Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №39 (3) (2017)
МЕХАНИЗМЫ СИНТЕЗА СУБЪЕКТИВНО НОВОГО ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА
Статья посвящена изучению механизмов синтеза нового, с точки зрения обучающегося, знания в процессе развития его телекоммуникативной компетенции в рамках обучения в университете. Понятие «телекоммуникация» авторы трактуют как целенаправленную передачу, получение, анализ, синтез и оценку информации в процессе взаимодействия ее реальных и виртуальных носителей, которые могут быть удалены во времени и в пространстве. Под «телекоммуникативной компетенцией» авторы подразумевают качество личности, которое определяет ее готовность к особой форме профессиональной деятельности и жизни в информационном обществе, включающее знание телекоммуникационных технологий, форм, норм, правил и традиций взаимообмена информацией ее носителями, работы в телекоммуникационных сетях; способности к самостоятельному развитию в сфере телекоммуникационных технологий, усвоению больших объемов новой информации, прогнозированию результатов при решении проблем в области профессиональной деятельности; умения передачи, получения, сохранения, кодирования, защиты, анализа, трансформации, генерирования информации. В процессе исследования авторами выявлено семь механизмов синтеза субъективно нового знания в следующих процессах: при профессионально направленной инверсии ранее приобретенных знаний; применении полученного знания в опытно-практической деятельности; диверсификации содержания профессиональной подготовки; установлении межпредметных связей дисциплин учебного плана; моделировании учебных и производственных ситуаций и процессов; функциональном подходе к развитию телекоммуникативной компетенции; перенесении понятий, принципов, законов, теорий, сформулированных в одной дисциплине на предмет изучения другой. Рассмотренные механизмы синтеза субъективно нового знания расширяют набор инструментов, которыми может пользоваться преподаватель и студент в процессе формирования и развития телекоммуникативной компетенции.
Ключевые слова
телекоммуникативная компетенция; субъективно новое знание; механизм синтеза субъективно нового знания; telecommunicate competence; subjectively new knowledge; mechanism of synthesis of subjectively new knowledge
MECHANISMS OF SYNTHESIS OF SUBJECTIVELY NEW KNOWLEDGE IN DEVELOPMENT OF TELECOMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE UNIVERSITY STUDENT
The article deals with the study of the mechanisms of synthesis of new knowledge from learner’s point of view in the process of developing its telecommunication competence within the framework of training at university. The term “telecommunications” is interpreted by the authors as a purposeful transmission, acquisition, analysis, synthesis and evaluation of information in the process of interaction of its real and virtual media that can be deleted in time and space. By “telecommunication competence” the authors mean the quality of the personality that determines its readiness for a special form of professional activity and life in the information society, including knowledge of telecommunication technologies, forms, norms, rules and traditions of information exchange by its carriers, work in telecommunication networks; The ability to develop independently in the field of telecommunications technologies, the assimilation of large volumes of new information, the forecasting of results in solving problems in the field of professional activity; the ability to transmit, receive, store, encode, protect, analyze, transform, and generate information. In the process of research, the authors identified seven mechanisms for the synthesis of subjectively new knowledge in the following processes: with professionally directed inversion of previously acquired knowledge; the application of the acquired knowledge in practice; the diversification of the content of training; the establishment of cross-curriculum communications of subjects; the modeling of educational and production situations and processes; the functional approach to the development of telecommunication competence; the transfer of concepts, principles, laws, theories formulated in one subject for studying another one. The considered mechanisms of synthesis of subjectively new knowledge expand the set of tools that a teacher and a student can use in the process of forming and developing telecommunication competence.
Список литературы
-
Андропова Е.В., Брезгин Ю.И., Медведев В.Е. К определению понятия «диверсификация профессионального образования» // В мире научных открытий. Проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 143-148.
-
Астафьев А.К. Диалектика интеграции и дифференциации в современной науке // Вестник ЛГУ. 1981. № 23. С. 45-51.
-
Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Современные образовательные теории: учеб.-метод. пособие для вузов. М.: Университетская книга, 2004.
-
Тюхтин В.С. Кибернетические вопросы синтеза научного знания // Синтез современного научного знания. М.: Наука, 1973.
-
Шардаков М.Н. Мышление школьника. М.: Учпедгиз, 1963.