Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №39 (3) (2017)
СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ориентация социальной политики на демократизацию и гуманизацию общества и развитие отечественной системы образования активизируют поиски путей совершенствования содержания образовательных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Реализация этой задачи возможна в рамках инклюзивного подхода к получению образования лицами с ОВЗ. Особое внимание сосредоточивается на создании условий для успешного включения в образовательное пространство и полноценной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрываются возможности обеспечения условий включения детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство ДОО путем выстраивания системы их сопровождения в единстве диагностики и коррекции. В работе с дошкольниками с ОВЗ очень значимым является комплексный системный подход, включающий в себя согласованную работу всех специалистов дошкольной образовательной организации. Процесс сопровождения включает в себя: создание предметно-развивающей среды, материально-техническое оснащение, лечебно-восстановительную работу и др. Основной целью сопровождения детей с ОВЗ, как считают авторы статьи, является построение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов. Процесс сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом происходит поэтапно, по определенному алгоритму. Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя следующие разделы: состояние здоровья, физическое и психическое развитие, уровень усвоения программного материала, планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком, формы взаимодействия с родителями. В нем отражается деятельность всех специалистов ДОО (воспитателей, учителя-логопеда или дефектолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и др.) в ходе коррекционно-образовательного процесса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова
сопровождение; индивидуальный образовательный маршрут; инклюзивное образование; дети с ограниченными возможностями здоровья; дошкольная образовательная организация; accompaniment; individual educational route; inclusive education; children with disabilitie
SUPPORT OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES OF CHILDREN WITH DISABILITIES AT AN INCLUSIVE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION
The orientation of social policy on democratization and humanization of society and the development of the national system of education are intensifying the search for ways to improve the content of educational technologies for children with disabilities (HIA). The implementation of this target is possible in the framework of the inclusive approach to the education of people with special needs. Particular attention is paid to the creation of conditions for successful inclusion in the educational space and the complete socialization of children with disabilities. The article describes the possibility of providing conditions for the inclusion of preschool children with disabilities in the educational space of the OED by establishing a system for their support in the unity of diagnostics and correction. In working with preschoolers with disabilities the integrated and systematic approach is very important. It includes the coordinated work of all specialists of preschool educational organization. The support process includes: the creation of a subject-developing environment, material and technical facilities, remedial work, etc. The main goal of supporting children with disabilities, according to the authors, is the design and implementation of individual educational routes. The process of supporting children with disabilities in accordance with the individual educational route occurs in stages, according to a specific algorithm. Individual educational route includes the following sections: health status, physical and mental development, the level of assimilation of the program material, planning of individual correctional-developing work with the child, forms of interaction with parents. It reflects the activities of all professionals of the OED (teachers, teacher-speech therapist or speech pathologist, instructor in physical education, music director, etc.) in the course of a child’s with disabilities correctional and educational process.
Список литературы
-
Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тюмень, 2006.
-
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенствование, 2000.
-
В ЕГУ им. И.А. Бунина состоялся круглый стол, посвященный вопросам инклюзивного образования (24.11.2015) URL: http://vesti-lipetsk.ru/v-eleckom-gosuniversitete-im-bunina-sostoyalsya-kruglyj-stol-posvyashhennyj-voprosam-inklyuzivnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 01.09.2017).
-
Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-синтез, 2011.
-
Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ: дис. … докт. пед. наук. СПб., 1999.
-
Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. М., 1995. С. 58-64.
-
Галацкова И. А. Моделирование вариативных образовательных маршрутов учащихся как средство обеспечения адаптивности школьной среды: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2010.
-
Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. СПб., 1995.
-
Казакова Е.И. Сопровождение развития - новая образовательная технология // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб.: Питер, 2001. С. 9-14.
-
Лукьянова М.И. Вариативный образовательный маршрут // Учитель. 2007. № 1. С. 9-11.
-
Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения // Дефектология. 2008. № 2. С. 86-95.
-
Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства: учебное пособие. М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.
-
Остренко М. Г. Моделирование и реализация индивидуальных маршрутов учащихся в образовательном процессе школы: дис. ... канд. пед. наук. Псков, 2004.
-
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_171774/ (дата обращения: 01.09.2017).
-
Постановление от 08.06.2017 г. № 274-пс «О докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области за 2016 г. (г. Липецк)» URL: http://www.oblsovet.ru/legislation/decision/15496/ (дата обращения: 01.09.2017).
-
Савинова Н.А. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на основе образовательных потребностей // Человек и образование. 2015. № 4(45). С. 153-157.
-
Собрание для родителей, воспитывающих детей-инвалидов. URL: https://elets-adm.ru/news/7379 (дата обращения: 01.09.2017).
-
Сорокоумова С.Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. ... д-ра псих. наук. Нижний Новгород, 2011.
-
Субботина, Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2002.
-
Тимофеева Ю.Ф. Системно-модульный подход в формировании творческой личности учителя технологии: дис. ... д-ра пед. наук. Ижевск, 2000
-
Тряпицына А.П. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2008.
-
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 01.09.2017).
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 01.09.2017).
-
Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта. СПб.: Речь, 2005.