Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №39 (3) (2017)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ВУЗЕ
Статья посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущего учителя естествознания в контексте методологии ФГОС высшего образования, ориентации профессиональной подготовки на ФГОС общего образования, требований профессионального стандарта. Настоящее исследование нацелено на изучение особенностей профессиональной подготовки будущего учителя естествознания, которое осуществляется в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина по направлению подготовки бакалавров «44.03.01 Педагогическое образование» (профиль «Естествознание»), «44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (профили «Биология. Химия», «Естествознание.География»). Особенностью будущей профессиональной деятельности бакалавров по данным направлениям и профилям является то, что предметное содержание их деятельности включает в себя несколько предметов: физику, биологию, химию, географию. В статье утверждается идея, что ключевым принципом профессиональной подготовки будущих учителей естествознания выступает интеграция предметной и методической подготовки. С одной стороны, данная интеграция вполне уместна в рамках одной научной области - естественнонаучной. С другой стороны, данная интеграция требует серьезной научно-методической проработки оснований профессиональной подготовки будущих учителей естествознания. В статье профессиональные компетенции анализируются как результат освоения программы бакалавриата ФГОС высшего образования, выявляется их структура: предметная, методическая и психолого-педагогическая составляющие. Ключевая идея данной статьи состоит в том, что в профессиональной деятельности будущего педагога центральное место занимает методическая составляющая, поскольку владение методикой преподавания предмета предполагает интеграцию предметной и психолого-педагогической подготовки учителя. Также в статье проведено исследование проблемы поиска эффективных механизмов формирования профессиональной компетентности будущего учителя естествознания в контексте системно-интегративного, компетентностного, деятельностного, технологического подходов.
Ключевые слова
высшее образование; профессиональная подготовка; профессиональная компетентность; методическая компетентность; учителя естествознания; higher education; vocational training; professional competence; methodological competence; natural science teachers
PEDAGOGICAL PROBLEM OF FORMING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF NATURAL SCIENCE AT THE UNIVERSITY
The article is devoted to the problem of forming the professional competence of the future teacher of natural sciences in the context of the methodology of the FSES of higher education, the orientation of vocational training at the FSES of general education, the requirements of the professional standard. The present study is aimed at studying the peculiarities of the professional training of the future teacher of natural science, which is carried out at Bunin Yelets State University in the field of bachelor's training “44.03.01 Pedagogical Education” (direction “Natural History”), “44.03.05 Pedagogical Education (with two directions of preparation)” (directions “Biology, Chemistry”, “Natural History, Geography”). The peculiarity of bachelors’ future professional activity in these areas and directions is that the subject content of their activities includes several subjects: physics, biology, chemistry, geography. The article affirms the idea that the key to the vocational training of future teachers of natural science is the integration of subject and methodological training. On the one hand, this integration is quite appropriate within the framework of one scientific field - natural science. On the other hand, this integration requires a serious scientific and methodological study of the grounds for the professional training of future teachers of natural science. In the article, professional competencies are analyzed as a result of mastering the bachelor program of the FSES of higher education, their structure is revealed: subject, methodological and psychological-pedagogical components. The key idea of this article is that in the professional activity of the future teacher, the methodological component is the central one, since mastering the method of teaching the subject presupposes the integration of the teacher's subject and psychological-pedagogical preparation. Also in the article the research of the problem of search of effective mechanisms of the formation of professional competence of the future teacher of natural science in the context of system integrative, competence, activity, technological approaches is conducted.
Список литературы
-
Андреева Н.Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2000.
-
Васильева П.Д. Профессионально-методическая подготовка учителя химии в вузе как самоорганизующаяся система: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2004.
-
Вегнер Е.Г. Формирование методологической компетентности будущего учителя географии средствами модульного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.
-
Верещагина Н.О. Методическая подготовка бакалавров и магистров в области географического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2012.
-
Кожевникова Т.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя географии в процессе подготовки и проведения педагогической практики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Мурманск, 2006.
-
Конушин А. Не так страшен ФГОС, как его малюют // Троицкий вариант - наука. 2011. № 83. С. 15.
-
Кулибекова Р.Д. Геоинформационные технологии как средство формирования информационной культуры будущего учителя географии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2008.
-
Левицкий М.Л. Актуальные направления научно-методического сопровождения нового законодательства в сфере образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 9(94). С. 8-10.
-
Лившиц В. Анализ соответствия международным стандартам // Аккредитация в образовании. Электронный журнал об образовании. 25.06.2011. URL: http://www.akvobr.ru/obrazovatelnye_standarty_tretego_pokolenia.html (дата обращения: 7.06.2017).
-
Мосин В.В. Полевые практики как условие формирования профессиональной компетентности будущего учителя географии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2015.
-
Романова О.В. Теоретические и методические основы системы формирования информационно-методической компетентности учителя химии в педагогическом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2007.
-
Семенов П. Образование? Высшее?? Забудьте // Троицкий вариант - наука. 2011. № 82. С. 3.
-
Соколова И.И. Теоретические основы конструирования образовательных профессиональных программ высшего педагогического образования по направлению «Естествознание»: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1999.
-
Соломин В.П. Теория и практика многоуровневого естественнонаучного образования в системе педагогического университета: дис. ... д-ра пед. наук в форме научного доклада. СПб., 2000.
-
Станкевич П.В. Модели содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2010.
-
Таможняя Е.А. Система методической подготовки учителя географии в педагогическом вузе в условиях модернизации образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010.
-
Шаталов М.А. Система методической подготовки учителя химии на основе проблемно-интегративного подхода: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2004.