условиях организации воспитательной работы военного вуза
В настоящей статье рассматривается состав и структура модели формирования общекультурных компетенций курсантов в условиях организации воспитательной работы в военном вузе. В современных условиях высшее военное образование призвано не только осуществлять профессиональную подготовку курсантов, но и обеспечивать их потребности во всестороннем гармоничном развитии. Обществом и государством сегодня предъявляются повышенные требования к личности военного специалиста, который должен не только уметь анализировать собственные действия, но и прогнозировать их возможные последствия, быть ответственным за принятие решений и результаты их реализации, обладать развитыми морально-нравственными и культурными качествами, социальными и коммуникативными навыками. Актуальность выбранной темы предопределяется тем, что включение общекультурных компетенций в состав системы компетенций, формируемых у курсантов в условиях обучения в военном вузе, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов отражает тенденцию гуманизации национальных образовательных систем. Цель проведенного исследования заключается в разработке теоретико-методологической модели формирования общекультурных компетенций курсантов в условиях организации воспитательной работы. Прагматизм был определен в качестве оптимальной философской основы настоящего исследования как философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Методологическая основа сформирована с учетом современных достижений теории познания и представлена системным и комплексным подходом к изучаемому объекту. Основным методом, используемым для достижения цели, является моделирование педагогической и воспитательной работы как единого целенаправленного процесса. Результаты исследования представлены формализацией состава и структуры модели формирования общекультурных компетенций курсантов в условиях организации воспитательной работы с учетом специфики обучения в военном вузе, в частности, конкретизируется содержательное наполнение целевого, методологического, критериально-оценочного и результативного блоков модели.
Ключевые слова
общекультурные компетенции; обучающиеся в военном вузе; воспитательная работа военного вуза; модель формирования общекультурных компетенций курсантов; cultural competence; trainees at the military institution; the educational work of the military institu
MODEL OF FORMATION OF CADETS' COMMON CULTURAL COMPETENCES UNDER CONDITIONS OF EDUCATIONAL WORK AT A MILITARY INSTITUTE
This paper examines the composition and structure of the model of the formation of cadets’ common cultural competencies under the conditions of the organization of educational work at the military institution. Under modern conditions higher military education is designed to implement not only cadets’ training, but also to ensure that their needs in harmonious development. Society and government today have increased requirements to the personality of a military specialist, who must not only be able to analyze his own actions, but to predict their possible consequences, to be responsible for making decisions and the results of their implementation, have developed moral and cultural qualities, social and communication skills. The relevance of the chosen topic is determined by the fact that the inclusion of the common cultural competences into the system of competences formed under the conditions of training at a military institute, in accordance with the requirements of Federal State Educational Standards reflects a trend of humanization of national education systems. The goal of this research is to develop theoretical and methodological models of the formation of cadets’ common cultural competencies under the conditions of the organization of educational work. Pragmatism was defined as the optimal philosophical foundation of this study as a philosophical current, based on practice as the criterion of truth and semantic significance. Methodological basis is formed on the basis modern achievements of the theory of knowledge and presents a systematic and comprehensive approach to the studied object. The main method used to achieve the goal is the modeling of pedagogical and educational work as a unified purposeful process. The results of the study are presented as a formalization of the composition and structure of the model of formation of cadets’ common cultural competencies under the conditions of educational work, taking into account the specifics of training at the military institute, in particular, the content of the objective, methodological, criteria and assessment and effective blocks of the model is specified.
Список литературы
-
Абрамов А.В. Модель целеустремленного формирования компетенций // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 1. С. 11-15.
-
Беспалько В.П. Параметры и критерии диагностичной цели // Образовательные технологии. 2007. № 1. С. 17-34.
-
Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: монография. Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2005.
-
Новицкая А.В. Формирование общекультурной компетентности аспирантов в системе многоуровневого образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2012.
-
Образцов П.И. Дидактические основы проектирования и конструирования профессионально ориентированных технологий в вузе // Педагогическое образование и наука. 2005. № 3. С. 70-74.
-
Образцов П.И., Комолов Д.В., Пимонов Р.В. Междисциплинарный подход как основа разработки моделей процесса формирования профессиональных компетенций обучающихся // Известия Тульского государственного университета. 2014. № 4-2. С. 168-175.
-
Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: автореферат дисс. … д. пед. н. Краснодар, 2005.
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2016 г. № 1614 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета)». URL: http://fgosvo.ru/400501 (дата обращения: 11.05.2017).
-
Твардовская А.А. Пути формирования общекультурной компетенции в системе высшей школы // Педагогическое образование в России: прошлое, настоящее и будущее: сборник международной научно-практической конференции. Казань, 2012. С. 193-197.
-
Технологии профессионально ориентированной подготовки военных специалистов в вузе: монография / П.И. Образцов [и др.] / под ред. П.И. Образцова. Орел: Академия ФСО России, 2013.
-
Ядровская М.В. Модели в педагогике // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. С. 139-143.