Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Айварова Н.Г., Миронов А.В., Наумова М.В.. ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

В статье приводятся результаты исследования жизнестойкости и психологического здоровья студенческой молодежи Севера. Актуальность статьи обусловлена тем, что вопрос психологического здоровья и жизнестойкости как факторов психологической устойчивости и успешной социальной адаптации становится особо острым для учащейся молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС), оказавшейся в условиях динамичной городской среды, противоречащей ценностным установкам и мировоззренческим позициям, сформированным в ситуации относительно стабильной и консервативной социальной среды сельских поселений и традиционных стойбищ. Целью данной статьи является описание результатов исследования компонентов жизнестойкости и психологического здоровья учащейся молодежи - представителей КМНС. В исследовании использовался кросс-культурный подход, результаты исследования студентов из числа коренных народов Севера сравнивались с результатами студентов - представителей русского этноса. Результаты исследования позволяют сделать выводы о том, что такие компоненты психологического здоровья, как стратегический, просоциальный и гуманистический, учащейся молодежи из числа КМНС определяются их высокой жизнестойкостью. Жизнестойкость и психологическое здоровье выше у тех студентов, которые удовлетворены семейными отношениями, общением с друзьями, учебой, досугом, собственным здоровьем. Данное исследование значимо для расширения и углубления знаний о психологическом здоровье молодежи, о проблемах социализации и социальной мобильности учащейся молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера. Полученные результаты могут быть использованы для прогноза региональных и социальных явлений, для поддержки специалистов, работающих со студенческой молодежью, а также при реализации ФГОС общего и профессионального образования, ориентированного на личностные результаты.
The paper presents the research findings on the resilience and psychological health of student of the North. The topicality of the research is justified by the fact that the issue of resilience and psychological health as factors for psychological stability and successful social adaptation are becoming especially critical for students from indigenous minorities of the North. They find themselves in the dynamic urban environment that contradicts the value system and the worldview formed in relatively stable and conservative social environment of rural communities and traditional nomad camps. The goal is to describe the research findings of the components of resilience and psychological health of students who represent indigenous minorities of the North. The research employs the cross-cultural approach, where the study findings of students from indigenous minorities of the North were compared with the results of ethnic Russian students. The research findings allow us to conclude that such components of psychological health of students from indigenous minorities of the North as strategic, prosocial and humanistic ones are determined by their high resilience. Resilience and psychological health rates are higher in those students who are satisfied with their family relationships, social life, studies, leisure activities, personal health. This research is of considerable significance for improving and broadening knowledge on youth psychological health, socialization and social mobility issues of student from indigenous minorities of the North. The research results can be used to predict regional and social phenomena, to support specialists working with students, as well as for the implementation of FSES (Federal State Educational Standards) of general and professional education, focused on personal results.

Афаунова А.О.. СООТНОШЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО РЕСУРСА ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СОЦИАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение связи адаптационного ресурса детей с социальным интеллектом. В исследовании приняли участие 60 детей в возрасте 6-8 лет, обучающихся в 1-м и 2-м классах МОУ СОШ № 3 г. Ельца, и воспитанники старшей группы МБДОУ № 25 г. Ельца. Для определения уровня социального интеллекта использовалась методика оценки развития социального интеллекта Дж. Гилфорда. Для измерения уровня адаптационного ресурса применялась проба Штанге. Проба с задержкой дыхания используется для суждения о толерантности организма детей к транзиторной гипоксии. Также регистрировалась кожно-гальваническая реакция (КГР), позволяющая оценивать не только уровень адаптационного ресурса, но и качество его обеспечения со стороны вегетативной нервной системы. По результатам диагностики уровня социального интеллекта и адаптационного ресурса среди 60 испытуемых было установлено, что в первом классе происходит их снижение. Результаты исследования кожно-гальванической реакции говорят, что с возрастом процент детей с гиперактивацией увеличивается. Соотношение развития социального интеллекта с выраженностью адаптационного ресурса с возрастом становится больше. В детском саду корреляционная связь отсутствует, а во 2-м классе она уже заметна. Степень развития социального интеллекта связана с уровнем КГР обеих рук. Корреляционная связь этих показателей также увеличивается с возрастом.
The article presents the results of an empirical research on connection of children’s adaptive resource with social intelligence. The study involved 60 children aged 6-8 who study in 1st and 2nd forms of school №3 and pupils of the senior group of preschool institution №25 of the city of Yelets. To determine the level of social intelligence J. Guilford’s method of the assessment of social intelligence development was used. To measure the level of adaptation resource the Stange’s test was used. The test with the delay of breath is used to judge about the tolerance of children’s body to transient hypoxia. The galvanic skin response (GSR) was also recorded. It allowed us to assess not only the level of the adaptation resource, but the quality of its implementation from the vegetative nervous system. The results of the diagnostics of the social intelligence level and adaptive resource of 60 subjects showed that in the first form they are reduced. The results of the study of galvanic skin response show that with age the percentage of children with hyperactivation increases. The ratio of the development of social intelligence with the evidence of the adaptation resource increases with age. In the kindergarten the correlation is absent, but in the 2nd form it becomes noticeable. The degree of the social intelligence development is related to the level of the GSR of both hands. The correlation of these parameters also increases with age.

Белова С.С., Лаптева Е.М., Шепелева Е.А.. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Статья представляет размышления, касающиеся эвристических возможностей психологической науки в разработке проблемы личностных результатов образования, сформулированных в ФГОС ООО. Констатируется, что на данном этапе глубина теоретической проработки психологических оснований личностных результатов образования является недостаточной, Это выражается в отсутствии универсальных психологических моделей, раскрывающих механизмы формирования личностных результатов образования с ясной предсказательной силой. Рассматриваются три психологических направления, которые могут представить подобные модели. Первое направление имеет основу в экзистенциальной психологии. Оно претендует на описание механизма формирования ценностных ориентаций современной молодежи, вершину иерархии которых составляет уникальная экзистенциальная позиция по отношению к собственному жизненному пути (жизненный проект). В контексте проблемы личностных результатов образования рассматривается экзистенциально-психологический подход В.Н. Дружинина к описанию разнообразия и типологий позиции человека по отношению к своей жизни. Второе направление фокусируется на методологическом вопросе диссоциации имплицитных и эксплицитных форм социальных установок, лежащих в основе социального поведения. Изучение согласованности имплицитных и эксплицитных установок, а также определяющих ее факторов перспективно для обоснования стратегии формирования целостной жизненной позиции. Третье направление рассматривает мотивационные модели, описывающие факторы, детерминирующие проявление активности личности и приложение ею усилий в ходе реализации своего жизненного проекта. Рассматривается разработка этой проблемы в социально-когнитивной парадигме. Признание субъектом необходимости и готовности к проявлению усилий по достижению поставленных целей можно считать одним из личностных результатов образования. Обсуждаются перспективы использования данных размышлений для изучения личностных результатов образования современной российской молодежи.
The paper presents some considerations on the heuristic potential of psychological science with respect to theoretical elaboration of the problem of personal educational results formulated in Federal State Educational Standard for General Education. It is stated that at the moment there is a lack of relevant theoretical approaches in psychology that can provide universal models that highlight psychological mechanisms of development of educational outcomes of the personality growth with a clear predictive power. Three possible psychological approaches that can provide such models are considered. The first one is based on existential psychology. It aspires to describe the mechanism of the formation of the individual value system with a premise that it is unique personal existential attitude towards one’s life (e.i. life project) that determines value system as a higher order factor. V.N. Druzhinin’s approach to the description of the diversity and the typology of the individual’s attitude towards his life is considered with respect to the problem of personal educational outcomes. The second direction focuses on methodological issue of dissociation of implicit and explicit forms of social attitudes that determine social behavior. The investigation of coherence of implicit and explicit social attitudes as well as factors that determine it seems to be promising for the validation of the strategy of the formation of attitude towards one’s life. The third direction considers motivational models of factors that determine activity and persistence of the personality during the realization of the individual’s life project. The development of this area within socio-cognitive perspective is presented. It is stated that the individual’s awareness of the necessity to make every effort to achieve their life goals and their willingness to demonstrate them can be considered as one of educational outcomes of the personality’s growth. We discuss the perspectives of the above mentioned considerations with respect to the study of educational outcomes of the personality’s growth of youth and adolescents in modern Russia.

Герасимова Е.Н., Фаустова И.В.. ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Статья посвящена рассмотрению проблемы эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста как предпосылки их психологического здоровья. В работе уделяется внимание изучению особенностей проявления эмоционального неблагополучия дошкольников, анализу основных его проявлений на основе проведенного исследования и полученных диагностических данных. При помощи корреляционного анализа были выявлены связи между показателями эмоционального неблагополучия детей. Полученные данные свидетельствуют о том, что эмоциональное неблагополучие старших дошкольников в значительной мере определяется такими показателями, как уровень тревожности, страха, самооценки, преобладания отрицательных эмоций у детей. В статье также представлены результаты экспериментального исследования по выявлению причин возникновения эмоционального неблагополучия у детей старшего дошкольного возраста. Среди наиболее значимых причин выделяются нарушения в детско-родительских отношениях, неблагоприятные взаимоотношения с воспитателями в детском саду, а также конфликтные взаимоотношения со сверстниками в группе, низкий социометрический статус ребенка. Целью данного исследования было также выявление психолого-педагогических условий, способствующих преодолению эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Основными такими условиями являются проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, организация специальной подготовительной работы с воспитателями, а также консультирование родителей. Таким образом, педагоги и психологи могут помочь дошкольнику научиться понимать и адекватно выражать различные эмоциональные состояния, развивать умения управлять своими чувствами, регулировать свои отрицательные эмоции, организовывать свое поведение, понимать эмоциональные реакции окружающих людей, правильно на них реагировать. Обязательным условием является привлечение родителей к участию в коррекционно-развивающих мероприятиях.
The article deals with the problem of emotional wellbeing of senior preschool age children as a prerequisite of their psychological health. The paper pays attention to the study of features of the manifestation of emotional problems of preschool children, to the analysis of its main manifestations on the basis of the conducted research and the obtained diagnostic data. By means of the correlation analysis the relationship between indicators of emotional problems of children was revealed. The obtained data demonstrate that emotional problems of senior preschool age children are to a large degree defined by such indicators as the level of anxiety, fear, self-appraisal, the prevalence of negative emotions in children. The results of a pilot study on the identification of causes of emotional problems of senior preschool children are also presented in the article. The most significant causes are the breach in the child parental relations, adverse relationships with teachers at the kindergarten, and also conflict relationships with peers in the group, low sociometric status of the child. The purpose of this study was also to identify the psychological and pedagogical conditions promoting overcoming emotional problems of senior preschool age children at a preschool educational institution. The main conditions are conducting remedial and developing lessons with children, the organization of special preparatory work with teaches, and also the consultation of parents. Thus, teachers and psychologists can help a preschool child learn to understand and adequately to express various emotional states, to develop abilities to handle their feelings, to regulate their negative emotions, to organize their behavior, to understand emotional reactions of surrounding people, to properly react to them. A compulsory condition is the participation of parents in the remedial and developing activities.

Кудинов С.И., Кудинова И.Б., Хо Во Куе Ти. ДИНАМИКА АДАПТИВНОСТИ ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье приводится анализ результатов эмпирического исследования, посвященного проблеме адаптивности иностранных студентов с разными показателями ценностно-смысловой направленности личности. Исследование проводилось в течение двух лет на выборке вьетнамских студентов, обучающихся в вузах России. Изучение адаптивности осуществлялось в контексте целостно-функционального подхода, в котором данное свойство рассматривается как многомерное психологическое образование, включающее в себя комплекс индивидных и личностных составляющих, обеспечивающих готовность субъекта к принятию новых норм, ценностей, традиций инокультурной среды. Ценностно-смысловая направленность в исследовании понимается как базовое ядро структуры личности, обеспечивающее ее направленность, выступая при этом регулятором социального поведения личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее мировоззрения, отношения к окружающему миру, к себе и к другим людям. На первом этапе эмпирического исследования с помощью стандартизированного психодиагностического инструментария были изучены особенности ценностно-смысловой направленности личности вьетнамских студентов. После математической обработки данных были выделены три группы респондентов с разными показателями ценностно-смысловой направленности: профессионально-деловая, эгоистично-личностная и социально-коммуникативная. На следующих этапах с интервалом в два года исследовались показатели адаптивности. После этого проводился сопоставительный анализ составляющих ценностно-смысловой направленности и адаптивности в представленных выборках. Подробно проанализирована факторная структура адаптивности в выделенных группах респондентов, дана психологическая сравнительная характеристика. На завершающем этапе исследования осуществлялся сопоставительный анализ динамики адаптивности вьетнамских студентов с разными типами ценностно-смысловой направленности.
The article presents the analysis of results of the empirical study on the adaptability of foreign students with different indicators of the axiological orientation of the personality. The study was conducted during the two year period among a group of Vietnamese students studying at Russian universities. The study of adaptability was carried out in the context of the holistic and functional approach, in which this characteristic is regarded as a multidimensional psychological formation that includes a set of individual and personal components ensuring the willingness of the subject to adopt new norms, values, traditions of another cultural environment. The axiological orientation in the study is understood as the basic core of the personality structure, ensuring their orientation, being the regulator of social behaviour of the individual. The system of value orientations determines the content of the orientation of the individual, and is the basis of their worldview, attitude to the world, to themselves and to other people. During the first phase of the empirical study with the use of standardized psychological and diagnostic instruments, we studied peculiarities of the axiological orientation of Vietnamese students. Following the mathematical processing of data, three groups of respondents were identified with different indicators of the axiological orientation: professional and business, selfish and personal, social and communicative. At further stage, with an interval of two years indicators of adaptability were studied. Then we carried out a comparative analysis of components of the axiological orientation and adaptability in those groups. The factor structure of adaptability in selected respondent groups was analysed in detail, and the psychological comparison was carried out. At the end of the study, we conducted the comparative analysis of the dynamics of adaptability of Vietnamese students with different types of the axiological orientation.

Буланкина Н.Е., Брэчеp С.. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ УЧАСТНИКОВ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье предпринята попытка представить тезис, согласно которому в процессе преподавания различных языков поликультурного образования, вербальных и невербальных, необходимо обратить внимание на возможности более адекватного сегодняшней социокультурной ситуации использования результатов исследований в области психологии личности и общения. В первой части представленного ниже концепта, сформулированного на основе проведенного микроисследования искомой проблемы, предлагаются для обсуждения некоторые материалы относительно корреляции методологической компетенции педагога и психологического равновесия в пространстве полиязыкового образования. Результаты теоретического анализа проблемных локусов в профессионально-педагогическом образовании, а также осмысления полученных материалов опроса слушателей на курсах повышения квалификации и переподготовки позволили определить проблемное поле поиска средств культивирования психологического равновесия обучающихся в условиях специально организованного развивающегося образовательного процесса, отражающего эффективные культурные практики. Во второй части данного опуса намечаются перспективы практического использования авторской развивающей модели обучения в системе непрерывного профессионального педагогического образования, наполненного современными дидактическими и социокультурными реалиями, позволяющими нейтрализовать эмоциональный и психологический дисбаланс в образовании. Предложенная авторами модель включает в себя систему развивающих заданий, целевая функция которых - формирование и совершенствование методологической компетенции. В основании последней - психологическая и коммуникативная компетенции обучающихся. Системно-деятельностный подход к формированию и использованию заданий, последовательно развивающих необходимый комплекс коммуникативных умений в процессе культурного самоопределения личности, становится важным условием эффективного решения проблемы нейтрализации психологической нестабильности и в образовании, и в социуме.
This research paper argues the idea, according to which in the teaching of languages of polycultural education, verbal and non-verbal, all kinds of opportunities should be chosen for more integrated study of the psychology of personalities and communication at In-Service Institutes for Retraining of Education Workers, what is usually the case at present. In the framework of current studies of the above problem, some topical issues of a short-term investigation on the correlation between the professional abilities of a teacher and the psychological balance of all the participants of the educational process are under discussion. In this study the author of the article focuses on the methodological competence of a teacher which comprises both psychological and communicative competence viewed in the classroom, where the impact of PB on each of the participants of the teaching and learning process should take place. Additionally this paper covers some topical ideas of didactic essence for practical usage of the development-basedmodel of teaching in application to educational programmes of a teacher. The author comes to the conclusion that it is upon the PB (mental and emotional) of both the teacher and the student that determines effective communication as a process of positive interaction, and, in its turn, PB should be generated in the presence of the surrounding matter of education for the sake of effective self-determination of personality (CSD ). In the end, we are of the opinion that the psychological balance concept is considered a priority in the presence of the world psychological imbalance.

Андреенко Т.Н., Чеснокова Е.В.. Формирование краеведческой компетенции посредством использования проектной методики у студентов педвузов, изучающих иностранный язык в качестве дополнительной специальности

Статья посвящена вопросам изучения возможности формирования краеведческой компетенции у студентов педагогических вузов, изучающих немецкий язык на основе проектной методики. Согласно ФГОС ВПО выпускник педагогического вуза должен обладать не только сформированной коммуникативной компетенцией, но и общекультурными, общепрофессиональными, профессионально-прикладными компетенциями. Обнаружено, что при изучении немецкого языка как второго иностранного языка большое внимание уделяется знакомству с культурой страны изучаемого языка, в то время национально-региональный компонент в обучении практически отсутствует. Данную проблему можно решить с помощью мини-проектов, подготовленных студентами при обучении второму иностранному языку. Эти мини-проекты имеют четко выраженную краеведческую направленность. Под краеведением в социальных науках понимается изучение культурных, географических, социальных, политических особенностей того или иного региона. Студенты, будущие учителя иностранных языков и культур, с большим интересом принимают участие в создании и разработке проектов на краеведческие темы, таких как «Мой родной город», «Моя улица», «Мой дом». Это позволяет повысить внутреннюю мотивацию будущих специалистов, а также расширить иноязычную коммуникативную компетенцию посредством добавления краеведческого аспекта. Работа над проектами проводится в несколько этапов. Сначала студенты знакомятся с новыми именами, названиями, аббревиатурами. Они узнают много нового также и о своей собственной культуре, и о культуре страны изучаемого языка. Затем разрабатывают план исследования, делятся на рабочие группы, собирают и анализируют полученную информацию. Результаты своей работы студенты часто представляют в виде презентаций Power Point. Все это создает благоприятную атмосферу при изучении иностранного языка.
The article is devoted to the study of the possibility of the formation of local history competence in students of pedagogical universities who learn German on the basis of project method. According to Federal State Educational Standard of Higher Vocational Education graduates of a pedagogical university must possess not only communicative, but also general cultural, general professional and professionally-applied competences. It has been found that when learning German as the second language a lot of attention is paid to the acquaintance with culture of the country of the studied language, while the national-regional component in teaching is almost absent. This problem can be solved with the help of mini-projects prepared by students while learning the second language. These mini-projects have a clearly defined regional focus. Local history studies are defined by social sciences as the study of cultural, geographical, social, political peculiarities of this or that region. Students, would-be teachers of foreign languages and cultures, take an active part in the creation and work on projects devoted to local history studies, such as “My native town”, “My street”, “My house”. It allows us to increase the inner motivation of future specialists and improve their foreign communicative competence by means of adding regional aspect. Project work is carried out in a few stages. First, students learn new names, abbreviations. They also learn a lot of new things about their own culture, and about foreign culture. Then they draft a plan of the research, split into working groups, collect and analyze the information received. Students often come out with Power Point presentations according to the results of their work. All this creates a positive atmosphere while learning a foreign language.

Груздева М.А., Волынкина Н.В.. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАННЕГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлена модель формирования интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования. Определяются цель и задачи модели, заключающиеся в том, чтобы: 1) научить ребенка ставить задачи и находить нестандартные пути их решения в различных областях деятельности; 2) сформировать творческое видение явлений и объектов окружающей действительности; 3) заложить и развить нравственные основы и готовность к активному осуществлению созидательной деятельности в будущем. Авторы уделяют внимание аксиологическому, культурно-историческому, деятельностному, личностному и системному подходам и следующим принципам: погружения в эмоционально-мотивирующее пространство, проблемности, стимулирования творческого воображении, формирования созидательной модели поведения, послужившим основанием для ее построения. Указаны инструментальные функции модели - исследовательская, организаторская, аналитическая. В концептуальном блоке раскрывается ее структура и компоненты: эмоционально-образный (ребенок заявляет о себе как об исследователе («Я - Исследователь»)), продуктивно-диалектический (ребенок занимает позиции «Я - Решатель» и «Я - Фантазер») и ценностно-нравственный (ребенок оценивает себя как «Я - Созидатель»). Показана их взаимосвязь и дается характеристика каждого из компонентов. В процессуальном блоке предлагаемой модели представлен комплекс педагогических действий, состоящий из мотивационного, проблемно-деятельностного, рефлексивного этапов и направленных на достижение цели модели; предложен критериальный аппарат (эмоционально-мотивационный, интеллектуально-творческий, ценностно-нравственный критерий), с помощью которого можно проанализировать корректные данные о полученных результатах. В заключении авторами делается вывод о взаимосвязи концептуального и процессуального блоков, интеграция которых ведет к ожидаемому результату - сформированной интеллектуально-творческой сфере старших дошкольников.
The article focuses on a model of forming the intellectual and creative sphere of senior preschool children in the process of early foreign language education. It considers the goal and tasks of the model, which are 1) to teach a child to set tasks and find non-standard solutions in different fields of activity; 2) to form a creative vision of surrounding reality; 3) to lay and develop the moral foundation and readiness to active implementation of creative activity in future. The authors pay attention to axiological, cultural and historical, activity, personal and systemic approaches and the principle of immersion in an emotionally motivating space; the principle of problem; the principle of stimulating creative imagination; the formation of creative behaviour model, which served as the basis for its construction. The following functions of the model are indicated: research, organizational, analytical. The conceptual block reveals its structure and components: emotional-figurative (the child declares himself as an investigator (“I am the Investigator”)), productive-dialectical (the child takes positions of a problem solver and a dreamer (“I am the Problem Solver” and “I am the Dreamer”) and value-moral (the child estimates himself as a creator (“I am the Creator”), with the focus on their interrelation and characteristics. In the procedural block of the proposed model, a set of step-by-step pedagogical actions which consists of motivational, problem-and-activity, reflexive stages, and aimed at achieving the model’s goal is presented; a criteria apparatus is proposed (emotional and motivational, intellectual-creative, valuable and moral criterion) with the help of which it is possible to analyze the correct data on the results obtained. The authors make a conclusion about the relationship between the conceptual and procedural blocks, the integration of which leads to the expected result - the formed intellectual and creative sphere of senior preschool children.

Егорушкина Т.Д., Кошелева А.О.. НОВЫЕ ВЕКТОРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

В статье раскрыто содержание разных сторон организации самостоятельной работы обучающихся в технических вузах: мотивационной, информационной, профессионально ориентированной, тренировочно-поисковой. Авторы статьи предлагают рассматривать самостоятельную работу при изучении иностранного языка как особую форму самообразования обучающихся, которая носит многофункциональный характер и помогает овладеть иноязычной компетентностью как необходимой составляющей квалифицированного специалиста. Это обосновано введением ФГОС ВО 3+,3++, что привело в тому, что значительная часть работы по освоению учебного материала переносится на внеаудиторные занятия обучающихся. Это, в свою очередь, заставляет преподавателей искать новые педагогические технологии, методы, формы и средства для того, чтобы избежать снижения качества подготовки специалистов технических направлений. В связи с этим авторы рассматривают новые возможности в организации самостоятельной работы, позволяющие раскрыть инновационный потенциал аудиолингвального и аудиовизуального методов в современных условиях развития высшего образования. Предполагается, что потребуется корректировка учебных программ и методов преподавания, среди которых особое место будут занимать инновационные методы, позволяющие развивать интеллектуальный потенциал будущих профессионалов. Статья выполнена в русле современных требований к подготовке специалистов технических направлений в высшей школе. Она представляет интерес для преподавателей, аспирантов, научных сотрудников, будущих бакалавров и магистров. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-педагогических семинаров в вузах.
The article presents various characteristics of organizing students’ independent work at technical institutions of higher education: motivational, informative, professionally-oriented, and training-searching. The authors consider the independent work as a special form of students’ self-education, which is multifunctional in nature and helps to acquire foreign language professional skills as an essential component of a competent specialist. This is realized by the introduction of the FSES HE 3+, 3++, which allows them to transfer a significant part of their work on material development to the extracurricular study of students. It helps teachers to look for new pedagogical technologies, methods, forms and means in order to update their knowledge in technical areas. In this regard, new aspects of the organization of independent work let reveal the innovative potential of audio-lingual and audiovisual methods in current conditions of higher education development. It is assumed that it will be necessary to adjust curricula and methods of teaching, among which a special place will be occupied by innovative methods that make it possible to develop the intellectual potential of future professionals. The article is written in accordance with the modern tendencies of training professional specialists at institutions of higher education. It is intended for teachers, postgraduates, researchers, future bachelors and masters, and may be used at scientific and pedagogical seminars at institutions of higher education.

Захарова М.А., Карпачева И.А., Меренкова В.С.. КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена выявлению и обоснованию нормативно-правовых, теоретико-методологических и научно-методических особенностей проектирования и реализации программ дополнительного профессионального образования (далее ДПО) специалистов сферы образования в контексте требований федерального законодательства и потребностей современной образовательной практики. Авторами предложена концепция проектирования и реализации программ ДПО: сформулированы цель и задачи, согласованные с целью дополнительного профессионального образования в целом; обоснованы принципы проектирования и реализации программ ДПО (дополнения и расширения профессиональных функций педагога; удовлетворения профессиональных образовательных потребностей; модульного построения дополнительной профессиональной программы; системного представления в образовательной программе традиций и инноваций образования; структурного единства образовательной программы); описан порядок разработки программы и сопровождающих ее документов (определение вида программы, формулировка ее наименования, выбор профессионального стандарта, с учетом которого будет реализована программа, сопоставление профстандартов с соответствующим образовательным стандартом и формулировка цели программы, разработка документов, определяющих и регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, формулировка требований к ресурсному обеспечению, разработка процедур и средств оценки результатов обучения, формирование структуры и содержания программы, ее экспертиза); раскрыта роль методического сопровождения данных процессов. На основании полученных результатов в статье сделан вывод о том, что успешность практического воплощения положений концепции проектирования и реализации программ ДПО, обеспеченная разработкой и функционированием локальных актов университета, выступающих механизмом их реализации, наличие вариативной базы программ и их востребованность у слушателей, готовность педагогического коллектива университета к расширению базы курсов и их реализации на основе новейших достижений современной науки и актуальных потребностей практики дают основание для развития дополнительного образования педагогических кадров в контексте создания региональной системы дополнительного профессионального образования педагогических работников.
The article presents and explains regulatory, legal, theoretical, methodological characteristics of creating and implementing supplementary professional education (SPE) programmes for educating professionals in the context of the requirements set by the federal legislation and the needs of modern educational practice. The authors have proposed the conception of creating and implementing SPE programmes, namely: formulated their aim and tasks which correlate with the objective of supplementary professional education in general; defined the principles of creating and implementing SPE programmes (of expanding the teacher’s professional functions, satisfying professional educational needs, modular organization of a supplementary professional programme, system representation of educational traditions and innovations in the educational programme, structural unity of the educational programme); described the procedure of developing the programme and necessary accompanying documents (this step includes the definition of the programme type and name, the selection of the professional standard which will shape the programme, the comparison of professional standards with the corresponding educational standard and the formulation of the programme’s objective, the preparation of documents regulating the content and the organization of the educational process, laying down requirements to the resource support, and the development of procedures and evaluation tools of learning outcomes, the formation of programme’s content and structure, its expert examination); showed the role of methodological support. On the basis of the obtained results, the authors come to the conclusion that the success of the practical implementation of the principles of the conception of creation and implementation of SPE programmes, provided by the development and functioning of local university acts, which serve as a mechanism for their implementation, the availability of a diverse programme choice and their being up-to-date for the students, the readiness of the university teaching staff to expand the number of courses and their implementation on the basis of the latest scientific achievements and the today’s needs of practice, provide the basis for the development of the teaching staff’s supplementary education in the context of the creation of a regional system of supplementary vocational training of teachers.

Ильичева И.М., Сыркин Л.Д., Ляпин А.С., Андреева Е.Н.. К вопросу о целевой подготовке в вузе (социально-психологический аспект)

Статья посвящена проблеме оптимизации отбора кандидатов для целевого обучения в университете. Объектом исследования являются абитуриенты, поступающие в вуз на целевой основе. Предметом исследования - социально-психологическая характеристика контингента, поступающего по целевому набору. Авторами было проведено исследование, целью которого являлось выяснение следующих вопросов: распределение респондентов по половому признаку, источники информации о вузе, установление иерархии мотивов поступления в вуз на конкретные направления подготовки, дифференциация респондентов в системе «город - село». Для реализации целей исследования авторами была составлена анкета, которая была предложена абитуриентам, поступающим по целевому набору. Анализ полученных результатов анкетирования позволил выявить социально-психологические характеристики исследуемого контингента абитуриентов. Важное место в статье занимает анализ мотивов абитуриентов-целевиков, что является значимым показателем осознанного выбора профессии. Авторы полагают, что осознанное отношение к выбору в данном случае определяется положительным образом профессии, наличием примера, семейными традициями, осознанием необходимости формирования профессионально значимых качеств. По мнению авторов, все это будет способствовать формированию профессиональной направленности студентов в период обучения в вузе, что, в свою очередь, лежит в основе учебной мотивации. В то же время авторы отмечают, что поступающие по целевому набору абитуриенты получают конкурсные преимущества за счет выведения абитуриентов, поступающих по целевому набору из конкурсного списка. На практике это может привести к некоторому снижению качества контингента. В интересах решения данной проблемы целесообразно разработать систему мероприятий профессионального психологического отбора среди кандидатов, поступающих по целевому набору
The article is devoted to the problem of optimizing the selection of candidates for targeted training at the University. The object of the research is the students entering the University on an ad hoc basis. The subject of the research is the socio-psychological characteristics of the contingent entering the university on the targeted admission basis. The authors carried out a study which purpose was to clarify the following issues: the distribution of respondents by gender, information sources about the University, the establishment of a hierarchy of motives of entering the University to specific areas of training, differentiation of respondents in the “city-village” system. For the realization of research purposes, the authors made the questionnaire which was offered to entrants on the targeted admission basis. The analysis of the questionnaire results helped to identify socio-psychological characteristics of the contingent of applicants. An important part in the article is given to the analysis of motives of employer-sponsored entrants. It is an important indicator of a conscious choice of the profession. The authors believe that a conscious attitude to the choice in this case is determined by a positive image of the profession, by the example, family traditions, the awareness of the need of the formation of professionally significant qualities. According to the authors, this will contribute to the formation of professional orientation of students during the period of study at the University, which in turn is the basis of learning motivation. At the same time, the authors note that employer-sponsored entrants get a competitive advantage due to the removal of the employer-sponsored entrants from the competitive list. In practice, this may lead to some reduction in the quality of the contingent. In order to solve this problem, it is advisable to develop a system of activities of the professional psychological selection of the candidates entering the University on the targeted basis.

Сороковых Г.В., Шумейко Т.Н.. ДИСКУССИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА КАК ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В статье представлено теоретическое исследование относительно дискуссионно-просветительской культуры будущего инженера Проанализировав компоненты инженерного мышления и требования ФГОС относительно просвещения, автор приходит к выводу о высокой роли общения как связи для успешного осуществления остальных видов профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также тесного переплетения просвещения, информации и дискуссии. Автор, принимая во внимание требование ФГОС относительно способности выпускников к просветительской деятельности, выявляет структуру этой активности и обосновывает соответствующие культуры: дискуссионную и просветительскую. Дискуссионная культура трактуется как способ и средство деятельности, связанной с умением выстраивать логичное и обоснованное представление информации и систему аргументации собственной точки зрения с целью решения проблемы отбора необходимой информации, достаточной для просвещения представителей других специальностей и бизнеса. Просветительская культура понимается автором как потребность и способность делиться информацией, профессиональными и культурными ценностями на ИЯ с представителями других специальностей, а также свод умений по оцениванию важности, упрощению и представлению информации аудитории, имеющей иную профессиональную направленность. Учитывая особенности превращения информации в знание, а также близость просветительской и дискуссионной культур, автор вводит понятие дискуссионно-просветительская культура, определяя её как интегративное динамическое структурное качество личности, объединяющее совокупность лингвистической, межкультурной, коммуникативной и личностно-деловой компетенции студента инженерного профиля, отражающее готовность к иноязычной коммуникации в устной форме в процессе взаимодействия со студентами других специальностей. Также выявлено, что дискуссионно-просветительская культура входит в состав профессиональной информационной культуры студента и в иноязычном образовании конкретизируется в монологической речи и дискуссионном общении профессиональной направленности со студентами /представителями других специальностей.
The article presents a theoretical research on the discussion-educational culture of future engineers as a phenomenon of foreign language education. Having analyzed the components of engineer’s thinking as well as the requirements of the Federal Educational Standard the author comes to the conclusion that, firstly, communication acts as a decisive factor for engineers’ fulfillment of professional and non-professional activities. Secondly, there are close ties between education, information and discussion. Taking into consideration the requirement of the Federal Educational Standard about students’ ability to educational activity the author defines the structure of this activity and grounds corresponding cultures. The discussion culture is understood as both a means and a way of the activity associated with the ability to form logical and grounded presentation of information, and a system of argumentation of personal point of view in order to select the data sufficient for the education of representatives of other specialities and business. The educational culture is the need and the ability of future engineers to share information, professional and cultural values with representatives of other specialities. The educational culture also includes a set of skills necessary for selecting, simplifying and presenting professionally-oriented information to the audience of colleagues who represent other specialities. Taking into consideration how information becomes knowledge, as well as close ties between educational and discussion cultures, the author unites them into the discussion-educational culture, defining it as an integrating dynamical structural quality of a personality which unites language, intercultural, communicative and person-business competences and expresses itself as readiness for oral communication with students and representatives of other specialities. The discussion-educational culture of future engineers is regarded as a component of students’ professional informative culture, which is activated in monologue speech and discussion activity with students or representatives of other specialities within foreign language education.

Пузанов А.П.. ОБ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ МЕТОДОЛОГИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье анализируется экзистенциальная методология иноязычного образования с позиций компетентностного подхода, теории множественного интеллекта Г. Гарднера и философии образования Н.А. Бердяева. В системной классификации общеевропейских компетенций владения иностранным языком Совета Европы экзистенциальная компетенция выступает в роли психологического и социокультурного конструкта, определяющего коммуникативную деятельность учащихся. Она представляет собой набор персональных факторов и характеристик, индивидуализирующих языковое образование, таких как взгляды и отношения, мотивация, ценности, убеждения, тип познавательной способности, личностные качества. Включение данной компетенции в список обусловлено признанием важности неутилитарных оснований образования. В своей теории множественного интеллекта Г. Гарднер расширяет традиционную картину рационального познания, представляя типологию интеллекта, основанную на восьми критериях. Экзистенциальный интеллект рассматривается в качестве способности человека интересоваться ключевыми вопросами человеческого существования и основами бытия, связи с миром и космосом. Постулируемая возможность воспитания и развития такой способности наделяет новыми смыслами содержание предметного обучения, в том числе и в контексте иноязычного образования. Дискурс экзистенциальной педагогики основывается по большей части на общефилософских концепциях западноевропейских экзистенциалистов. При этом методология иноязычного образования может быть осмыслена и в традициях отечественной школы экзистенциальной мысли, например в свете философии образования Н.А. Бердяева. Объективация и субъективация, универсализм, экзистенциалы личности, свободы, творчества дают философскую базу для обоснования экзистенциального преподавания. Одновременно отмечается невозможность непосредственного технологического применения этих идей на практике, их аристократический радикализм.
The paper analyzes existential methodology of foreign-language education from the perspective of competency-based approach, H. Gardner’s theory of multiple intelligences and N.A. Berdyaev’s philosophy of education. In the systematic Common European Framework of Reference by the Council of Europe existential competence plays the role of psychological and socio-cultural construct that defines the communicative activities of the learners. It represents a range of personal factors and features, individualizing language education, such as attitudes, motivations, values, beliefs, cognitive styles and personality types. The inclusion of this competence in the list stems from recognizing the importance of non-utilitarian foundations of education. In the theory of multiple intelligences H. Gardner broadens traditional horizons of rational knowledge, presenting the typology of intelligences based on eight criteria. Existential intelligence is considered as a capacity to be concerned with central issues of human existence and fundamentals of the universe, connections with the world and cosmos. Postulated possibility of nurturing and developing such a capacity gives new sense to the syllabus of subject instruction, including foreign-language education. The discourse of existential pedagogy is based mostly on general philosophic concepts of West European existentialists. At the same time the methodology of foreign-language education can be also interpreted in the traditions of the Russian school of existential thought, e.g. in the light of N.A. Berdyaev’s philosophy of education. Objectification and subjectification, universalism, existentials of personality, freedom, creativity provide philosophic background for substantiation of existential teaching. Still it is impossible to implement these ideas directly in practice like a technology due to their aristocratic radicalism.