Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №39 (3) (2017)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
Статья отражает опыт подготовки воспитателей дошкольных образовательных организаций к проведению интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста как одной из форм образовательной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Представлены педагогические условия, реализованные в системе повышения квалификации педагогов и показавшие эффективность в освоении технологии конструирования интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста: актуализация знаний и умений проведения традиционных, комплексных и тематических занятий; формирование знаний о специфике интегрированных занятий на основе сравнительного анализа с уже известными в практике дошкольных образовательных организаций (ДОО) занятиями разных типов и видов; овладение умениями конструировать интегрированные занятия на основе алгоритма с постепенным усложнением: по образцу, по условию, самостоятельная творческая разработка. Педагогами осваивалось знание об особенностях интегрированного занятия, которое заключалось в наличии содержательных и формальных целей и задач; двух и более компонентов структуры занятия; естественных связей между компонентами; определенного способа интеграции; «интегративного ядра»; интегрирующих факторов общего и предметного плана. В формировании у воспитателей знаний о специфике интегрированных занятий, наряду с репродуктивными методами преподавания применялись продуктивные: метод персонифицированного изложения на лекции-конференции, метод анализа педагогических ситуаций, метод проблемного изложения, метод типовой педагогической ситуации. В целом работа по формированию умений конструировать конспекты интегрированных занятий была построена в соответствии с логикой познавательной деятельности и направлена на осмысление сущности занятий со сложной структурой, понимание вариативности структуры и содержания.
Ключевые слова
образовательная деятельность; интегрированное занятие; способы интеграции; дети дошкольного возраста; педагогические условия; educational activities; integrated activity; methods of integration; preschool children; pedagogical conditions
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TEACHERS’ TRAINING TO CONDUCT INTEGRATED LESSONS WITH PRESCHOOL CHILDREN IN THE SYSTEM OF ADVANCED TEACHER TRAINING
The article reflects the experience of organizing the training of pre-school educators for conducting integrated classes with pre-school children as a form of educational activity in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for Pre-School Education (GEF DO). The pedagogical conditions realized in the system of teachers' professional development and showing the effectiveness in mastering the technology of designing integrated work with children of preschool age are presented: the actualization of knowledge and skills of traditional, complex and thematic studies; formation of knowledge about the specifics of integrated studies on the basis of comparative analysis with lessons of various types and types already known in the practice of pre-school educational institutions (OED); mastering skills of constructing integrated studies based on the algorithm with a gradual complication: according to the model, to design, independent creative development. Teachers mastered the idea about the criteria of an integrated lesson which is in the availability of meaningful and formal goals and objectives; of two or more components of the structure of the occupation; of natural connections between components; of a certain way of integration; of "Integrative core"; of integrating factors of the general and objective plan. In addition to the reproductive methods of teaching, productive methods were used in the formation of knowledge about the specifics of integrated classes: the method of personalized presentation at a lecture-conference, the method of analyzing pedagogical situations, the method of problem statement, the method of a typical pedagogical situation. In general, the work on developing skills to design summaries of integrated lessons was built in accordance with the logic of cognitive activity and is aimed at understanding the essence of classes with a complex structure, understanding the variability of structure and content.
Список литературы
-
Бакланова Т.И., Новикова Г.П., Сокольникова Н.М. Искусство: интегрированная программа воспитания, обучения, развития и оздоровления детей (3-7 лет). М.: ИРОТ, 2013.
-
Казакова Т.Г. Теория и методика развития изобразительного творчества. М.: Владос, 2006.
-
Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
-
Сучасне заняття в дошкільному закладі: навч.-метод. посіб. / за ред. Н. В. Гавриш; авт. кол.: Н.В. Гавриш, О.О. Ліннік, Н.В. Губанова. Луганськ: Альма-матер, 2007.
-
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. Конспекты занятий. М.: Сфера, 2008.