Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №41 (1) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-41-1-60-64
Формирование краеведческой компетенции посредством использования проектной методики у студентов педвузов, изучающих иностранный язык в качестве дополнительной специальности
Статья посвящена вопросам изучения возможности формирования краеведческой компетенции у студентов педагогических вузов, изучающих немецкий язык на основе проектной методики. Согласно ФГОС ВПО выпускник педагогического вуза должен обладать не только сформированной коммуникативной компетенцией, но и общекультурными, общепрофессиональными, профессионально-прикладными компетенциями. Обнаружено, что при изучении немецкого языка как второго иностранного языка большое внимание уделяется знакомству с культурой страны изучаемого языка, в то время национально-региональный компонент в обучении практически отсутствует. Данную проблему можно решить с помощью мини-проектов, подготовленных студентами при обучении второму иностранному языку. Эти мини-проекты имеют четко выраженную краеведческую направленность. Под краеведением в социальных науках понимается изучение культурных, географических, социальных, политических особенностей того или иного региона. Студенты, будущие учителя иностранных языков и культур, с большим интересом принимают участие в создании и разработке проектов на краеведческие темы, таких как «Мой родной город», «Моя улица», «Мой дом». Это позволяет повысить внутреннюю мотивацию будущих специалистов, а также расширить иноязычную коммуникативную компетенцию посредством добавления краеведческого аспекта. Работа над проектами проводится в несколько этапов. Сначала студенты знакомятся с новыми именами, названиями, аббревиатурами. Они узнают много нового также и о своей собственной культуре, и о культуре страны изучаемого языка. Затем разрабатывают план исследования, делятся на рабочие группы, собирают и анализируют полученную информацию. Результаты своей работы студенты часто представляют в виде презентаций Power Point. Все это создает благоприятную атмосферу при изучении иностранного языка.
Ключевые слова
компетентностный подход; субкомпетенция; краеведческая компетенция; проектная методика; competence-based approach; subcompetence; local history competence; project method
THE FORMATION OF LOCAL HISTORY COMPETENCE BY MEANS OF PROJECT METHOD IN STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES WHO LEARN A FOREIGN LANGUAGE AS AN ADDITIONAL SPECIALITY
The article is devoted to the study of the possibility of the formation of local history competence in students of pedagogical universities who learn German on the basis of project method. According to Federal State Educational Standard of Higher Vocational Education graduates of a pedagogical university must possess not only communicative, but also general cultural, general professional and professionally-applied competences. It has been found that when learning German as the second language a lot of attention is paid to the acquaintance with culture of the country of the studied language, while the national-regional component in teaching is almost absent. This problem can be solved with the help of mini-projects prepared by students while learning the second language. These mini-projects have a clearly defined regional focus. Local history studies are defined by social sciences as the study of cultural, geographical, social, political peculiarities of this or that region. Students, would-be teachers of foreign languages and cultures, take an active part in the creation and work on projects devoted to local history studies, such as “My native town”, “My street”, “My house”. It allows us to increase the inner motivation of future specialists and improve their foreign communicative competence by means of adding regional aspect. Project work is carried out in a few stages. First, students learn new names, abbreviations. They also learn a lot of new things about their own culture, and about foreign culture. Then they draft a plan of the research, split into working groups, collect and analyze the information received. Students often come out with Power Point presentations according to the results of their work. All this creates a positive atmosphere while learning a foreign language.
Список литературы
-
Гейхман, Л.К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход): дис. … докт. пед. наук. Екатеринбург, 2003.
-
Карташова В.Н., Андреенко Т.Н. Теория и практика формирования профессиональной лексической компетенции будущего учителя английского языка на занятиях по домашнему чтению. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2016.
-
Корниенко П.А. Использование краеведческих материалов в обучении иностранным языкам (на примере Карачаево-Черкесской Республики, английский язык): дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2005.
-
Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. Ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
-
Шемшурина С.А. Формирование краеведческой компетенции подростков в дополнительном образовании. Шадринск, 2011.
-
Van Ek J.A., Trim J.L. Threshhold Level. Strasbourg: The Council of Europe Press, 1991.