Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №39 (3) (2017)
ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ЭКОНОМИКИ
Статья освещает основные методологические подходы, использованные при проектировании образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» профиль (направленность) «Иностранный язык. Экономика». В статье обоснована актуальность проблемы подготовки будущего учителя экономики в связи с новыми экономическими условиями. Подчеркивается особая значимость владения школьниками экономической культурой, зависимость уровня развития которой обусловлена уровнем профессиональной компетентности специально подготовленных учительских кадров в области экономики, которые профессионально смогут подойти к решению вопроса формирования экономической культуры подрастающего поколения двадцать первого века. Обозначена необходимость создания образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» профиль (направленность) «Иностранный язык. Экономика» в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина. Автором дается анализ современных профилей подготовки учителя экономики: «Обществознание и экономика», «История и экономика», «География и экономика». Автором обосновывается значимость профиля «Иностранный язык и экономика». В статье описывается выбор основных методологических подходов, использованных при проектировании образовательной программы: интегративно-дифференцированного и компетентностного. Интегративно-дифференцированный подход требует учета единства процессов в обучении, направленности дидактической системы к установлению и поддержанию динамического равновесия между интеграцией и дифференциацией. С позиций компетентностного подхода выделяются основные принципы проектирования образовательного процесса по данному направлению подготовки: педагогизация, практикоориентированность, гибкость образовательных траекторий, высокий уровень профессиональной мобильности, комплекс инновационных технологий. В аспекте двухпрофильности направления подготовки учебная и производственная (педагогическая) практика выступают в качестве связующего звена между научно-теоретической подготовленностью обучающихся и их самостоятельной педагогической деятельностью в школе.
Ключевые слова
методологические подходы; интегративно-дифференцированный подход; компетентностный подход; учитель экономики; образовательная программа; практика; педагогизация образовательного процесса; methodological approaches; integrative- differential approach; compet
BASIC METHODOLOGICAL APPROACHES TO TRAINING OF FUTURE TEACHER OF ECONOMICS
The article highlights main methodological approaches used in the development of the educational program 44.03.05 “Pedagogical education” profile (orientation) “Foreign language. Economics”. The article substantiates the urgency of the problem of training future teachers of Economics in connection with new economic conditions. The work emphasizes the importance of schoolchildren's possession of economic culture, which level of development depends on the level of professional competence of teaching staff specially trained in the field of Economics, who will be able to professionally approach the question of the formation of economic culture of the younger generation of the twenty-first century. Тhe need to create educational programs for the direction of preparation 44.03.05 “Pedagogical education” profile (orientation) “Foreign language. Economics” in Bunin Yelets State University is indicated. The author gives the analysis of the current profiles of training of a teacher of Economics: social studies and economics, history and economics, geography and economics, foreign language and economics, explains the importance of these profiles. The article describes the selection of key methodological approaches used in the development of educational programs: integrative- differential and competence ones. The integrative- differential approach requires the consideration of the unity of the processes in training and orientation of educational system towards establishing and supporting a dynamic balance between integration and differentiation. From the standpoint of the competence approach the main principles of designing educational process are determined: pedagogisation, practical orientation, flexibility of educational paths, high level of mobility, the complex of innovative technologies. The production and pedagogical practice as a connecting link between the scientific-theoretical preparation of students and their own teaching activities in the school is described.
Список литературы
-
Калинина Н.Н., Прутченков А.С. Практико-ориентированное экономическое образование в школе: новые тенденции // Экономика в школе. 2011. №1. С. 4-11.
-
Крючков В.А. Интеграция содержания учебного процесса как способ совершенствования коммуникативной компетентности учителя-практика (в рамках непрерывного образования учителя): дис. … канд. пед. наук. Рязань, 2003.
-
Ласло Э. Основа трансдисциплинарной единой теории // Вопросы философии. 1997. № 3. С. 80-84.
-
Попова Н.Е. Наследство для «Нашей новой школы» // Экономика в школе. 2011. № 1. С. 11-24.
-
Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 N 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2016 N 40536).