Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №39 (3) (2017)
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Статья посвящена историко-педагогическому исследованию процесса становления и развития культуры речевого общения дошкольников. Авторы статьи в целостном виде представили историко-педагогический анализ научных и педагогических взглядов на процесс становления и развития культуры речевого общения дошкольников, начиная с древнейших времен (период Древней Греции) до настоящего времени. В статье особое внимание уделено вкладу отечественных философов, языковедов, педагогов, видных общественных деятелей в разработку основ методики развития культуры речевого общения: М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, А.Ф. Мерзлякова, В.П. Светова, А.С. Никольского, И.С. Рижского, Ф.И. Буслаева, Н.Ф. Бунакова и др. Благодаря их трудам раскрывается значение развития речи для культуры людей, разрабатываются требования и правила речевой культуры, обогащается содержание методики развития речи. Особую роль авторы статьи отводят трудам К.Д. Ушинского, разработавшего систему обучения детей родному языку. Самое пристальное внимание он уделял вопросам культуры речевого общения детей, считая ее основой освоения родного языка: развитие дара слова, т.е. умения выражать свои мысли в устной и письменной речи; усвоение форм языка (выработанных как народом, так и литературными произведениями); усвоение грамматики, или логики языка. Статья раскрывает и современное состояние методики развития культуры речевого общения дошкольников, включающей разные направления развития речи: воспитание речевого этикета (А.А. Лукьяница); воспитание культуры общения у дошкольников (Н.В. Дурова, М.В. Ильяшенко); обучение дошкольников культуре диалога (Н.С. Малетина); влияние коммуникативно-речевого поведения взрослых на развитие диалогической речи детей (Л.П. Галахова) и т.д. Результаты исследования позволяют рекомендовать использование опыта прошлого как для осмысления и дальнейшего его разностороннего использования, так и обогащения современных направлений методики развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста.
Ключевые слова
дети дошкольного возраста; культура; обучение родному языку; риторика; русский язык; развитие речи детей; развитие культуры речевого общения; children of preschool age; culture; language; rhetoric; Russian language; children’s language development; the developm
THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN’S SPEECH COMMUNICATION: HISTORY AND MODERN TIMES
The article is devoted to the historical-pedagogical study of the process of the formation and development of preschool children’s culture of verbal communication. The authors in the holistic view presented historical and pedagogical analysis of scientific and pedagogical views on the process of the formation and development of preschool children’s culture of verbal communication, starting with ancient times (the period of Ancient Greece) to the present. In the article a special attention is paid to the contribution of domestic philosophers, linguists, educators, prominent public figures to the development of methodology of development of speech communication: M.V. Lomonosov, A.H. Vostokov, A.F. Merzlyakov, V.P. Svetov, A.S. Nikolsky, I.S. Riga, F.I. Buslaev, N.F. Bunakova, etc. Owing to their work the importance of the development of speech for people’s culture is revealed, the requirements and rules of speech culture are developed, the content of the methodology of speech development is enriched. A special role the authors attribute to the works of K.D. Ushinsky, who developed a system of teaching native language to children. The close attention he paid to the issues of culture of speech communication of children, considering it the basis for the language learning: the development of verbal skills, i.e. the ability to express your own thoughts in speech and writing; mastering language forms (developed both by people, and literary works); mastering grammar, or logic of language. The article reveals the current state of the development of speech communication of preschool children, involving a number of different areas: speech development: speech etiquette education (A.A. Lukianitsa); teaching the culture of communication to preschool children (N.In. Durova, M.V. Ilyashenko); teaching preschoolers the culture of dialogue (N.C. Maletina); the impact of communicative and speech behavior of adults on the development of children’s dialogical speech (P.L. Galakhova), etc. The results of the study allow us to recommend the use of past experience both for the comprehension and its further versatile use, and enrichment of modern directions of development of culture of speech communication of preschool children.
Список литературы
-
Амирова Т.А. История языкознания. М.: Академия, 2003.
-
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Педагогика, 1980.
-
Буре Р.С. Совершенствование теории нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе идей гуманизации. М., 1994.
-
Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослым на общение детей со сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии: сб. научн. тр. под ред. М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 1980.
-
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
-
Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // Ломоносов М.В. Полн. собрание сочинений в 11 томах. Т. 7. М.: АН СССР, 1952. С. 89-378.
-
Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. Л.: ЛГУ, 1960.
-
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Институт психотерапии, 2001.
-
Цицерон Марк Тулий. Об ораторском искусстве. М.: Наука, 1963.