Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №41 (1) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-41-1-40-52
ДИНАМИКА АДАПТИВНОСТИ ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В статье приводится анализ результатов эмпирического исследования, посвященного проблеме адаптивности иностранных студентов с разными показателями ценностно-смысловой направленности личности. Исследование проводилось в течение двух лет на выборке вьетнамских студентов, обучающихся в вузах России. Изучение адаптивности осуществлялось в контексте целостно-функционального подхода, в котором данное свойство рассматривается как многомерное психологическое образование, включающее в себя комплекс индивидных и личностных составляющих, обеспечивающих готовность субъекта к принятию новых норм, ценностей, традиций инокультурной среды. Ценностно-смысловая направленность в исследовании понимается как базовое ядро структуры личности, обеспечивающее ее направленность, выступая при этом регулятором социального поведения личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее мировоззрения, отношения к окружающему миру, к себе и к другим людям. На первом этапе эмпирического исследования с помощью стандартизированного психодиагностического инструментария были изучены особенности ценностно-смысловой направленности личности вьетнамских студентов. После математической обработки данных были выделены три группы респондентов с разными показателями ценностно-смысловой направленности: профессионально-деловая, эгоистично-личностная и социально-коммуникативная. На следующих этапах с интервалом в два года исследовались показатели адаптивности. После этого проводился сопоставительный анализ составляющих ценностно-смысловой направленности и адаптивности в представленных выборках. Подробно проанализирована факторная структура адаптивности в выделенных группах респондентов, дана психологическая сравнительная характеристика. На завершающем этапе исследования осуществлялся сопоставительный анализ динамики адаптивности вьетнамских студентов с разными типами ценностно-смысловой направленности.
Ключевые слова
личность; адаптивность; ценностно-смысловая направленность; ценности; респонденты; вьетнамские студенты; переменные; анализ; personality; adaptability; axiological orientation; values; respondents; Vietnamese students; variables; analysis
DYNAMICS OF ADAPTABILITY OF VIETNAMESE STUDENTS WITH DIFFERENT AXIOLOGICAL ORIENTATION IN MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
The article presents the analysis of results of the empirical study on the adaptability of foreign students with different indicators of the axiological orientation of the personality. The study was conducted during the two year period among a group of Vietnamese students studying at Russian universities. The study of adaptability was carried out in the context of the holistic and functional approach, in which this characteristic is regarded as a multidimensional psychological formation that includes a set of individual and personal components ensuring the willingness of the subject to adopt new norms, values, traditions of another cultural environment. The axiological orientation in the study is understood as the basic core of the personality structure, ensuring their orientation, being the regulator of social behaviour of the individual. The system of value orientations determines the content of the orientation of the individual, and is the basis of their worldview, attitude to the world, to themselves and to other people. During the first phase of the empirical study with the use of standardized psychological and diagnostic instruments, we studied peculiarities of the axiological orientation of Vietnamese students. Following the mathematical processing of data, three groups of respondents were identified with different indicators of the axiological orientation: professional and business, selfish and personal, social and communicative. At further stage, with an interval of two years indicators of adaptability were studied. Then we carried out a comparative analysis of components of the axiological orientation and adaptability in those groups. The factor structure of adaptability in selected respondent groups was analysed in detail, and the psychological comparison was carried out. At the end of the study, we conducted the comparative analysis of the dynamics of adaptability of Vietnamese students with different types of the axiological orientation.
Список литературы
-
Айбазова С.Р. Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности: дис. … канд. псх. наук. М.: РУДН, 2015.
-
Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсаци. М.: Медицина, 1993.
-
Алиайдарай А. Особенности адаптации албанских студентов в российском вузе // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 1. С. 74-78.
-
Алиайдарай А., Косталес А. Особенности процесса адаптации албанских и латиноамериканских студентов к инокультурной среде // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 2. С. 85-91.
-
Бойко З.В., Хасенова Л.Б. Развитие адаптивности и ценностных ориентаций казахстанских студентов в процессе социокультурной адаптации // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 3. С. 34-39.
-
Буй Дык Туан. Динамика ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения в России: дис. ... канд. псих. наук. М.: РУДН, 2015.
-
Волкова Т. Ф., Чан Тхи Хыонг. Изучение адаптированности иностранных студентов к условиям образовательной среды вуза (на примере ТПУ) // Международное образование и межкультурная коммуникация: проблемы, поиски, решения: сборник трудов международной научно-практический конференции, г. Томск, 26-27 октября 2016 г. Томск : Изд-во ТПУ, 2016. С. 165-167.
-
Котляр Н.В., Нгуен Тхи Нгок Фыонг. Проблема адаптации вьетнамских студентов в российских университетах // Правовая и кадровая политика Российского государства в ХХI веке: состояние, проблемы и направления развития: материалы международной ежегодной научно-практической конференции / Отв. ред. канд. юрид. наук доцент А.Ю. Мамычев, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; Институт права. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. С. 86-89.
-
Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1. С. 63-73.
-
Кудинов С.И., Кудинова И.Б., Айбазова С.Р. Психологические особенности ценностно-смысловой направленности у студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 1. С. 54-60.
-
Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. С. 213-245.
-
Маслова О.В. Базовые убеждения личности как ресурс межкультурной адаптации // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 3. С. 12-18.
-
Маслова О.В., Буй Дык Туан. Динамика ценностей вьетнамских студентов в России // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2014. № 1. C. 49-54.