Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №41 (1) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-41-1-13-19
СООТНОШЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО РЕСУРСА ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СОЦИАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ
В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение связи адаптационного ресурса детей с социальным интеллектом. В исследовании приняли участие 60 детей в возрасте 6-8 лет, обучающихся в 1-м и 2-м классах МОУ СОШ № 3 г. Ельца, и воспитанники старшей группы МБДОУ № 25 г. Ельца. Для определения уровня социального интеллекта использовалась методика оценки развития социального интеллекта Дж. Гилфорда. Для измерения уровня адаптационного ресурса применялась проба Штанге. Проба с задержкой дыхания используется для суждения о толерантности организма детей к транзиторной гипоксии. Также регистрировалась кожно-гальваническая реакция (КГР), позволяющая оценивать не только уровень адаптационного ресурса, но и качество его обеспечения со стороны вегетативной нервной системы. По результатам диагностики уровня социального интеллекта и адаптационного ресурса среди 60 испытуемых было установлено, что в первом классе происходит их снижение. Результаты исследования кожно-гальванической реакции говорят, что с возрастом процент детей с гиперактивацией увеличивается. Соотношение развития социального интеллекта с выраженностью адаптационного ресурса с возрастом становится больше. В детском саду корреляционная связь отсутствует, а во 2-м классе она уже заметна. Степень развития социального интеллекта связана с уровнем КГР обеих рук. Корреляционная связь этих показателей также увеличивается с возрастом.
Ключевые слова
адаптация; адаптационный ресурс; КГР; проба Штанге; социальный интеллект; adaptation; adaptation resource; GSR; Stange’s test; social intelligence
THE RATIO OF THE ADAPTATION RESOURCE OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH SOCIAL INTELLIGENCE
The article presents the results of an empirical research on connection of children’s adaptive resource with social intelligence. The study involved 60 children aged 6-8 who study in 1st and 2nd forms of school №3 and pupils of the senior group of preschool institution №25 of the city of Yelets. To determine the level of social intelligence J. Guilford’s method of the assessment of social intelligence development was used. To measure the level of adaptation resource the Stange’s test was used. The test with the delay of breath is used to judge about the tolerance of children’s body to transient hypoxia. The galvanic skin response (GSR) was also recorded. It allowed us to assess not only the level of the adaptation resource, but the quality of its implementation from the vegetative nervous system. The results of the diagnostics of the social intelligence level and adaptive resource of 60 subjects showed that in the first form they are reduced. The results of the study of galvanic skin response show that with age the percentage of children with hyperactivation increases. The ratio of the development of social intelligence with the evidence of the adaptation resource increases with age. In the kindergarten the correlation is absent, but in the 2nd form it becomes noticeable. The degree of the social intelligence development is related to the level of the GSR of both hands. The correlation of these parameters also increases with age.
Список литературы
-
Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. Под. ред. А.А. Матюшкина. М.: Прогресс, 1968. С. 433-457.
-
Зверева С.В. Развитие интеллекта как высшего уровня адаптационной системы в контексте гендерных различий: дис. ... докт. псих. наук. СПб., 2005.
-
Иванов П.Ю., Иванов Ю.П., Серова Е.Н., Суходоев В.В. Метод оценки психофизиологического состояния с применением регистрации кожно-гальванической реакции // Естественные и технические науки. 2008. № 5. С. 121-124.
-
Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Психология развития: общие и специальные вопросы. СПб., Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
-
Каменская В.Г., Томанов Л.В. Развитие и диагностика социального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Учебное пособие. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2015.
-
Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
-
Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.
-
Медведев В.И. Адаптация человека. СПБ.: Институт мозга РАН, 2003.
-
Методика проведения и принципы оценки функциональных проб. URL: http//www.sportmedi.ru (дата обращения 23.12.2017).
-
Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПБ.: Питер, 2002.