Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №41 (1) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-41-1-6-12
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
В статье приводятся результаты исследования жизнестойкости и психологического здоровья студенческой молодежи Севера. Актуальность статьи обусловлена тем, что вопрос психологического здоровья и жизнестойкости как факторов психологической устойчивости и успешной социальной адаптации становится особо острым для учащейся молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС), оказавшейся в условиях динамичной городской среды, противоречащей ценностным установкам и мировоззренческим позициям, сформированным в ситуации относительно стабильной и консервативной социальной среды сельских поселений и традиционных стойбищ. Целью данной статьи является описание результатов исследования компонентов жизнестойкости и психологического здоровья учащейся молодежи - представителей КМНС. В исследовании использовался кросс-культурный подход, результаты исследования студентов из числа коренных народов Севера сравнивались с результатами студентов - представителей русского этноса. Результаты исследования позволяют сделать выводы о том, что такие компоненты психологического здоровья, как стратегический, просоциальный и гуманистический, учащейся молодежи из числа КМНС определяются их высокой жизнестойкостью. Жизнестойкость и психологическое здоровье выше у тех студентов, которые удовлетворены семейными отношениями, общением с друзьями, учебой, досугом, собственным здоровьем. Данное исследование значимо для расширения и углубления знаний о психологическом здоровье молодежи, о проблемах социализации и социальной мобильности учащейся молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера. Полученные результаты могут быть использованы для прогноза региональных и социальных явлений, для поддержки специалистов, работающих со студенческой молодежью, а также при реализации ФГОС общего и профессионального образования, ориентированного на личностные результаты.
Ключевые слова
жизнестойкость; психологическое здоровье; студенты; социальная адаптация; социальная успешность; коренные малочисленные народы Севера; resilience; psychological health; students; social adaptation; social success; indigenous minorities of the North
RESILIENCE AND PSYCHIATRIC HEALTH OF THE YOUTH OF THE INDIGENOUS MINORITIES OF THE NORTH
The paper presents the research findings on the resilience and psychological health of student of the North. The topicality of the research is justified by the fact that the issue of resilience and psychological health as factors for psychological stability and successful social adaptation are becoming especially critical for students from indigenous minorities of the North. They find themselves in the dynamic urban environment that contradicts the value system and the worldview formed in relatively stable and conservative social environment of rural communities and traditional nomad camps. The goal is to describe the research findings of the components of resilience and psychological health of students who represent indigenous minorities of the North. The research employs the cross-cultural approach, where the study findings of students from indigenous minorities of the North were compared with the results of ethnic Russian students. The research findings allow us to conclude that such components of psychological health of students from indigenous minorities of the North as strategic, prosocial and humanistic ones are determined by their high resilience. Resilience and psychological health rates are higher in those students who are satisfied with their family relationships, social life, studies, leisure activities, personal health. This research is of considerable significance for improving and broadening knowledge on youth psychological health, socialization and social mobility issues of student from indigenous minorities of the North. The research results can be used to predict regional and social phenomena, to support specialists working with students, as well as for the implementation of FSES (Federal State Educational Standards) of general and professional education, focused on personal results.
Список литературы
-
Айварова Н.Г. Проблемы образования детей коренных малочисленных народов Севера при переходе на новые образовательные стандарты // Вестник угроведения. 2010. №1. С. 9-18.
-
Ананьев В.А. Психология здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006.
-
Васильева О. С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М.: Academia, 2001.
-
Дубровина И.В. Истоки и условия развития психологического здоровья школьников // Вестник практической психологии. 2013. № 2(35). С. 3-19.
-
Козлов А.В. Методика диагностики психологического здоровья // Перспективы науки и образования. 2014. № 6(12). С. 110-117.
-
Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия личности студентов-психологов: дис. ... канд. псих. наук. Ярославль, 2014.
-
Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.
-
Миронов А.В. Особенности социокультурного развития представителей обско-угорского этноса // European Social Science Journal. 2017. № 6. С. 496-501.
-
Черткова Ю.Д., Алексеева О.С., Фоминых А.Я. Взаимосвязь жизнестойкости с удовлетворенностью жизнью // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 153. № 22(3). С. 109-114.
-
Шувалов А.В. Психологическое здоровье человека // Вестник ПСТГУ. 2014. № 4. С. 87-101.