Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №39 (3) (2017)
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КАРТА ДОСТИЖЕНИЙ МАТЕМАТИКА-ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ
Становление информационного общества, характеризуемого переносом акцента со сферы услуг на сферу производства информации, поставило перед системой общего образования задачу формирования готовности учащихся массовой школы не только к обучению и самообразованию на протяжении всей жизни, но и к исследовательской деятельности как ведущей форме познания в условиях быстро меняющегося мира. Требования к результатам и условиям подготовки учащихся основной школы к данному виду деятельности сформулированы в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Удовлетворение этим требованиям предполагает самое широкое использование в образовательной практике исследовательского подхода к обучению с целью формирования опыта исследовательской деятельности учащихся на всех ступенях обучения при изучении всех предметов и реализации программ внеурочной деятельности. Анализ учебной, исследовательской и проектной видов деятельности по содержанию их структурных компонентов показал, что «умение исследовать» в сфере математики требует выделения в системе универсальных учебных действий, описанных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, действий, которые характерны для исследовательской деятельности с учетом специфики их проявления в исследовании математических объектов. Внедрение в образовательную практику технологии исследовательского обучения математике требует разработки средств диагностики и управления развитием универсальных исследовательских действий учащихся. В данной статье описывается одно из таких средств - персональная карта достижений математика-экспериментатора. Она позволяет не только визуализировать и описать в понятных учителю и ученику терминах актуальный уровень развития комплекса универсальных исследовательских действий, значимых для решения исследовательских задач экспериментальной математики, но и сориентировать учителя в выборе методов и средств помощи учащимся для организации их деятельности в зоне ближайшего развития.
Ключевые слова
экспериментальная математика; исследовательское обучение; универсальные исследовательские действия; внеурочная деятельность; experimental mathematics; exploratory mathematics education; universal student research actions; extracurricular education
A PERSONAL map OF ACHIEVEMENTS OF the MATHEMATICIAN-EXPERIMENTALIST IS A TOOL OF DIAGNOSTICS AND MANAGEMENT OF DEVELOPING UNIVERSAL RESEARCH ACTIONS OF STUDENTS
The formation of the information society, characterized by shifting the focus from the sphere of services to the sphere of information production, has set for general education system the task of forming readiness of students of the mass school not only for learning and self-education throughout life, but also for research activity as the leading form of cognition in a fast changing World. The requirements to the results and conditions of the preparation of secondary school students for this type of activity are formulated in the Federal State Educational Standard for Secondary Schools. The implementation of these requirements implies the widest use in the educational practice of the research approach to learning in order to form the experience of research activities of students at all levels of education while studying all subjects and the implementation of extracurricular education. The analysis of learning, research and project activities of the content of their structural components has shown that "skills to research" in the field of mathematics require distinguishing in the system of universal educational actions described in the Federal State Educational Standard for secondary schools, of actions, that are characteristic for research activities taking into account the specificity of their appearance in studying mathematical objects. The introduction into the educational practice of the exploratory mathematics education requires the creation of tools for diagnostic and management of the development of students' universal research actions. This article describes one of these tools - a personal map of achievements of the mathematician-experimentalist. It allows the teacher not only to visualize and describe in understandable for a teacher and a student terms the actual level of development of the student's universal research actions. But it helps a student to assess correctly his/her abilities when the student solves a research problem of experimental mathematics. It also helps a teacher to orient in choosing methods and means for the organization of student's activities in the area of proximal development.
Список литературы
-
Баранова О.И. Коучинг-технология как способ формирования умений соуправления учением у студентов - будущих учителей начальных классов и младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 9. С. 6-10.
-
Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.
-
Дубровский В.Н., Поздняков С.Н. Динамическая геометрия в школе // Компьютерные инструменты в образовании. 2008. № 1. С. 21-31; № 2. С. 41-50; № 3. С. 24-35; № 4. С. 9-16; № 5. С. 32-45.
-
Ларин С.В. Компьютерная анимация в среде GeoGebra на уроках математики: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2015.
-
Павлова М.А., Шабанова М.В. Коллекция педагогических сценариев использования интерактивных творческих сред для дополнительных занятий по математике // Информатика и образование. 2016. № 7(276). С. 27-36.
-
Павлова М.А., Шабанова М.В. Сократовский диалог как метод исследовательского обучения экспериментальной математике на занятиях кружка // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 5. С. 80-85.
-
Павлова М.А., Шабанова М.В., Форкунова Л.В., Котова С.Н., Паршева В.В., Тепляков В.В. Экспериментальная математика: учебное пособие. Архангельск: АИ ИОО, 2017.
-
Рыжик В.И. Геометрия и компьютер // Компьютерные инструменты в образовании. 2000. № 6. С. 7-11.
-
Сгибнев А.И. Экспериментальная математика // Математика. 2007. № 3. С. 2-8.
-
Сергеева Т.Ф., Салов А.И., Шабанова М.В. Сетевые и исследовательские проекты как модель мотивирующей образовательной среды для учащихся и педагогов. М.: АСОУ, 2017.
-
Соломин В.П., Махов С.И., Ильинский С.В. Некоторые подходы к разработке заданий заключительного этапа всероссийских олимпиад школьников // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 130-138.
-
Экспериментальная математика в школе. Исследовательское обучение / М.В. Шабанова, Р.П. Овчинникова, А.В. Ястребов, М.А. Павлова, А.Е. Томилов и др. (коллективная монография). М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016.