Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №39 (3) (2017)
О ПОДХОДАХ К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья содержит материал, отражающий результат анализа научных основ развития социального интеллекта у детей. В ней приводится авторское определение понятий «социальный интеллект детей старшего дошкольного возраста», «педагогическое сопровождение развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста», «модель педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста». В статье представлена структура модели педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, раскрываются основные компоненты данной структуры: концептуальный, организационный, целевой, содержательно-процессуальный, продуктивный. Концептуальный компонент модели представлен совокупностью идей антропологического, личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов, а также рядом принципов. На основе анализа теоретических основ проблемы развития социального интеллекта сформулированы и раскрыты принципы педагогического сопровождения развития данного вида интеллекта детей старшего дошкольного возраста: - общепедагогические принципы (системности, доступности, комплексности); - принципы обеспечения процесса развития ребенка-дошкольника (рекомендательности; соблюдения интересов ребенка; субъектности; оптимальной взаимной согласованности); - специальные принципы (избирательности, структурности, доминантности, чередования, включения, следования, непрерывности-дискретности). Организационный компонент представлен как совокупность условий, определяющих среду, в которой развивается социальный интеллект ребенка. Целевой компонент отражает организацию сотрудничества с субъектами педагогического процесса, направленного на качественное и количественное развитие структурных компонентов социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Содержательно-процессуальный компонент состоит из следующих звеньев: проблематизации, проектирования, просвещения, сотрудничества и содействия. Продуктивный компонент отражает результаты работы, направленной на повышение уровня развития социального интеллекта детей 6-7 лет.
Ключевые слова
социальный интеллект; педагогическое сопровождение социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста; social intellect; pedagogical support of social intelligence of senior pre-school age children
ABOUT APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF THE PEDAGOGICAL SUPPORT MODEL OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLECT OF SENIOR PRE-SCHOOL AGE CHILDREN
The article contains the material reflecting the result of the analysis of the scientific bases of the development of children’s social intelligence. It gives the author's definition of the concepts “social intelligence of senior pre-school age children”, “pedagogical support of the development of social intelligence of senior pre-school age children”, “model of pedagogical support of the development of social intelligence of senior pre-school age children”. The article presents the structure of the model of pedagogical support of the development of social intelligence of senior pre-school age children, reveals the main components of this structure: conceptual, organizational, target, substantive, procedural, productive. The conceptual component of the model is represented by a combination of ideas of anthropological, personality-oriented and system-activity approaches, as well as a set of principles. On the basis of the analysis of the theoretical foundations of the problem of the development of social intelligence, the principles of pedagogical support of the development of this kind of intellect of the senior pre-school age children are formulated and disclosed: - general pedagogical principles (system, accessibility, complexity); - principles of ensuring the development process of a preschool child (recommendations, observance of the interests of the child, subjectivity, optimal mutual consistency); - principles of special purpose (selectivity, structure, dominance, alternation, inclusion, succession, continuity-discreteness). The organizational component is presented as a set of conditions that determine the environment in which the child's social intelligence develops. The target component reflects the organization of cooperation with the subjects of the pedagogical process aimed at qualitative and quantitative development of the structural components of the social intelligence of senior preschool age children. The content-procedural component consists of the following links: problematization, designing, education, cooperation and assistance. The productive component reflects the results of work aimed at increasing the level of development of social intelligence of children aged 6-7.
Список литературы
-
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22.
-
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2007.
-
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004.
-
Лунева О.В. История исследования социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 177-178.
-
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 11.10.2016).
-
Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование. Поиск новой парадигмы. М., 1998.
-
Слободчиков В.И., Исаев В.Н. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.
-
Thorndike E.L. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine. 1920. N140. P. 227-235.