Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №41 (1) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-41-1-20-33
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Статья представляет размышления, касающиеся эвристических возможностей психологической науки в разработке проблемы личностных результатов образования, сформулированных в ФГОС ООО. Констатируется, что на данном этапе глубина теоретической проработки психологических оснований личностных результатов образования является недостаточной, Это выражается в отсутствии универсальных психологических моделей, раскрывающих механизмы формирования личностных результатов образования с ясной предсказательной силой. Рассматриваются три психологических направления, которые могут представить подобные модели. Первое направление имеет основу в экзистенциальной психологии. Оно претендует на описание механизма формирования ценностных ориентаций современной молодежи, вершину иерархии которых составляет уникальная экзистенциальная позиция по отношению к собственному жизненному пути (жизненный проект). В контексте проблемы личностных результатов образования рассматривается экзистенциально-психологический подход В.Н. Дружинина к описанию разнообразия и типологий позиции человека по отношению к своей жизни. Второе направление фокусируется на методологическом вопросе диссоциации имплицитных и эксплицитных форм социальных установок, лежащих в основе социального поведения. Изучение согласованности имплицитных и эксплицитных установок, а также определяющих ее факторов перспективно для обоснования стратегии формирования целостной жизненной позиции. Третье направление рассматривает мотивационные модели, описывающие факторы, детерминирующие проявление активности личности и приложение ею усилий в ходе реализации своего жизненного проекта. Рассматривается разработка этой проблемы в социально-когнитивной парадигме. Признание субъектом необходимости и готовности к проявлению усилий по достижению поставленных целей можно считать одним из личностных результатов образования. Обсуждаются перспективы использования данных размышлений для изучения личностных результатов образования современной российской молодежи.
Ключевые слова
личностные результаты образования; ценностные ориентации; экзистенциальная психология; мотивация; имплицитные установки; educational outcomes; personality’s growth; values; existential psychology; motivation; implicit attitudes
PERSONAL RESULTS OF EDUCATION FROM THE POSITIONS OF PSYCHOLOGICAL SCIENCE
The paper presents some considerations on the heuristic potential of psychological science with respect to theoretical elaboration of the problem of personal educational results formulated in Federal State Educational Standard for General Education. It is stated that at the moment there is a lack of relevant theoretical approaches in psychology that can provide universal models that highlight psychological mechanisms of development of educational outcomes of the personality growth with a clear predictive power. Three possible psychological approaches that can provide such models are considered. The first one is based on existential psychology. It aspires to describe the mechanism of the formation of the individual value system with a premise that it is unique personal existential attitude towards one’s life (e.i. life project) that determines value system as a higher order factor. V.N. Druzhinin’s approach to the description of the diversity and the typology of the individual’s attitude towards his life is considered with respect to the problem of personal educational outcomes. The second direction focuses on methodological issue of dissociation of implicit and explicit forms of social attitudes that determine social behavior. The investigation of coherence of implicit and explicit social attitudes as well as factors that determine it seems to be promising for the validation of the strategy of the formation of attitude towards one’s life. The third direction considers motivational models of factors that determine activity and persistence of the personality during the realization of the individual’s life project. The development of this area within socio-cognitive perspective is presented. It is stated that the individual’s awareness of the necessity to make every effort to achieve their life goals and their willingness to demonstrate them can be considered as one of educational outcomes of the personality’s growth. We discuss the perspectives of the above mentioned considerations with respect to the study of educational outcomes of the personality’s growth of youth and adolescents in modern Russia.
Список литературы
-
Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65-86
-
Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000.
-
Белова С.С., Валуева Е.А., Коробкина Е.Ю., Лаптева Е.М., Ушаков Д.В. Формирование социально-личностной компетентности в образовании // Психологические проблемы современного российского общества / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 315-337.
-
Белова С.С., Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Диагностика социально-личностной компетентности // Формирование социально-личностных компетентностей в современном образовании. Методические рекомендации / Науч. ред. Д. В. Ушаков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 20-42.
-
Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
-
Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, Академия, 2006.
-
Дружинин В.Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. М: «ПЕР СЭ»; СПб.: «ИМАТОН-М», 2000.
-
Зелигман М.Э.П. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день. М.: Вече, 1997.
-
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006.
-
Коробкина Е.Ю., Лаптева Е.М. Технологии формирования социально-личностной компетентности в рамках гуманитарных дисциплин в старшей школе // Формирование социально-личностных компетентностей в современном образовании. Методические рекомендации / Науч. ред. Д.В. Ушаков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. C. 43-56.
-
Милёхин А.В. Актуальные проблемы социализации старшеклассников в образовательном учреждении // Психологическая наука и образование. 2011а. № 3. С. 122-128.
-
Милёхин А.В. Проблема социализации старших школьников в условиях современного образования // Психолого-педагогические исследования. 2011б. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47078.shtml (дата обращения: 12.12.2017).
-
Такман Б.У. Педагогическая психология: от теории к практике. М.: Прогресс, 2002.
-
Ушаков Д.В. Роль социально-личностной компетентности в современном мире // Формирование социально-личностных компетентностей в современном образовании. Методические рекомендации / Науч. ред. Д. В. Ушаков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. C. 5-19.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования // Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2012 г. Регистрационный № 24480.
-
Banaji M.R. Implicit attitudes can be measured // The nature of remembering: Essays in honor of Robert G. Crowder / Ed. by H.L. Roediger, J.S. Nairne, I. Neath, A. Surprenant. Washington: American Psychological Association, 2001. P. 117-150.
-
Bandura M., Dweck C.S. The relationship of conceptions of intelligence and achievement goats to achievement-related cognition, affect and behavior. Unpublished manuscript, Harvard University. 1985.
-
Blair I.V., Ma J.E., Lenton A.P. Imagining stereotypes away: the moderation of implicit stereotypes through mental imagery // Journal of personality and social psychology. 2001. Vol. 81. N5. P. 828-841.
-
Bruner J.S. Going beyond the information given. New York: Norton, 1957.
-
Dweck C.S. Self-theories: Their role in motivation, personality, and development. Psychology Press, 1999.
-
Fazio R.H. On the automatic activation of associated evaluations: An overview // Cognition & Emotion. 2001. N15(2). P. 115-141.
-
Fazio R.H., Olson M.A. Implicit measures in social cognition research: Their meaning and use // Annual review of psychology. 2003. N54(1). P. 297-327.
-
Nosek B. A., Banaji M. R. (At least) two factors moderate the relationship between implicit and explicit attitudes // Natura Automatyzmow. Ed. by R.K. Ohme, M. Jarymowicz. Warszawa: WIP PAN & SWPS, 2002. P. 49-56.
-
Phelps E.A., O’Connor K.J., Cunningham W.A., Gatenby J.C., Funayama E.S., Gore J.C., Banaji M.R. Amygdala activation predicts performance on indirect measures of racial bias // Journal of Cognitive Neuroscience. 2000. N12(5). P. 729-738.
-
Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs: General and Applied. 1966. Vol. 80(1). P. 1-28.
-
Weiner B. An attributional theory of motivation and emotion. New York: Springer-Verlag, 1986.
-
Zimmerman B.J. Self-efficacy and educational development // Self-efficacy in changing societies. Ed. by A. Bandura. New York: Cambridge University Press, 1995. P. 202-231.