Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №41 (1) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-41-1-53-59
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ УЧАСТНИКОВ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье предпринята попытка представить тезис, согласно которому в процессе преподавания различных языков поликультурного образования, вербальных и невербальных, необходимо обратить внимание на возможности более адекватного сегодняшней социокультурной ситуации использования результатов исследований в области психологии личности и общения. В первой части представленного ниже концепта, сформулированного на основе проведенного микроисследования искомой проблемы, предлагаются для обсуждения некоторые материалы относительно корреляции методологической компетенции педагога и психологического равновесия в пространстве полиязыкового образования. Результаты теоретического анализа проблемных локусов в профессионально-педагогическом образовании, а также осмысления полученных материалов опроса слушателей на курсах повышения квалификации и переподготовки позволили определить проблемное поле поиска средств культивирования психологического равновесия обучающихся в условиях специально организованного развивающегося образовательного процесса, отражающего эффективные культурные практики. Во второй части данного опуса намечаются перспективы практического использования авторской развивающей модели обучения в системе непрерывного профессионального педагогического образования, наполненного современными дидактическими и социокультурными реалиями, позволяющими нейтрализовать эмоциональный и психологический дисбаланс в образовании. Предложенная авторами модель включает в себя систему развивающих заданий, целевая функция которых - формирование и совершенствование методологической компетенции. В основании последней - психологическая и коммуникативная компетенции обучающихся. Системно-деятельностный подход к формированию и использованию заданий, последовательно развивающих необходимый комплекс коммуникативных умений в процессе культурного самоопределения личности, становится важным условием эффективного решения проблемы нейтрализации психологической нестабильности и в образовании, и в социуме.
Ключевые слова
psychological balance (PB); vocational education; emotional stabilization of a teacher; methodological and communicative competence (CC); philosophy of dialogism (PD); the educational process; the corpus of development tasks; психологическое равновесие; пр
TOPICAL ISSUES OF PSYCHOLOGICAL BALANCE OF THE PARTICIPANTS OF THE POLYCULTURAL EDUCATIONАL SPACE
This research paper argues the idea, according to which in the teaching of languages of polycultural education, verbal and non-verbal, all kinds of opportunities should be chosen for more integrated study of the psychology of personalities and communication at In-Service Institutes for Retraining of Education Workers, what is usually the case at present. In the framework of current studies of the above problem, some topical issues of a short-term investigation on the correlation between the professional abilities of a teacher and the psychological balance of all the participants of the educational process are under discussion. In this study the author of the article focuses on the methodological competence of a teacher which comprises both psychological and communicative competence viewed in the classroom, where the impact of PB on each of the participants of the teaching and learning process should take place. Additionally this paper covers some topical ideas of didactic essence for practical usage of the development-basedmodel of teaching in application to educational programmes of a teacher. The author comes to the conclusion that it is upon the PB (mental and emotional) of both the teacher and the student that determines effective communication as a process of positive interaction, and, in its turn, PB should be generated in the presence of the surrounding matter of education for the sake of effective self-determination of personality (CSD ). In the end, we are of the opinion that the psychological balance concept is considered a priority in the presence of the world psychological imbalance.
Список литературы
-
Иванов М.В. Метатекст эпохи взрыва // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. Т. 2(30). С. 33-40.
-
Карташова В.Н. Методологические аспекты проблемы языковой культуры студентов педагогического факультета // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т.1(17). С. 85-90.
-
Крупнов А.И., Новикова И.А., Воробьева А.А. Соотношение системно-функциональной и пятифакторной моделей черт личности: к постановке проблемы // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2016. Том 10. № 2. С. 45-56.
-
Подготовка учителя русского языка и литературы в системе вузовского образования: проблемы и перспективы. Сборник научных статей по итогам III Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка учителя русского языка и литературы в системе вузовского образования: проблемы и перспективы», Москва, 16 мая 2017 г. / Под ред. Т.Г. Галактионовой, Е.И. Казаковой. М.: РАО, Центр русского языка и славистики, 2017.
-
Филонов Г.Н. Рефлексивный потенциал социальных трансформаций // Педагогика. 2013. № 7. С. 43-50.
-
Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.
-
Bulankina, N.E. Cultural self-determination as a process of language self-actualisation in a polycultural educational environment: methodology and technology // Психология образования в поликультурном пространстве. 2017. Т. 2(38). С. 82-88.
-
Bulankina, N.E., Peter, S. Cultural Self-Determination of a Personality in Polylingual Educational Environment: Methodology, Theory, Practical usage // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2017. Том 14. № 3. С. 282-289. DOI 10.22363/2313-1683-2017-14-3
-
Krupnov A.I., Kozhukhova Yu.V., Vorobyeva A.A. Persistence and Academic Achievement in Foreign Language in Natural Sciences Students // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2017. Том 14. № 2. С. 143-154.
-
Seligman M.E.P. Learned optimism. New York: Knopf, 1991.
-
Sinenko V.Ya., Kondratenko A.P., Bulankina N.E. The principle of conceptual interaction in teaching the Humanities and Natural Sciences // Сибирский учитель. 2017. № 4(113). С. 13-16.
-
Sternberg R.J. The concept of intelligence and its role in lifelong learning and success // American psychologist. 1997. № 10. P. 1030-1037.