Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №39 (3) (2017)
ПЕДАГОГИЧЕСКOЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье освещается проблема педагогического обеспечения вторичной языковой социализации личности в условиях дополнительного иноязычного образования. Отмечается, что проблема вторичной языковой социализации личности достаточно новая для российской системы дополнительного иноязычного образования. Это связано с тем, что в настоящее время иностранный язык выходит за рамки учебного предмета, он становится инструментом развития личности будущего специалиста. В статье выделяются ведущие принципы современной российской системы образования: интернализации, непрерывности и преемственности. Изучение иностранного языка взрослым человеком, выполняющим определенную трудовую роль, позволяет говорить о вторичной языковой социализации личности, так как обучение иностранному языку сопряжено с усвоением знаний, формированием убеждений и ценностных установок, которые приобретают личностный смысл. Такой вид взаимодействия индивида с социумом воспитывает субъективные, личностные качества, способствуя при этом вторичной языковой социализации. Автором представлены определения основных понятий исследования: «социализация», «языковая социализация», «вторичная языковая социализация», «педагогическое обеспечение вторичной языковой социализации личности». В статье проведен анализ деятельности онлайн-школы по обучению иностранным языкам как одной из форм дистанционного обучения в дополнительном иноязычном образовании, способствующей вторичной языковой социализации обучающихся . Анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме вторичной языковой социализации и специфики дополнительного иноязычного образования взрослых позволил автору выделить педагогические условия, позволяющие осуществить более успешно вторичную языковую социализацию обучающихся. В заключение автор отмечает, что учет индивидуальных особенностей взрослых, создание профессионально-коммуникативной образовательной среды, обогащение содержания обучения социально значимыми и профессионально направленными регистрами общения, профессиональная готовность преподавателя иностранного языка позволили обеспечить успешную вторичную языковую социализацию обучающихся в дополнительном образовании.
Ключевые слова
педагогическое обеспечение; педагогические условия; вторичная языковая социализация; дополнительное иноязычное образование; дистанционное обучение; создание профессионально-коммуникативной среды; pedagogical support; pedagogical conditions; secondary langu
PEDAGOGICAL SUPPORT OF SECONDARY LANGUAGE SOCIALIZATION OF THE PERSONALITY IN ADDITIONAL FOREIGN-LANGUAGE EDUCATION
The article deals with the problem of pedagogical ensuring of secondary language socialization of the personality in the conditions of additional foreign-language education. It is noted that a problem of secondary language socialization of the personality is rather new for the Russian system of additional foreign-language education. It is connected with the fact that now the foreign language becomes the instrument of development of the identity of future specialist. The article highlights the leading principles of modern Russian educational system: internalization, continuity. The learning of a foreign language by the adult who is carrying out a certain labor role allows us to speak about secondary language socialization of the personality because training in a foreign language is accompanied by assimilation of knowledge, formation of beliefs and valuable installations which gain personal sense. Such type of interaction of the individual with society cultivates subjective, personal qualities, forming at the same time secondary language socialization. The author presents definitions of the basic concepts of research: “socialization”, “language socialization”, “secondary language socialization”, “pedagogical ensuring of secondary language socialization of the personality”. In the article the analysis of activities of Online school for training in foreign languages as one of forms of distance learning in additional foreign-language education is carried out. The analysis of psychological and pedagogical, methodical literature on the problem of secondary language socialization and specifics of additional foreign-language education of adults has allowed the author to allocate the pedagogical conditions allowing to carry out more successfully secondary language socialization of students. In the conclusion the author notes that taking into account individual characteristics of adults; the creation of professional-communicative learning environment; the enrichment of the content of teaching by socially relevant and professionally directed registers of communication; professional readiness of the teacher have allowed to provide successful secondary language socialization of students in additional education.
Список литературы
-
Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебное пособие. М., 2005.
-
Карташова В.Н. Компетентностный подход в иноязычном образовании: аспекты модернизации // Лингвокультурное образование: компетентностный подход: материалы Международного научно-практического семинара. Брест: Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2014. С. 26-28.
-
Кисарин А.С. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку взрослых // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 30(2). С. 114-119.
-
Тимонин А.И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза. Kострома, 2007.
-
Философия / Под ред. О.А. Митрошенкова. М.: Гардарики, 2002.