Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Аннотации статей.
Николаева Е.И., Заводовская Д.А., Вергунов Е.Г.. СПЕЦИФИКА ТОРМОЗНОГО КОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ ПЯТИ ЛЕТ
Целью данной работы стало выявление разных компонентов тормозных процессов (самоконтроль и интерференционный контроль) у дошкольников пяти лет. В исследовании участвовали дети в возрасте 5 лет (от 5,1 до 5,9 года). Группа состояла из 30 детей (54 % мальчиков и 46 % девочек). Были использованы следующие методики: «Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена», методика с отставленным подкреплением У. Мишеля, параметры простой и сложной сенсомоторной реакции с помощью методики РеБОС (разработка Е. Вергунова, программная реализация И. Черникова). В простой cенсомоторной реакции ребенка просили как можно быстрее нажимать на клавишу компьютера в ответ на появление стимула любого цвета. В сложной cенсомоторной реакции инструкция менялась, и ребенка просили нажимать на клавишу в ответ на стимулы всех цветов, кроме красного. У детей пяти лет обнаружена разная степень сформированности таких компонентов тормозного контроля, как самоконтроль и интерференционный контроль. Внешней характеристикой более сформированного тормозного контроля у детей является более медленное выполнение задания. Для оценки самоконтроля у детей 5 лет эффективным методом является тест с отставленным подкреплением, для оценки интерференционного контроля - рефлексометрия. Формирование двух видов контроля (самоконтроля и интерференционного контроля) ведет к лучшему выполнению теста Дж. Равена при его более медленном выполнении и к меньшему количеству ошибок в сложной сенсомоторной реакции при большем времени реакции. Выявление причин разной степени сформированности требует увеличения выборки и дальнейших исследований.
The aim of this work was to identify different components of inhibitory processes (self-control and interference control) of five year old preschoolers. The study involved children at the age of 5 (from 5.1 to 5.9). The group consisted of 30 children, 54 % boys and 46 % girls. We used the following methodology: Colored Progressive Matrices by J. Raven, delayed gratification technique by W. Michel, the parameters of simple and complex sensorimotor reactions, using ReBos technique by E. Vergunov and I. Chernikov. In simple sensorimotor reaction the child was asked to press the key of the computer as soon as possible as the response to the appearance of stimulus of any kind. In the complex sensorimotor reaction the instruction changed, and the child was asked to react to stimuli of all colours except the red one. It was found that five year old children had different degree of formation of such components of the inhibitory control as self-control and interference control. The external characteristic of the more formed inhibitory control of children is a slower task performance. The effective method of the assessment of self-control of five year old children is the delayed gratification test, and for the assessment of the interference control is reflexometrics. The formation of two types of control (self-control and interference control) leads to a better performance of the Raven’s test at its slower implementation rate, and to fewer errors in the complex sensorimotor reaction at a higher reaction time. The identification of reasons of different degree of development requires increased sampling and further research.
Рушина М.А.. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ УВЕРЕННОСТИ КИТАЙСКИХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ
В работе отражены результаты исследования, которое позволило нам выявить факторную структуру уверенности китайских студентов, а также сравнить особенности уверенности китайских и российских студентов. Уверенность является одним из важных базовых свойств личности, и оно не имеет этнических границ, т.е. каждый человек имеет возможность быть уверенным. Изучение уверенности студентов разных этнических групп представлено в рамках системно-функционального подхода, который был разработан профессором А.И. Крупновым. Данная концепция представляет как методологическую, так и теоретическую основу данного исследования, а также является и ее практической основой. Эмпирические результаты были получены при исследовании китайской и российской студенческой выборки. Полученные результаты позволили выявить четырехфакторную структуру уверенности китайских и российских студентов, каждая из которых представлена особым образом, а именно: факторная структура уверенности у китайских студентов состоит из эгоцентрически личностно направленных целей, из продуктивной осведомленности при наличии определенных трудностей, а у российских студентов факторная структура состоит из общественно значимых целей, из мотивационно-динамического блока, из блока трудностей и из «неточной осведомленности о своей регуляции». Каждый человек должен знать, что любое свойство личности можно развивать и корректировать. Оно никак не передается по наследству и не зависит от родителей. Быть уверенными/неуверенными людьми нам помогают многие обстоятельства: окружение, установки, культура и т.д. Выбранная для исследования группа испытуемых как раз сталкивается со всеми указанными обстоятельствами.
The article reflects the results of the study, which allowed us to identify the factor structure of the Chinese students’ confidence and also to compare the features of confidence of Chinese and Russian students. Confidence is one of the most important basic personality traits, and it has no ethnic boundaries, i.e. everyone has the opportunity to be confident. The study of students’ confidence of different ethnic groups is represented in the framework of systemic-functional approach, which was developed by Professor A.I. Krupnov. This concept represents both the methodological and theoretical basis of this study, and it is also its practical basis. Empirical results were obtained while studying the sample of Chinese and Russian student. The obtained results allowed us to identify the four factor structure of confidence of Chinese and Russian students. Each one is represented in a special way, namely, the factorial structure of confidence of Chinese students consists of egocentric personally directed goals, of productive awareness given certain difficulties. Russian students’ factor structure consists of socially significant goals, of the motivational dynamic block, of the set of the difficulties and of “inaccurate awareness of its regulation”. Everyone should know that any personality trait can be developed and adjusted. It is not inherited and does not depend on parents. Many circumstances such as the environment, attitudes, culture, etc. help us be confident/unconfident people. The group of subjects, selected for the study, faces all these circumstances.
Абрамова В.В., Мещеряков Н.А.. КНИГА ХУДОЖНИКА КАК КОМПЛЕКСНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
В статье отражены современные процессы модернизации высшего дизайн-образования, актуализирующие изучение взаимосвязей всех компонентов содержания профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Графический дизайн». Основной целью данного исследования является определение образовательного, воспитательного, развивающего и личностного значения процесса реализации комплексного задания проектирования книги художника как важного компонента содержания художественной подготовки студентов-дизайнеров. На основе современных требований интегрированного и личностно-ориентированного подходов определена художественно-образная специфика общепедагогических компонентов содержания образования - когнитивного, аксиологического, деятельностного и личностного. В соответствии с образовательными компонентами были выделены четыре группы потребностей, составляющих мотивационную основу учебно-творческой деятельности. Анализ особенностей проектной подготовки и технологии реализации содержания образования позволил определить специфику основных качественных уровней формирования интеллектуально-познавательных, эмоционально-чувственных, преобразовательно-практических и духовно-нравственных потребностей студентов-дизайнеров в процессе создания авторского проекта книги художника как целостного арт-объекта. Это дало возможность выявить методические закономерности организации познавательной, ценностной, преобразовательной, коммуникативной и художественной деятельности студентов в соответствии с общепринятой структурой - потребность, цель, задачи, действия, результат, контроль, рефлексия и новая потребность. В результате были определены условия совершенствования содержания проектной подготовки дизайнеров и структурные компоненты моделирования процесса обучения проектированию комплексных арт-объектов и выявлены возможности творческого саморазвития и самореализации студентов в процессе последовательного выполнения авторского проекта книги художника на основе ассоциативного единства и синтеза, литературного и изобразительного языка.
The article reflects modern processes of modernization of higher design education, which bring up to date the need to study the interrelationships of all the components of the content of professional training of Graphic Design bachelors. The main purpose of this study is to determine the educational, developmental and personal significance of the process of the implementation of the complex task of designing the artist's book as an important component in the content of design students’ artistic preparation. Based on modern requirements of the integrated and personality-oriented approaches, the artistic and imaginative specificity of general pedagogical components of the content of education - cognitive, axiological, activity and personal - was determined. In accordance with the educational components, four groups of needs were identified that make up the motivational basis of educational and creative activity. The analysis of the features of project preparation and technology for implementing the complex content of education made it possible to determine the specifics of the basic qualitative levels of the formation of intellectual, cognitive, emotionally-sensual, transformative-practical and spiritual-moral needs of design students in the process of creating the author's project of the artist's book as an integral art object. This made it possible to reveal the methodological regularities of the organization of cognitive, value, transformative, communicative and artistic activity of students, in accordance with the generally accepted structure - the need, purpose, tasks, actions, result, control, reflection and a new need. As a result, the conditions for improving the content of project training of designers and structural components of modeling the learning process of designing complex art objects were determined and opportunities for creative self-development and self-realization of students were revealed in the process of consecutive implementation of the author's project of the artist's book on the basis of associative unity and synthesis, literary and figural language.
Качалова Г.С., Мишутина О.В.. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» И «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ХИМИЯ)» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В современных образовательных стандартах высшего образования в качестве результатов обучения рассматриваются общекультурные, общепрофессиональные и предметные компетенции. В статье указывается на необходимость создания условий для согласованности в достижении запланированных результатов обучения студентов при изучении всех дисциплин каждого блока учебного плана. Так, имеются возможности согласованного подхода в организации познавательной деятельности на занятиях по двум дисциплинам блока общепрофессиональной подготовки студентов, обучающихся по программам академического бакалавриата, - иностранному (английскому) языку и методике обучения и воспитания (химия). На примере изучения указанных учебных дисциплин на непрофильных направлениях в статье раскрывается методика использования в образовательном процессе педагогического вуза межпредметных связей как основного средства согласованного обучения. На занятиях по иностранному языку и методике обучения химии реализуются системно-деятельностный, контекстный и компетентностный подходы, в рамках которых наиболее эффективно происходит развитие логического мышления, поскольку от обучающихся требуется проведение анализа, обобщения, прогнозирования, установления причинно-следственных связей и других познавательных действий, которые по сути своей являются метапредметными результатами обучения. Обнаружено, что освоение методики преподавания химии происходит в основном с использованием русскоязычных источников, что затрудняет знакомство студентов с технологиями обучения химии, реализуемыми в зарубежных школах. Студент, владеющий иностранным языком, способен найти необходимые ресурсы и получить интересующую его информацию на языке оригинала по любой теме школьного курса химии. Проведенный анализ показал, что составление студентами тематических словарей на русском и иностранном языках на основе аутентичных ресурсов формирует умения выражать мысли в устной и письменной форме для решения задач межличностного и межкультурного общения.
In contemporary Russia, the State Educational Standards of higher education include requirements to form general cultural competency, professional and subject-specific competencies. This article indicates the necessity of creating the educational environment for achieving the planned training results in each block of the curriculum. Cognitive activity of BA students at the Foreign (English) Language classes and the Teaching Methods in Education and Upbringing (Chemistry) is based on interdisciplinary coordinated approach. At non-linguistic specialties at pedagogical universities these disciplines (EFL and TMEU) are included in the core curriculum. Special educational techniques are used by teachers at interdisciplinary communications lessons as main means of the coordinated training. During the EFL and TMEU classes, some aspects of system-activity, contextual and competence-based approaches have been used for forming students’ skills in logical thinking, carrying out the analysis, generalization, forecasting, searching for pros and cons, etc. Such informative actions can be considered as meta-subject results of training. It is noted that the mastering of the Teaching Methods in Education and Upbringing (Chemistry) have been realized using mainly Russian-speaking sources. This complicates the acquaintance of students with technologies of the Teaching Methods of Chemistry realized at foreign schools. Students with a good level of the foreign language proficiency are capable of finding necessary resources and can obtain information in authentic language on a wide range of subjects for the course of chemistry at school. The analysis carried out by researchers showed that compiling topical vocabularies by students in the Russian and foreign languages on the basis of authentic resources forms abilities to express thoughts in an oral and written form for the solution of problems of interpersonal and cross-cultural communication.
Кузнецова Г.В.. КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ
В данной статье концертно-исполнительская практика рассматривается как один из основных факторов воспитания и формирования личности обучающихся с активной жизненной позицией. Особое внимание уделено значению певческой деятельности для развития исполнительских способностей обучающихся, а также организации концертно-исполнительской практики. В статье представлены педагогические условия развития вокально-исполнительских способностей обучающихся с различным уровнем развития музыкальных способностей и уровнем подготовки: интерес к исполнительской деятельности, особенности выбора репертуара, использование различных форм концертно-исполнительской практики, создание атмосферы праздника, индивидуальный подход к формированию певческого голоса на занятиях вокально-хорового коллектива. Дается краткая характеристика дополнительной общеразвивающей программы (ДОП): цели, задачи и результаты ее освоения в ходе репетиционных занятий и концертно-исполнительской практики. На определенном этапе руководителем была выдвинута задача проверить эффективность влияния участия обучающихся в концертных программах на развитие их исполнительских способностей. Анализ показал, что репетиционные занятия являются необходимым условием для развития музыкальных способностей, а участие в концертных мероприятиях дает устойчивую мотивацию к совершенствованию исполнительской культуры. Создание культурно-образовательной среды в вузе способствует развитию творческих и музыкально-исполнительских способностей обучающихся различного уровня вокально-хоровой подготовки в творческих коллективах. Бесценным является обретение музыкально-исполнительского опыта: умение общаться с публикой и партнерами по коллективу, способность донести до слушателя художественный образ вокально-хорового произведения в концертном исполнении. Такой подход можно рассматривать как стимулирующий не только для исполнительских способностей, но и для передачи опыта музыкальной деятельности более молодому поколению, результатом которого должно стать формирование слушательской, музыкальной и исполнительской культуры будущего специалиста.
In this article, a concert performance practice is considered as one of the main factors of education and the formation of students’ personality with an active life position. A special place is given to the importance and significance of singing for the development of students’ performing abilities, as well as the organization of a concert performance. The article presents pedagogical conditions for the development of vocal and performing abilities of students with different levels of development of musical abilities and preparation: the interest in performing activities, the selection of a repertoire, the use of various forms of concert performance, creating a festive atmosphere, an individual approach to the formation of a singing voice during classes of the vocal and choral collective. A short characteristic of an additional general development program is given: goals, tasks and results of its development during rehearsal sessions and concert performance. At a certain stage, the head put forward a task: to test the effectiveness of influence of students’ participation in concert programs on the development of their performing abilities. The analysis showed that participants of a vocal collective became more emotionally responsive to musical work, the performance indicators of skills and their masterly execution improved. The creation of cultural and educational environment at university promotes the development of creative, and musical and performance skills of students with various levels of vocal and choral training in creative collectives. The acquisition of musical and performance skills is priceless: the ability to communicate with the public and partners in a group, the ability to convey an artistic image of a vocal and choral composition to the listeners during a concert performance. Such an approach can be regarded as stimulating not only for the performing abilities, but for transferring the experience of musical activity to the younger generation as well, the result of which should be the formation of listening, musical, and performance culture of a future specialist.
Кургаева О.Л., Сороковых Г.В.. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА
В статье дана характеристика понятию «дискурсивная компетенция студента юридического профиля». Дискурсивная компетенция рассматривается в интеграции с понятиями «профессиональная деятельность», «профессиональная компетентность», подчеркивая ее деятельностную составляющую. Как объект лингводидактического исследования дискурсивная компетенция будущего юриста выступает в качестве категории, позволяющей оценивать результаты профессиональной подготовки в рамках бакалавриата по профилю «Гражданское право» и определять готовность и способность выпускников к качественному выполнению профессиональной деятельности. Успешное обучение профессиональному дискурсу будущих юристов обеспечивается с учетом как лингвистических, так и дидактических факторов. Уточняется, что в процессе общения дискурсивная компетенция предстает в виде умения планировать дискурс и им управлять с целью эффективного коммуникативного влияния на собеседника. Рассматриваются лингвистические и методические трудности формирования дискурсивной компетенции студентов юридического профиля в процессе изучения иностранного языка. Определено, что основная лингвистическая и методическая сложность обучения русскоязычных студентов англоязычному юридическому дискурсу состоит в том, что правовые системы России и англоязычных стран базируются на разных основаниях. Широкое использование в юридическом дискурсе общеупотребительной лексики приводит к полисемии лексических единиц, что составляет дополнительные сложности в процессе профессионально ориентированного обучения студентов правовых специальностей английскому языку в неязыковом вузе. В статье делается вывод, что в силу особенностей терминосистемы и многожанровости англоязычного правового дискурса подготовка в юридических вузах студентов бакалавриата к эффективной профессиональной коммуникации с представителями англоязычных культур - сложная лингводидактическая задача.
The article describes the definition of “the discursive competence of a law student”. The discursive competence is considered in integration with the definitions of “professional practice”, “professional competence”, emphasizing its activity component. As an object of linguo-didactical research, the discursive competence of the future lawyer serves as a category that makes it possible to assess the results of professional training within the bachelor's degree in the field of “Civil Law” and determine the willingness and ability of graduates to perform qualitative professional work. Successful training in the professional discourse of future lawyers is provided taking into account both linguistic and didactic factors. It is specified that in the process of communication discursive competence appears in the form of the ability to plan the discourse and to manage it with the aim of effective communicative influence on the interlocutor. The linguistic and methodological difficulties of forming the discursive competence of students of law are considered in the process of studying a foreign language. It is determined that the main linguistic and methodological complexity of teaching Russian-speaking students to English-speaking legal discourse is that the Russian legal system and the law of English-speaking countries are based on different systemic grounds. The widespread use of commonly used vocabulary in the legal discourse leads to the polysemy of lexical units, which causes additional difficulties in the process of professional training of law students of the English language at a non-linguistic university. The article concludes that due to the peculiarities of terminology and multigenre of the English-language law discourse, the preparation of bachelor students at law universities for effective professional communication with representatives of English-speaking cultures is a complex linguo-didactic task.
Лапина Е.В., Обухова Л.А.. ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА-ПРОФЕССИОНАЛА ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
Актуальность статьи обусловлена тем, что существует содержательный запрос в обучении по индивидуальному учебному плану. Педагогическим коллективом Воронежского института развития образования (ВИРО) в рамках курсовой подготовки при составлении содержания индивидуального учебного плана учитываются индивидуальные профессиональные «изъяны» каждого педагога (слушателя курсов), выявленные в ходе оценки профессиональных потребностей с ориентацией на компетенции, заданные федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Кроме того, проводится анализ профессиональных затруднений педагога, связанных с профессиональной деятельностью и профессионально значимыми ценностями. При разработке индивидуального учебного плана происходит учет личного опыта обучающегося (на уровне начинающего педагога, педагога с опытом работы, педагога-мастера или педагога-эксперта), важного для конкретного педагога (слушателя курсов). Цель статьи заключается в описании важных составляющих повышения квалификации по индивидуальному учебному плану, основанного на реализации концептуальной модели развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации в условиях современного образования. Ведущим методом при исследовании данной проблемы выступал метод моделирования, позволяющий рассмотреть проблему как интегративную модель повышения квалификации. Повышение квалификации имеет объектом своего воздействия профессиональную компетентность педагогического работника, включающую профессионально значимые ценности, специальные профессиональные знания, научно-познавательные и ценностно-смысловые потребности, научно-методические умения и навыки, организаторские способности, личностно-гуманные качества.
The relevance of the article is condition by the fact that there is a meaningful inquiry in education according to an individual educational plan. The teaching staff of Voronezh Institute of Education Development (hereinafter, VIED) in the framework of training and preparation of the content of the individual educational plan take into account individual professional “flaws” of each teacher (student)which are identified during the assessment of professional needs with a focus on competences specified by the Federal state educational standard (FSES). In addition, the analysis of professional difficulties of the teacher connected with professional activity and professionally important values was carried out. When developing an individual educational plan the personal experience of the student (at the level of the novice teacher; experienced teacher; teacher-master or teacher-expert), important for the particular teacher (student), is taken into account. The purpose of this article is to describe important components of qualification according to the individual curriculum based on the implementation of the conceptual model for the development of professionally significant values of the teacher in the system of advanced training in the conditions of modern education. The leading method of the study of this problem is the modeling method, allowing us to consider the problem as an integrative model of advanced training. Advanced training has the professional competence of the teaching staff as an object of its influence. This competence includes professionally significant values, special professional knowledge, scientific, cognitive and axiological needs, methodological skills, organizational skills, personal and humane qualities.
Пузатых А.Н.. ВЕБ-РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТОВ МИРА WEBOMETRICS: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕЛЕЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. И.А. БУНИНА
Статья посвящена веб-рейтингу университетов мира Webometrics, который проводится лабораторией Cybermetrics с 2004 года, а именно результатам Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Рейтинг Webometrics набирает популярность, так как в ХХI веке Интернет стал ключевым средством продвижения и развития академических, научных и образовательных компетенций университета. Он анализирует более 26 000 вузов со всего мира. Также, по сравнению с другими рейтингами, присутствие в Интернете является более объективным индикатором измерения деятельности учебного заведения. Многие абитуриенты в разных странах мира используют результаты рейтингов в качестве ориентира для поступления. Соответственно, если позиции вуза высокие, то он сможет привлечь большее количество качественных студентов. Мы проанализировали позиции ЕГУ им. И.А. Бунина по четырем показателям рейтинга, а именно «Presence», «Visibility», «Transparency» и «Excellence». Критерий «Presence» показывает общее количество страниц домена вуза; критерий «Visibility» учитывает общее количество внешних ссылок на сайт вуза с других источников по данным компаний Ahrefs и Majestic; критерий «Transparency» учитывает научную составляющую вуза, а именно количество цитирований конкретного автора по данным Google Scholar Citations; критерий «Excellence» учитывает количество работ, входящих в 10% самых цитируемых в мире по 26 дисциплинам, за последние 5 лет. Нами были определены проблемные точки, а также проанализирована положительная динамика ЕГУ им. И.А. Бунина. В конце статьи приводятся рекомендации, которые положительным образом скажутся на продвижении позиций вузов в рейтинге Webometrics.
The article is devoted to the Webometrics ranking of world universities, which is conducted by Cybermetrics lab since 2004, namely to the results of Bunin Yelets State University. The Webometrics ranking is gaining popularity, as in the twenty-first century the Internet has become a key means of promoting and developing academic, scientific and educational competences of a university. It analyzes more than 26 000 universities from around the world. Also, in comparison with other rankings, online presence is a more objective indicator, measuring activities of an educational institution. Many university entrants from different countries of the world use rankings as a guideline for entering a university. Accordingly, if the position of the institution of higher education is high, it will be able to attract more quality students. We analyzed the position of YSU according to four ranking criteria, namely “Presence”, “Visibility”, “Transparency” and “Excellence”. The criterion “Presence” shows the total number of domain pages of the university; the criterion “Visibility” takes into account the total number of external links on the university's website from other sources, according to the companies Ahrefs and Majestic; the criterion “Transparency” takes into account the scientific component of the university’s activity, namely the number of citations of a particular author according to Google Scholar Citations; the criterion “Excellence” is based on the number of papers included in the 10% most cited in the world in 26 disciplines for the last 5 years. We have identified problem points and analyzed the positive dynamics of Yelets State University. At the end of the article some recommendations that will have a positive impact on the promotion of university’s position in the Webometrics ranking are given.
Таров Д.А., Тарова И.Н.. ИНВАРИАНТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА
Статья посвящена исследованию содержания образовательной телекоммуникативной компетенции студента университета в его инвариантной части, включающей фундаментальное содержание, но не сводящееся к нему: его объем шире объема, относящегося только к фундаментальному содержанию учебной дисциплины. Инвариантный блок образовательной телекоммуникативной компетенции включает общие положения теории информатики, телекоммуникаций, организации образовательного процесса на базе телекоммуникационных средств и технологий. Статья содержит анализ уже существующих требований и подходов к содержанию инвариантов образовательных компетенций и проекцию полученных результатов на область образовательной телекоммуникативной компетенции. Авторы выделяют четыре составляющие инвариантного блока образовательной телекоммуникативной компетенции студента университета, обучающегося по любой специальности: мотивационную, креативную, когнитивную и информационно-технологическую. Процесс развития мотивационно-ценностной составляющей образовательной телекоммуникативной компетенции студента определяется созданием необходимых условий, помогающих ему сформировать ценностные ориентации по отношению к учебе, будущей работе и жизни в социуме. Содержание когнитивной составляющей образовательной телекоммуникативной компетенции студента отражает процессы, связанные с переработкой учебной информации на основе анализа, имеющейся в распоряжении студента информации, сравнения, синтеза, трансформации, прогнозирования вариантов ее использования, генерирование новой информации, определение ее места в уже имеющихся базах данных. К креативной составляющей содержания инварианта образовательной телекоммуникативной компетенции студента университета относятся способности, знания и умения студента анализировать, систематизировать, оценивать, интерпретировать, обобщать, структурировать, представлять в разных формах полученную с помощью телекоммуникаций информацию; использовать ее при организации учебно-познавательной деятельности, прогнозировании складывающейся телекоммуникативной ситуации. Информационно-технологическая составляющая содержания инварианта образовательной телекоммуникативной компетенции студента университета включает способности, знания и умения студента использовать в образовательном процессе и в дальнейшей профессиональной деятельности средства телекоммуникационных технологий.
The article is devoted to the study of the content of the educational telecommunication competence of a university student in its invariant part, including the fundamental content, but not reducible to it: its volume is wider than the volume, referring only to the fundamental content of the academic discipline. The invariant part of the educational telecommunication competence includes general provisions of the theory of informatics, telecommunications, organization of the educational process on the basis of telecommunication means and technologies. The article contains an analysis of already existing requirements and approaches to the content of the invariants of educational competencies and the projection of the obtained results on the area of educational telecommunications competence. The authors distinguish four components of the invariant part of the educational telecommunication competence of a university student studying in any specialty: motivational, creative, cognitive and information technology. The process of the development of the motivational and value component of the student's educational telecommunication competence is determined by the creation of necessary conditions that help him form value orientations towards learning, future work and life in society. The content of the cognitive component of the educational telecommunication competence of the student reflects the processes associated with the revision of educational information on the basis of the analysis, information which is available to the student, comparison, synthesis, transformation, forecasting options of its use, generating new information, determining its place in existing databases. The creative component of the content of the invariant of the university student’s educational telecommunication competence includes the ability, knowledge and skills of the student to analyze, systematize, evaluate, interpret, generalize, structure, represent in various forms information obtained through telecommunications; to use it in the organization of educational and cognitive activities, forecasting the emerging telecommunications situation. The information and technological component of the content of the invariant of the university student’s educational telecommunication competence includes the ability, knowledge and skills of the student to use the means of telecommunication technologies in educational process and in further professional activity.
Терещенко А.Г.. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЕГО СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассматриваются проблемы и достижения стандартизации военно-педагогического образования, которая на рубеже ХХ-ХХI веков выступила инструментом преодоления кризисных явлений в высшей военной школе. Тенденция стандартизации обусловила переосмысление методологических подходов и требований к подготовке военно-педагогических кадров, актуализировала вопросы диагностики их индивидуально-психологических способностей, тщательного подбора, подготовки и повышения квалификации. Каждое поколение стандартов расширяло пространство для развития личности военного педагога, характеризовалось усложнением процессов проектирования содержания его профессиональной подготовки, внедрением инновационных технологий, разработкой вариативных программ и учебно-методических комплексов, приведением их содержания в соответствие с меняющимися образовательными реалиями. Среди достижений стандартизации военно-педагогического образования отмечаются: усиление деятельностных основ подготовки преподавателей военной школы; освоение ими новых профессиональных функций и ролей; обновление образовательной среды военно-учебных заведений; проведение мероприятий по оценке квалификации преподавателей и образовательных программ по их подготовке; увеличение самостоятельности преподавателя в проектировании процесса обучения, развитии своего социального и профессионального статуса. Вступление в силу с 1 января 2017 года профессионального стандарта педагога обусловливает формирование новой генерации военных преподавателей, способных работать с процессами развития личности, обеспечивать раскрытие творческого потенциала курсантов (слушателей) в процессе образовательной деятельности. Одним из возможных вариантов решения этой проблемы в статье предлагается создание на базе военных учебно-научных центров, имеющих высокий научно-педагогический потенциал и развитую образовательную инфраструктуру, базовых военно-педагогических институтов, занимающихся подбором, переподготовкой и повышением квалификации военно-педагогических кадров.
Problems and achievements of standardization of military-pedagogical education are considered in the article. At the turn of the 20th and 21st centuries standardization was an efficient instrument for overcoming crisis phenomena at higher military school. The tendency of standardization conditioned rethinking of methodological approaches and requirements to the preparation of military-pedagogical specialists, brought up to date the matters of determination of their individual and psychological abilities, careful selection, preparation and professional advanced training. Every generation of standards extended the space for the enhancement of the military teacher’s personality and was characterized by the complication of the processes related to his training, integration of innovative technologies, development of variable programs and educational-methodological complexes, bringing of their content into line with changing educational realities. The achievements of standardization of military-pedagogical education are reinforcement of active basis for the preparation of military school teachers, mastering of new professional roles and functions by them, updating educational environment of military educational institutions, the conduct of activities for assessing teachers’ qualification and educational programs for their preparation, the increase of teacher’s independence in designing educational process, the development of social and professional status. Coming of the Professional standard of a teacher into effect on 1st January, 2017 conditions the formation of a new generation of military teachers that can work with processes of development of personality, reveal the creative potential of cadets in the process of educational activity. One of the possible variants of solving this problem is the creation of basic military pedagogical institutions that deal with the selection, retraining and professional advanced training of military-teacher personnel on the base of military educational and scientific centers that have a high scientific and pedagogical potential and developed educational infrastructure.
Герасимова Е.Н., Попова Г.Н.. РАЗРАБОТКА НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Статья посвящена описанию этапов выполнения и анализу результатов проекта «Разработка научно-методологического обоснования и методических рекомендаций по вопросам организации деятельности сельской школы в современных условиях, включая вопросы нормативного правового обеспечения деятельности, специфики работы, в том числе связанной с укрупнением образовательных организаций путем создания филиальной сети, а также методики и технологий обучения (с учетом региональной специфики)», выполняемого в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации. Основной целью данного проекта является разработка научно-методологического, организационно-педагогического и методического сопровождения и условий реализации модели организации деятельности сельской школы, разработанной на основе идеи укрупнения образовательных организаций путем создания филиальной сети. При этом исполнители проекта учитывают новые социокультурные условия развития регионов, их специфику. В ходе реализации проекта был произведен сбор статистических и эмпирических данных, размещенных в открытом доступе, анализ нормативно-правовых актов, анкетирование региональных и муниципальных органов управления образования и руководителей и педагогов образовательных организаций. В результате анализа данных анкетирования исполнители смогли выявить специфику организации деятельности сельской школы в конкретном регионе, обобщить их опыт научно-методологического, организационно-педагогического и методического сопровождения образовательного процесса в сельской школе. Особое внимание исследователей было направлено на разработку программы подготовки магистров по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Организация деятельности сельской школы в условиях укрупнения образовательных организаций путем создания филиальной сети». Результаты, полученные в ходе исследования проблемы, позволяют оптимизировать экономическое обеспечение образовательного процесса через укрупнение образовательных организаций путем создания филиальной сети с учетом специфики региона, улучшить взаимосвязи всех заинтересованных ведомств в сохранении и развитии сельских школ и др.
The article is devoted to the description of stages of the implementation and analysis of the results of the project “The development of scientific-methodological basis and methodological recommendations on questions of the organization of the rural school activity in modern conditions, including issues of normative legal support of activities, work specificity, related to the consolidation of educational organizations by creating a branch network , as well as methods and technologies of teaching (taking into account regional specificity)”, which is carried out within the framework of the state task of The Ministry of education and science of the Russian Federation. The main goal of this project is the development of scientific and methodological, organizational, pedagogical and methodological support and conditions for the implementation of the model for organizing the activities of a rural school, developed on the idea of enlarging educational organizations by creating a branch network. At the same time, the project executors take into account new socio-cultural conditions of the development of regions, their specificity. In the course of the project implementation, statistical and empirical data, publicly available, were collected, the analysis of normative legal acts, a questionnaire survey of regional and municipal educational authorities and managers and teachers of educational organizations were carried out. As a result of the analysis of the questionnaire data, the executors were able to identify the specificity of the organization of the activities of the rural school in a specific region, to generalize their experience of scientific, methodological, organizational, pedagogical and methodological support of the educational process at a rural school. The special attention of the researchers was directed to the development of the master's program in the direction 44.04.01 Pedagogical education, specialization “The organization of the rural school activity in the context of consolidation educational organizations by creating a branch network”. The results obtained during the study of the problem, allow us to optimize the economic support of the educational process through the consolidation of educational organizations by creating a branch network, taking into account the specificity of the region; to improve the interrelations of all involved departments in the preservation and development of rural schools, etc.
Алмазова И.Г.. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ УКРУПНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ФИЛИАЛЬНОЙ СЕТИ
Актуальность данной публикации обусловлена тем, что в результате реформирования и модернизации российского образования у сельской школы появляется новая миссия, связанная с организацией деятельности такого образовательного учреждения, ориентированного на развитие сельского рынка труда; на развитие процессов, отражающих как новые приоритеты российского образования в целом, так и стратегические интересы региона, обусловленные особенностями экономики, социума и сложившимися образовательными традициями. Педагогическим коллективом Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина выполняется исследование в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации («Разработка научно-методологического обоснования и методических рекомендаций по вопросам организации деятельности сельской школы в современных условиях, включая вопросы нормативного правового обеспечения деятельности, специфики работы, в том числе связанной с укрупнением образовательных организаций путем создания филиальной сети, а также методики и технологий обучения (с учетом региональной специфики)». Кроме того, проводится анализ результатов анкетирования директоров образовательных организаций, руководителей (сотрудников) управлений образования и науки субъектов РФ. Цель статьи заключается в описании специфических особенностей организации деятельности сельской школы в современных условиях укрупнения образовательных организаций путем создания филиальной сети. Результаты работы помогут определить дальнейшие перспективы исследования, направления и тематику разработок методических рекомендаций, программы подготовки магистров по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Организация деятельности сельской школы в условиях укрупнения образовательных организаций путем создания филиальной сети». Уникальность данной статьи по отношению к прочим родственным по тематике исследованиям определена новым качественным поворотом ее содержания, отражающего современный этап в развитии сельской школы.
The relevance of this publication is conditioned by the fact that as a result of the reformation and modernization of Russian education, the rural school acquires a new mission, which is connected with the organization of the activity of such an educational institution oriented on the development of the rural labor market; on the development of processes that reflect both the new priorities of Russian education in general, and the strategic interests of the region, conditioned by the peculiarities of the economy, the society and the existing educational traditions. Pedagogical staff of Bunin Yelets State University is carrying out a study within the framework of the state task of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (“The development of scientific-methodological basis and methodological recommendations on questions of the organization of the rural school activity in modern conditions, including issues of normative legal support of activities, work specificity, related to the consolidation of educational organizations by creating a branch network , as well as methods and technologies of teaching (taking into account regional specificity)”. In addition, the results of questioning heads of educational organizations, heads (employees) of education and science departments of RF subjects are analyzed. The purpose of the article is to describe the specific features of the organization of the rural school activity under current conditions of the consolidation of educational organizations by creating a branch network. The results of the work will help to determine further prospects for research, directions and themes of the development of methodological recommendations, the master's degree program in the direction of 44.04.01 Pedagogical education, specialization “The organization of the rural school activity in the context of consolidation educational organizations by creating a branch network”. The uniqueness of this article in relation to other kindred research topics is determined by a new qualitative turn of its content, which reflects the modern stage in the development of the rural school.
Герасимова Е.Н., Лыкова К.Г., Трофимова Е.И., Щербатых С.В.. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Данная статья посвящена исследованию социологических аспектов состояния сельских школ, выявлению ее основных проблем, поиску возможных путей разрешения трудностей, присущих устройству сельского социума. Существующая трансформация сельскохозяйственного сектора, представленная рядом национальных проектов и областных программ, позволяет увидеть положительную динамику экономического развития региона, непосредственно влияющую на финансирование сельских образовательных учреждений. Одной из ключевых проблем для сельских школ является малокомплектность, напрямую зависящая от факторных демографических процессов отдельно взятых областей. Поэтому особое место отведено анализу общей численности контингента сельского населения Липецкой области (в особенности старшеклассников). Прогнозирование численности контингента обучающихся и противостояние неблагоприятным условиям есть важнейшее обстоятельство, определяющее стабильность функционирования сельских школ, зависящего от управления движением контингента школьников как основного, так и будущего состава. Научно обоснованный прогноз численности контингента обучающихся и характеристики его показателей предоставляют точную оценку сложившейся ситуации в сельских школах на текущий и последующие годы. Получение достоверной оценки в ходе обработки высчитанных статистических результатов осуществляется средствами корреляционных данных, отображающих линейную зависимость между общей численностью обучающихся сельских школ Липецкой области и численностью составляющих их старшеклассников. Применяемые количественные методы исследования и оценки численности контингента обучающихся приводят нас к возможности прогнозирования показателей численности старшеклассников, основаннго на использовании метода и аппарата математической статистики (а именно метода корреляции). Параметры выбора представленного метода определены фактором, отвечающим за степень конструктивной непрерывности обрабатываемых данных и однородность условий их надежности. Проведенный анализ основывается на материалах, представленных на официальном портале Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области.
This article is devoted to the study of sociological aspects of rural schools condition, the identification of its main problems, the search of possible ways of solving difficulties inherent in the structure of rural society. The existing transformation of the agricultural sector presented by a number of national projects and regional programs allows us to see the positive dynamics of the economic development of the region which directly influences the financing of rural educational institutions. One of the key problems for rural schools is underfilling which depends directly on factorial demographic processes of certain regions. Therefore, a special place is given to the analysis of the total number of the contingent of the country people of Lipetsk region (in particular, senior pupils). Forecasting the number of the contingent of students and the opposition to the adverse conditions is the major circumstance defining the stability of the functioning of rural schools, which depends on the movement control of the contingent of school students as of the main, and the future structure. The science-based forecast of the number of the contingent of students and characteristics of its indicators provide the exact assessment of the current situation at rural schools for the current and next years. Receiving the reliable assessment, during the processing of the calculated statistical results, is carried out by means of the correlation data, displaying the linear dependence between the total number of pupils at rural schools of Lipetsk region and the number of senior pupils. The applied quantitative methods of the research and the assessment of the number of the contingent of students lead us to the opportunity to forecast indicators of the number of senior pupils. This forecasting is based on the use of the method and the apparatus of mathematical statistics (namely, the method of correlation). The parameters of the choice of the presented method are determined by the factor which is responsible for the degree of the constructive continuity of the processed data and the homogeneity of conditions of their reliability. The carried-out analysis is based on the material presented on the official portal of Federal State Statistics Service of Lipetsk region.
Захарова М.А., Карпачева И.А., Трофимова Е.И.. ФИЛИАЛЬНАЯ СЕТЬ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Статья посвящена изучению вопросов эффективного управления филиальной сетью сельской школы - базовой школы (концентрирующей материально-технические, кадровые, информационные и иные ресурсы реализации образовательного процесса) и одного или нескольких филиалов (как правило, до объединения малокомплектных сельских школ, реализующих программы начального общего и/или основного общего образования). В статье отмечается, что само по себе преобразование малокомплектных сельских школ в филиалы автоматически не решает проблем, стоящих перед школами малой численности, а успешность функционирования филиальной сети в целом обусловлена рядом факторов, в частности оптимальной структурой сети, наличием комплекта документации, определяющего работу филиальной сети, правильно выстроенной системой управления. В статье обосновывается целесообразность использования линейно-функциональной схемы управления филиальной сетью сельской школы, предполагающей, с одной стороны, четкую дифференциацию функций базовой школы и филиалов, с другой - функционирование филиальной сети как единого образовательного субъекта. Авторы обращают внимание на условия, обеспечивающие удовлетворение сельской филиальной сетью образовательных потребностей различных слоев населения на уровне, требуемом государственными образовательными стандартами: четкое осознание интегративной функции базовой школы, заключающейся в создании единого образовательного пространства (единство требований, методик и педагогических технологий, наличие единой системы повышения профессионализма педагогических кадров, предоставление возможности коммуникаций ребенка в процессе основных и дополнительных занятий), и четкое распределение функций структурных единиц филиальной сети, обусловливающих как единство внутрисетевого образовательного пространства, так и относительную самостоятельность субъектов сети.
The article is devoted to the study of effective management of a branch network of a rural school - the basic school (concentrating material and technical, personnel, information and other resources of the implementation of educational process) and one or several branches (as a rule, before the amalgamation of underfilled rural schools realizing programs of primary general and/or compulsory general education). It is noted in the article that the transformation of underfilled rural schools into branches doesn't by itself solve problems underfilled schools are faced with, and the success of branch network functioning in general is made conditional on a number of factors. In particular, on the optimal network structure, the availability of the documentation set which defines the work of the branch network which is correctly built by the management system. The reasonability of using linear-functional chart of managing a branch network of the rural school, supposing, on the one hand, clear differentiation of functions of the basic school and branches, on the other hand, the functioning of the branch network as a uniform educational subject, is proved in the article. The authors pay attention to the conditions which ensure that the rural branch network meets educational needs of various segments of the population at the level required by state educational standards: clear awareness of the integrative function of the basic school, which consists in creating the unified educational space (the unity of requirements, methods and pedagogical technologies, the availability of the unified system of teaching professional development to staff, the provision of communication opportunities for the child at basic and additional lessons), and a clear distribution of functions among structural units of the branch network. They both determine the unity of the intranetwork educational space, and the relative independence of the network subjects.
Герасимова Е.Н., Попова Г.Н.. Разработка проектов региональных моделей этнокультурного образования, направленных на формирование у обучающихся этнической и гражданской идентичности, воспитания межэтнической терпимости и патриотизма
Статья посвящена описанию этапов выполнения и анализу результатов проекта «Разработка проектов региональных моделей этнокультурного образования, в том числе в части содержания общего и дошкольного образования, направленных на формирование у обучающихся этнической и гражданской идентичности воспитания межэтнической терпимости и патриотизма», выполняемого в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации. Разработка региональной модели этнокультурного образования, в том числе в части общего и дошкольного образования, направлена на освоение обучающимися высших духовно-нравственных ценностей человечества, что позволит сформировать целостное этнокультурное пространство, способствующее обретению гражданско-патриотических качеств и обеспечению конституционных прав и свобод личности в области сохранения и развития национально-культурного наследия своего народа. Данная модель с позиций культурологического, личностно-ориентированного, интегративного, этнорегионального и деятельностного подходов ставит личность в центр учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего полноценное вхождение в культуру и усвоение культурного опыта, гарантирует неразрывность теоретического и практического обучения на основе региональной этнической культуры и позволяет органично включать региональный компонент в содержание дошкольного, школьного и вузовского образования. Как долговременный ожидаемый положительный эффект проекта - стабильность качественных изменений личности обучающихся: формирование толерантности, патриотизма, уважения к труду, семье, людям разных этнических групп и конфессий, осмысление традиционных духовно-нравственных ценностей этнических культур; трансляция национальных культурных ценностей этносов и этнических групп. Перспективы дальнейшего исследования исполнители проекта видят в возможности дальнейшего развития и совершенствования модели этнокультурного образования с учетом региональной специфики, в возможности самостоятельной организации процесса этнокультурного образования на основе разработанных методик, технологий и учебно-методических комплексов.
The article is devoted to the description of the implementation stages and the analysis of the results of the project “The development of projects of regional models of ethnocultural education aimed at forming learner’s ethnic and civil identity, upbringing of interethnic tolerance and patriotism”, which is implemented on order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. The development of the regional model of ethnocultural education, including general and pre-school education, is aimed at understanding supreme spiritual and moral values of humanity by students, which will allow us to form the integral ethnocultural space, favouring the acquisition of civil and patriotic qualities and ensuring constitutional rights and individual freedoms in the field of preservation and development of national and cultural heritage of its people. This model according to the culturological, personality-oriented, integrative, ethno-regional and activity approaches puts the personality at the center of the educational process, ensuring full integration into culture and acculturation, guarantees the continuity of theoretical and practical training on the basis of regional ethnic culture and allows to smoothly include the regional component into the content of pre-school, school and university education. As a long-term expected positive effect of the project is the stability of qualitative changes of the pupils’ personality: the formation of tolerance, patriotism, respect for labour, family, people of different ethnic groups and religions, the comprehension of traditional spiritual and moral values of ethnic cultures; the translation of national cultural values of ethnos and ethnic groups. The project's executors see the prospects for further study in the possibility of further development and improvement of the model of ethnocultural education, taking into account regional specificity, the possibility of the independent organization of the process of ethnocultural education on the basis of developed methods, technologies and teaching and methodological complexes.
Герасимова Е.Н., Сушкова И.В.. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материал статьи содержит описание основных аспектов работы по проектированию региональных моделей этнокультурного образования, проведенной в соответствии с государственным заданием Министерства образования и науки Российской Федерации. В статье отмечается необходимость разработки данных моделей, обусловленная отсутствием типовой региональной модели этнокультурного образования. Приводятся изображения и характеристика разработанных типовой региональной модели этнокультурного образования и уровневых региональных моделей этнокультурного образования. На основе определения понятия «региональная модель этнокультурного образования» и приведения ее блоковой структуры (целевой блок, методологический блок, организационный блок, содержательный блок, технологический блок, результативный блок) дается описание компонентов данных моделей. Отмечается, что средствами этнокультурного образования являются разнообразные виды деятельности (общение, игра, труд, художественное творчество, учебная деятельность и др.). Среди данных средств выделяются особо значимые для организации процесса этнокультурного образования детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в школе. Материал статьи содержит характеристику основных особенностей (направленность, новизна и др.) программ «В мире разных национальностей» (уровень дошкольного образования) и «Вместе - дружная семья» (уровень общего образования). На основе определения понятия «проектирование» как сложного многоуровневого процесса последовательных шагов, идущих от идеи к точному описанию конкретных действий (от этапа моделирования - через этап собственно проектирования - к этапу конструирования), раскрывается содержание этого процесса на материале региональных моделей этнокультурного образования.
The article describes main aspects of designing regional models of ethnocultural education, which was conducted on the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. The article notes the need to develop these models, due to the lack of a type regional model of ethnocultural education. The description and characteristics of the designed type regional model of ethnocultural education and regional level models of ethnocultural education are presented. Based on the definition of the concept of “regional model of ethnocultural education” and giving its block structure (target block, methodological block, organizational block, content block, technological block, result block), the components of these models are described. It is noted that the means of ethnocultural education are a variety of activities (communication, play, work, artistic creativity, educational activities, etc.). Among these means, the most important for the organization of the process of ethnocultural education of pre-school children and children attending school are singled out. The article contains the description of main features (the direction, the novelty, etc.) of the programs “In the world of different nationalities” (preschool education level) and “Together is a friendly family” (general education level). Based on the definition of the concept of “designing” as a complex multi-level process of successive steps from the idea to the accurate description of specific actions (from the stage of modeling - through the stage of actual designing - to the stage of construction), the content of this process is revealed on the basis of regional models of ethnocultural education.
Красова Т.Д.. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ПРОЦЕССУ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития этнокультурного образования подрастающего поколения в условиях полиэтнической среды Российской Федерации. Данная проблема вызвана такими причинами, как повышение внешней и внутренней миграции населения, углубление процессов национального самоопределения народов, увеличение числа конфликтов на этнической почве. Целью исследования было выявление специфики профессиональной готовности воспитателя дошкольной образовательной организации (ДОО) к процессу этнокультурного образования. Для исследования готовности воспитателей к осуществлению этнокультурного образования детей дошкольного возраста нами использовались такие методы, как анкетирование и ретроспективное изучение педагогического опыта. В ходе анкетирования участвовали 48 воспитателей ДОO в условиях городского поселения. Анализ анкетных данных показывает, что у воспитателей преобладает недостаточный уровень развития теоретической компетентности в вопросе понимания сущности понятия «этнокультурное образование». В целом результаты анкетирования воспитателей дошкольных образовательных организаций показали, что они понимают необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с культурой, традициями, обычаями других народов. Большая часть педагогов (64 %) проявляет неготовность к реализации содержания и форм этнокультурного образования дошкольников. Меньшая часть педагогов (36 %) стремится к поиску эффективных нетрадиционных форм, средств активизации этнокультурного образования детей. Также в нашем исследовании мы использовали метод ретроспективного изучения педагогического опыта, направленного на повышение готовности педагогов к реализации этнокультурного образования детей дошкольного возраста в ДОО. В результате нами было выявлено всего лишь 17 научно-методических публикаций, посвященных изучению данной проблематики. Таким образом, можно отметить недостаточную готовность воспитателей дошкольных образовательных организаций к решению этнокультурного образования детей дошкольного возраста. Анализ представленного педагогического опыта позволяет нам сделать вывод о недостаточном внимании научного сообщества и педагогической общественности к данной проблеме.
Currently of particular relevance is the problem of the development of ethnocultural education of the younger generation under conditions of multiethnic environment of the Russian Federation. This problem is caused by such reasons as the increased external and internal migration of the population, the intensification of the process of national self-determination of peoples, the increase in the number of ethnic conflicts. The aim of the study was to identify the specificity of professional readiness of the teacher of preschool educational organizations for ethnocultural education. To study the readiness of teachers to implement ethnocultural education of preschool children, we used such methods as questionnaire survey and retrospective study of teaching experience. The survey included 48 teachers of PEO under conditions of urban settlements. The analysis of the questionnaire data shows that the teachers are dominated by the underdeveloped level of theoretical competence in understanding the nature of “ethnocultural education”. On the whole, the results of the survey of teachers of preschool educational organizations demonstrated that they understand the necessity to acquaint preschool children with culture, traditions, customs of other peoples. The majority of teachers (64 %) show an unwillingness to implement the content and forms of ethnocultural education of preschool children. A smaller proportion of teachers (36 %) are committed to finding effective, innovative forms, means of enhancing ethnic and cultural education of children. In our study we also used the method of retrospective study of pedagogical practices aimed at improving the readiness of teachers to implement ethnocultural education of preschool children at PEO. As a result, we found only 17 scientific works devoted to the study of this problem. Thus, it is possible to note the lack of willingness of teachers of preschool educational institutions to implement ethnocultural education of preschool children. The analysis of pedagogical experience allows us to conclude that there is a lack of attention of the scientific and teaching community to this problem.
Мальцева В.А.. ОСМЫСЛЕНИЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
Актуальность данной публикации связана с переоценкой значения этнокультурного образования в формировании способности личности к межэтнической коммуникации и поликультурному восприятию окружающего мира. Основная цель нашей работы - приобщение детей младшего школьного возраста к этнической культуре народов России - направлена на формирование уважения подрастающего поколения к собственной национальной культуре и воспитание толерантного отношения к представителям различных этносов. Процесс осмысления предполагает понимание младшими школьниками духовно-нравственной ценности этнической культуры народов России, умение видеть существенное и главное в произведениях декоративно-прикладного, изобразительного, пластического искусства, умение выделять основную идею художественного произведения, способность обобщать конкретные образы в процессе мышления, наличие нравственных и эстетических оценок и суждений, выделение существенных признаков этнических культур, умение выбирать образцы этнокультурных произведений из множества объектов искусства. Осмысление духовно-нравственной ценности этнической культуры народов России происходит в процессе освоения обучающимися различных способов творческой деятельности, в число которых входят занятия по декоративно-прикладному искусству. Ведущими методами организации процесса осмысления младшими школьниками духовно-нравственной ценности этнической культуры народов России в нашей работе являются методы иллюстрации и демонстрации, методы формирования познавательного интереса, метод создания эмоционально-нравственных ситуаций, графические упражнения. Через осмысление духовно-нравственной ценности этнической культуры народов России у младших школьников происходит накопление информации (знаний) об этнокультурных особенностях страны и региона, формирование эмоциональной отзывчивости на произведения этнического искусства, творческой интуиции и креативности, развитие положительной мотивации к этнокультурному самообразованию, ценностно-смыслового отношения к традициям народов России. В результате проведенной работы было установлено, что сформированность нравственных и эстетических суждений младших школьников об этнической культуре народов России находится на низком уровне; обучающиеся демонстрируют наличие познавательного интереса к этнической культуре народов России; занятия декоративно-прикладным искусством на материале программы этнокультурного образования «Вместе - дружная семья» способствуют повышению уровня осмысления младшими школьниками духовно-нравственной ценности этнической культуры народов России.
The relevance of this publication is connected with the reassessment of the importance of ethnocultural education in the formation of the individual's ability for interethnic communication and the multicultural perception of the world around him. The main goal of our work, to introduce primary school age children to ethnic culture of the peoples of Russia, is aimed at forming respect that the younger generation should show to its national culture, and upbringing a tolerant attitude to representatives of various ethnic groups. The process of comprehension supposes the understanding of the spiritual and moral values of ethnic culture of the peoples of Russia by the younger schoolchildren, the ability to see the essential and the main thing in works of decorative and applied, visual, plastic art; the ability to single out the main idea of a work of art; the ability to generalize specific images in the process of thinking; the presence of moral and aesthetic assessments and judgments; the ability to single out essential features of ethnic cultures; the ability to choose patterns of ethnocultural works out of many objects of art. The comprehension of the spiritual and moral value of the ethnic culture of the peoples of Russia occurs in the process of mastering various ways of creative activity by the students, including decorative and applied arts classes. In our work the methods of illustration and demonstration, methods of forming cognitive interest, the method of creating emotional and moral situations, graphic exercises are the leading methods of organizing the process of comprehension of spiritual and moral values of ethnic culture of the peoples of Russia by younger schoolchildren. Through the comprehension of spiritual and moral values of ethnic culture of the peoples of Russia, junior schoolchildren accumulate information (knowledge) about ethnocultural characteristics of the country and the region, develop emotional responsiveness to works of ethnic art, creative intuition and creativity, develop positive motivation for ethnocultural self-education, value-semantic attitude to traditions of the peoples of Russia. As a result of the work carried out, it was established that the formation of moral and aesthetic judgments of younger schoolchildren about ethnic culture of the peoples of Russia is at a low level; school children demonstrate the presence of cognitive interest in ethnic culture of the peoples of Russia; lessons decorative and applied arts based on the program of ethnocultural education “Together is a friendly family” contribute to raising the level of comprehension of spiritual and moral values of ethnic culture of the peoples of Russia by younger schoolchildren.
Плетенева И.Ф., Чуйкова Ж.В.. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Современный этап отечественной образовательной политики направлен на сохранение и развитие национально-культурного наследия каждого из народов, населяющих территорию Российской Федерации. В данном контексте актуальным является процесс осуществления этнокультурного образования посредством сложившихся определенных научных подходов, реализующихся в системе общего и дошкольного образования. Особое внимание вопросам этнокультурного развития уделяется в период дошкольного и младшего школьного возраста. Данные возрастные периоды являются определяющими в процессе становления у детей национального самосознания, толерантности, культуры межнационального общения. В статье анализируются научные основы этнокультурного образования на этапе дошкольного и младшего школьного возраста: научные подходы, принципы, содержание, технологии реализации. Особое внимание уделено историко-педагогическому анализу этнокультурного образования, его становлению в отечественном образовании. В статье анализируется научно-практическая деятельность известных педагогов и общественных деятелей XIX - начала XX вв. (К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.И. Ильминского, С.И. Гессена, С.Т. Шацкого и др.), изучавших этнокультурные традиции воспитания личности и полиэтнические ценности других народов, населяющих территорию России, которых можно считать основоположниками этнокультурного образования в начальной школе. Далее автором рассматриваются исследования советских ученых (М.К. Абдуллатипова, Ю.В. Бромлея, Л.П.Буевой, М.С. Кагана и др.), внесших большой вклад в создание теории этнокультурного образования. Особое внимание уделяется работам основоположника отечественной этнопедагогики Г.Н. Волкова, обосновавшего педагогическую концепцию, созданную на этнокультурных традициях народа. В статье представлены современные научные подходы к этнокультурному образованию детей, реализующиеся на дошкольном и школьном этапах системы непрерывного образования (В.Ф. Афанасьев, Т.Н. Петрова, А.Б. Афанасьева, У.А. Винокурова, А.Д. Семенова и др.). Рассмотренные научные основы этнокультурного образования учитываются современными исследователями в процессе разработки и реализации авторских концептуальных моделей этнокультурного образования для начальной школы и парциальных программ для дошкольного образования. Результаты исследования показывают, что содержание, методы и технологии реализации этнокультурного образования, разработка программного и учебно-методического оснащения на этапе дошкольного и младшего школьного возрастов требуют уточнения и доработки.
Current national educational policy is aimed at preserving and developing national and cultural heritage of each of the peoples inhabiting the territory of the Russian Federation. In this context, the process of implementing ethnocultural education through established specific scientific approaches that are implemented in the system of general and preschool education is topical. Special attention is paid to the issues of ethnocultural development in the period of preschool and primary school age. These age periods are crucial in the process of children’s formation of national identity, tolerance, culture of interethnic communication. The article analyzes the scientific foundations of ethnocultural education of pre-school and primary school age: scientific approaches, principles, content, implementation technologies. Special attention is paid to the historical and pedagogical analysis of ethnocultural education, its formation in the national education. The article analyzes the scientific and practical activities of famous teachers and public figures of the XIX - early XX centuries. (K.D. Ushinsky, P.F. Kapterev, N.I. Ilminsky, S.I. Gessen, S.T. Shatskii, et al.), who studied ethno-cultural traditions of personality education and polyethnic values of other peoples inhabiting the territory of Russia, who can be regarded as the founders of ethnocultural education at primary school. In the Soviet period, despite ideological attitudes, one of the important tasks of educating children of preschool and primary school age was international education aimed at developing trust and friendship among peoples. The author points to the studies of such scientists as M.K. Abdullatipov, Yu.V. Bromley, L.P. Bueva, M.S. Kagan et al, who laid the scientific foundations of ethnocultural education. The founder of national ethno-pedagogy as a science is G.N. Volkov, who grounded the pedagogical conception created on the ethnocultural traditions of the people. The article also reveals modern scientific approaches to ethnocultural education of children, realized in the system of lifelong education: at preschool and school stages of education (G.N. Volkov, V.F. Afanasyev, T.N. Petrova, A.B. Afanasyeva, U.A. Vinokurova, A.D. Semenova and et al). The author points to the realization of the scientific foundations of ethnocultural education in its content at preschool and junior school age. The scientific foundations of ethnocultural education are considered by modern researchers in the process of developing and implementing author's conceptual models for primary school and partial programs for preschool education. The results of the research show that the content, methods and technologies of implementation of ethnocultural education, the development of software and teaching and methodological equipment at the stage of preschool and primary school age require specification and improvement.
Пронина А.Н.. Основные направления теории этнокультурного образования школьников и практика реализации в регионах Российской Федерации
Данная статья представляет собой результат анализа существующих в науке и практике теоретических аспектов этнокультурного образования. Автором статьи установлено, что проблема этнокультурного образования является актуальной и социально значимой, так как Россия - многонациональное государство с тенденцией усиления миграционных процессов. Сохранение стабильности межэтнических отношений и повышение этнокультурной компетентности, особенно у подрастающего поколения, является важной государственной задачей. В статье представлено описание основных направлений по проблеме этнокультурного образования школьников, дается характеристика понятий «национальное самосознание», «этническая идентичность», «этнокультурная компетентность», существующих в науке. Установлено, что в теории разработаны различные модели этнокультурного образования, анализ которых показал наличие в них основных компонентов этнического и полиэтнического, содержание которых направлено на формирование, с одной стороны, этнической идентичности, национального самосознания, с другой стороны - формирование межкультурной толерантности, межэтнического поведения, уважения к культуре другого народа. Анализ содержания реализуемых и разработанных концепций, программ этнокультурного образования школьников в различных регионах России показал, что они выстроены с учетом основных теоретических подходов к данной проблеме, включают различные задачи, направления, содержание и формы урочной и внеурочной деятельности. Содержание этнокультурного образования включает изучение культуры, национальных традиций и обрядов, языка, которые реализуются посредством использования таких форм урочной и внеурочной деятельности, как проектная деятельность, экскурсии, музейная работа, региональные предметные и методические конкурсы и олимпиады, фестивали, региональные конференции, круглые столы. Школьная практика в данном направлении позволит сформировать этнокультурную личность.
This article is the result of the analysis of existing in the science and practice theoretical aspects of ethnocultural education. The author established that the problem of ethnocultural education is relevant and socially significant, as Russia is a multinational state with a tendency of intensification of migration processes. Maintaining the stability of interethnic relations and improving ethnocultural competence, especially among the younger generation is an important task of the state. The article presents the description of main trends on the problem of ethnocultural education of schoolchildren; the description of the concepts of “national identity”, “ethnic identity”, “ethnocultural competence” existing in science. It is proved that in the theory there are various models of ethnocultural education, the analysis of which showed that they have main components of ethnic and multiethnic education, the content of which is aimed, on the one hand, at the formation ethnic identity, national identity, and on the other hand, the formation of intercultural tolerance, intercultural behavior, respect for other people's cultures . The content analysis of the implemented and developed concepts, programs of ethnocultural education of schoolchildren in different regions of Russia, showed that they are developed according to main theoretical approaches to this problem, include various objectives, directions, contents and forms of curricular and extracurricular activities. The content of ethnocultural education includes the study of culture, national traditions and ceremonies, the language, which are implemented through the use of such forms of curricular and extracurricular activities as project activities, tours, Museum work, and regional subject contests and competitions, festivals, regional conferences, round tables. School practice in this direction will allow us to create ethnic and cultural identity.