Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №41 (1) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-41-1-34-39
ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Статья посвящена рассмотрению проблемы эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста как предпосылки их психологического здоровья. В работе уделяется внимание изучению особенностей проявления эмоционального неблагополучия дошкольников, анализу основных его проявлений на основе проведенного исследования и полученных диагностических данных. При помощи корреляционного анализа были выявлены связи между показателями эмоционального неблагополучия детей. Полученные данные свидетельствуют о том, что эмоциональное неблагополучие старших дошкольников в значительной мере определяется такими показателями, как уровень тревожности, страха, самооценки, преобладания отрицательных эмоций у детей. В статье также представлены результаты экспериментального исследования по выявлению причин возникновения эмоционального неблагополучия у детей старшего дошкольного возраста. Среди наиболее значимых причин выделяются нарушения в детско-родительских отношениях, неблагоприятные взаимоотношения с воспитателями в детском саду, а также конфликтные взаимоотношения со сверстниками в группе, низкий социометрический статус ребенка. Целью данного исследования было также выявление психолого-педагогических условий, способствующих преодолению эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Основными такими условиями являются проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, организация специальной подготовительной работы с воспитателями, а также консультирование родителей. Таким образом, педагоги и психологи могут помочь дошкольнику научиться понимать и адекватно выражать различные эмоциональные состояния, развивать умения управлять своими чувствами, регулировать свои отрицательные эмоции, организовывать свое поведение, понимать эмоциональные реакции окружающих людей, правильно на них реагировать. Обязательным условием является привлечение родителей к участию в коррекционно-развивающих мероприятиях.
Ключевые слова
психологическое здоровье; эмоциональное неблагополучие детей; дошкольный возраст; psychological health; emotional problems of children; preschool age
OVERCOMING EMOTIONAL PROBLEMS OF PRESCHOOL CHILDREN AS A CONDITION FOR PRESERVING THEIR PSYCHOLOGICAL HEALTH
The article deals with the problem of emotional wellbeing of senior preschool age children as a prerequisite of their psychological health. The paper pays attention to the study of features of the manifestation of emotional problems of preschool children, to the analysis of its main manifestations on the basis of the conducted research and the obtained diagnostic data. By means of the correlation analysis the relationship between indicators of emotional problems of children was revealed. The obtained data demonstrate that emotional problems of senior preschool age children are to a large degree defined by such indicators as the level of anxiety, fear, self-appraisal, the prevalence of negative emotions in children. The results of a pilot study on the identification of causes of emotional problems of senior preschool children are also presented in the article. The most significant causes are the breach in the child parental relations, adverse relationships with teachers at the kindergarten, and also conflict relationships with peers in the group, low sociometric status of the child. The purpose of this study was also to identify the psychological and pedagogical conditions promoting overcoming emotional problems of senior preschool age children at a preschool educational institution. The main conditions are conducting remedial and developing lessons with children, the organization of special preparatory work with teaches, and also the consultation of parents. Thus, teachers and psychologists can help a preschool child learn to understand and adequately to express various emotional states, to develop abilities to handle their feelings, to regulate their negative emotions, to organize their behavior, to understand emotional reactions of surrounding people, to properly react to them. A compulsory condition is the participation of parents in the remedial and developing activities.
Список литературы
-
Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? СПб.: Речь, 2008.
-
Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004.
-
Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. Ростов-н/Д.: Феникс, 2007.
-
Шаграева О.А., Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Филиппова Г.Г. Детский практический психолог: программы и методические материалы. М.: Академия, 2001.