Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №39 (3) (2017)
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ СВОЕЙ СЕМЬИ
Цель статьи - возрождение системы ценностей, направленных на формирование бережного отношения к семье, провозглашение принципов нравственности семейного уклада и семейных традиций. Современный период характеризуется распадом семьи, демографическими проблемами. Большинство педагогов и исследователей понимание любви соотносят с уважением личной свободы другого человека, его индивидуальности. Родительская любовь считается естественной, однако любовь в семье - это большой труд по созданию доверия и безопасности. Важным проявлением любви к ребенку выступает совместная содержательная деятельность. В совместной деятельности дети испытывают чувство огромного удовольствия от того, что могут участвовать и помогать маме или папе, а это способствует развитию душевной близости с семьей. Для ребенка семья выступает связующим звеном его жизнедеятельности с социальным миром, так как в семье происходит формирование важнейших социально-нравственных отношений между взрослыми и детьми, определяющими самоценность проживания каждой личности. Формирование социально-нравственных представлений и чувств является предпосылкой воспитания у дошкольника патриотизма, преданности своей Родине. Актуальность статьи состоит в том, что воспитание нравственных представлений и чувств ребенка может успешно реализоваться в семейной среде, если организовать взаимодействие детского сада и семьи как единое педагогическое пространство. В организованную опытно-экспериментальную работу были включены педагоги, старшие дошкольники и их родители. Было предусмотрено изучение представлений детей о семье, а также ознакомление с педагогическими условиями организации образовательной работы в группах по ознакомлению дошкольников с семьей. Для этой цели был использован комплекс диагностических процедур, беседы с детьми и родителями, проблемные ситуации, задания, игры. Был реализован проект, результатом которого стало формирование представлений о нравственных семейных ценностях и традициях, выявление неповторимых особенностей семьи, создание генеалогического древа каждой семьи, выработаны пути взаимодействия семьи и детского сада.
Ключевые слова
нравственное воспитание; семейные ценности; познавательный интерес; генеалогическое древо; культурные традиции; взаимодействие детского сада и семьи; moral education; family values; cognitive interest; family tree; cultural traditions; kindergarten and family
MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN BASED ON THE DEVELOPMENT OF INTEREST IN THE HISTORY OF HIS FAMILY
The purpose of the article is the revival of the system of values aimed at the formation of careful attitude to family, a proclamation of principles of morality, family life and family traditions. The modern period is characterized by the breakdown of family and demographic problems. Most educators and researchers correlate understanding of love with the respect for personal liberty of another person's individuality. Parental love is considered to be natural, but love in the family is a big work on creation of confidence and security. Important manifestation of love to the child is joint meaningful activity. In joint activity children experience a feeling of great pleasure from the fact that he/she can participate and help his/her mom or dad, and it contributes to the development of intimacy with the family. For a child the family acts as a link of his life with the social world, as the family is the formation of the most important socio-moral relations between adults and children that determine the intrinsic value of living for each individual. The formation of socio-moral ideas and feelings is a prerequisite for teaching patriotism, devotion to the Motherland to preschool children. The relevance of the article is that nurturing moral attitudes and feelings of the child can be successfully realized in the family, if we organize the interaction of the kindergarten and the family as a pedagogical space. Organized pilot experimental work included teachers, older preschoolers and their parents. The study of children's views about family, as well as getting acquainted with pedagogical conditions of organization of educational work in groups to acquaint preschool children with a family was provided. For this purpose, complex diagnostic procedures, interviews with children and parents, problem situations, jobs, games were used. The project was implemented, which resulted in the formation of beliefs about moral family values and traditions, and identification of unique characteristics of the family, the creation of each family’s genealogical tree, the development of ways of interaction between the family and kindergarten.
Список литературы
-
Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: ВЛАДОС, 2008.
-
Каратаева Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста: учебно-метод.пособие. Шадринск: ШГПИ, 2003.
-
Карташова В.Н., Амбеталь А.В. Проблема формирования ценностного базиса современных дошкольников // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 1. С. 52-56.
-
Маркова Т.А. Педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2007.
-
Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2008.