Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №39 (3) (2017)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Данная статья посвящена описанию некоторых продуктивных способов развития творческого потенциала обучающихся в вузе в условиях глобального образования, одной из задач которого является создание преподавателем определенных педагогических условий, в которых студенты начинают творить на иностранном языке. Здесь воплощаются в жизнь их идеи, мысли, что является неотъемлемым компонентом формирования полноценной самодостаточной личности. Иностранный язык выступает одним из основных инструментов воспитания студентов, способных рассматривать себя не только как представителей национальной культуры, проживающих в определенной стране, но и как граждан мира, воспринимающих себя субъектами диалога культур и осознающих свою роль и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах. В статье дается авторское понимание таких понятий, как «глобальное образование», «творческий потенциал». Кроме того, подробно описываются критерии оценивания и показатели творческого потенциала студентов. В качестве инструмента развития творческого потенциала студентов неязыковых специальностей авторы предлагают ряд приемов, основанных на использовании лингвострановедческого материала, среди которых работа с иллюстрациями, поэтическими текстами, видеоматериалами, театральные постановки. В рамках статьи дается их описание и обосновывается целесообразность применения в вузе. Авторы приходят к выводу о положительной динамике развития творческого потенциала студентов путем использования на занятиях по иностранному языку авторских технологий. В процессе выполнения творческих заданий у обучающихся наблюдается развитие креативного мышления, речевых умений, что во многом способствует закреплению ранее изученного языкового материала, расширению словарного запаса. Описанная методика помогла обучающимся творчески применять свои языковые знания в продуктивной иноязычной деятельности, самостоятельно искать решения и достигать поставленные цели.
Ключевые слова
глобальное образование; гуманитарная культура; творческий потенциал; культуроведческие задания; креативное мышление; global education; humanitarian culture; creative potential; cultural tasks; creative thinking
THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ CREATIVE POTENTIAL AT THE PRACTICAL LESSONS OF A FOREIGN LANGUAGE IN THE CONTEXT OF GLOBAL EDUCATION
Список литературы
-
Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебное пособие для слушателей системы доп. проф. пед. образования. М.: Академический Проект, 2004.
-
Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. М.: Академия, 2000.
-
Муляр В.И. Самореализация личности как социальный процесс (методолого-социологический аспект): дис. … канд. филос. наук. Киев, 1990.
-
Осипова Н.В. Подготовка учителя иностранного языка в контексте глобального образования: (на материале французского языка): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2010.
-
Пономарёв В.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
-
Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987.
-
Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Московский психолого-социальный институт, 1997.
-
Torrance E.P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing // The Nature of Creativity. Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press. 1988.