Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №39 (3) (2017)
ПОСТМЕТОДИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Статья предлагает аналитический обзор постметодической дискуссии, развернувшейся на рубеже XX и XXI веков на страницах западных методических изданий, посвященных преподаванию иностранных языков. Постмодернистский дискурс, раздвинувший классические линейные горизонты мышления, затронул не только сферы культуры, философии, литературы и политики, но и теорию и практику языкового образования. Ряд англоязычных ученых-методистов подвергли существенной критике поиск универсального метода в обучении иностранным языкам, предложив обратную схему методического действия: вместо движения от теории к практике - развитие обучающего знания от практики к теории, возлагая при этом большую ответственность на педагогов и учащихся, предлагая учителю стать творцом своей собственной методики. Б. Кумаравадивелу выдвигает 10 постметодических «макростратегий», охватывающих «максимизацию обучающих возможностей», «интенсификацию педагогического общения», «минимизацию непонимания», «активизацию интуитивной эвристики», «усиление языкового сознания», «контекстуализацию лингвистического материала», «интеграцию языковых навыков», «развитие автономии ученика», «повышение культурного сознания», «социальную релевантность». Предполагается выработка соответствующих «микростратегий», обусловленных реалиями конкретного класса, субъективных и уникальных для каждого практика. Таким образом, концептуализируется, по сути, интуитивный педагогический опыт теоретизирования для собственных нужд, для потребностей своих учеников, что представлено автором статьи в русле подходов экзистенциальной педагогики, в частности через дихотомию понятий объективация-субъективация в образовании. Технологичность рассматриваемых зарубежных точек зрения дополняется постановкой вопроса о важности философско-педагогического осмысления постметода, его этических составляющих, таких как свобода и насилие в образовании. Критика уже самого постметода не исключает его значимости в диалектике методического знания, позволяя выйти за привычные рамки, открыть новые пути решения старых проблем.
Ключевые слова
метод; постметод; методика; постметодика; обучение иностранным языкам; объективация; субъективация; method; postmethod; methodology; postmethodology; foreign language teaching; objectification; subjectivation
THE POSTMETHOD DISCUSSION IN THEORY AND PRACTICE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING
The paper proposes the analytical survey of the postmethod discussion that appeared at the turn of the XX and XXI centuries in the pages of western methodological editions devoted to teaching foreign languages. The postmodern discourse expanded classical linear horizons of thinking, touching not only the spheres of culture, philosophy, literature and politics, but also theory and practice of language teaching. A number of English-speaking methodologists criticized severely a search for universal method in foreign language teaching. They suggested a reverse scheme of methodological movement: instead of moving from theory to practice - knowledge development from practice to theory, laying more responsibility on pedagogues and students. In this case teachers are seen as creators of their own methodology. B. Kumaravadivelu advances 10 postmethod “macrostrategies” including “maximizing learning opportunities”, “facilitating negotiated interaction”, “minimizing perceptual mismatches”, “activating intuitive heuristics”, “fostering language awareness”, “contextualizing linguistic input”, “integrating language skills”, “promoting learner autonomy”, “raising cultural consciousness”, “ensuring social relevance”. Corresponding “microstrategies” are supposed to be worked out in accordance with the realia of a certain classroom, subjective and unique ones for each practitioner. In that way we conceptualize in effect intuitive teaching experience of theorizing for our own needs, for the needs of our students, that is shown by the author of the paper in the light of approaches of existential philosophy, in particular by means of objectification-subjectivation dichotomy in education. The technological side of foreign points of view under discussion is supplemented with a statement of the question about the importance of philosophic and pedagogical consideration of postmethod, its ethical components, such as freedom and violence in education. The criticism of postmethod itself does not exclude its significance in methodological knowledge dialectics, but allows to overcome habitual frames and to find new solutions to old problems.
Список литературы
-
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009.
-
Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. М.: Республика, 1995. С. 3-162.
-
«Постправда» стала словом года по версии Оксфордского словаря // Русская служба BBC. URL: http://www.bbc.com/russian/news-37995176 (дата обращения: 22.04.2017).
-
Akbari R. Postmethod Discourse and Practice // TESOL Quarterly. 2008. N42(4). P. 641-652.
-
Bell D.M. Method and postmethod: are they really so incompatible? // TESOL Quarterly. 2003. Vol. 37. N2. P. 325-336.
-
Kumaravadivelu B. The postmethod condition: (E)merging strategies for second/foreign language teaching // TESOL Quarterly. 1994. Vol. 28. N1. P. 27-48.
-
Kumaravadivelu B. Toward a postmethod pedagogy // TESOL Quarterly. 2001. Vol. 35. N4. P. 537-560.
-
Richards J.C., Rogers T.S. Approaches and methods in language teaching. Cambridge University Press, 2001.