Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №41 (1) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-41-1-65-74
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАННЕГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлена модель формирования интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования. Определяются цель и задачи модели, заключающиеся в том, чтобы: 1) научить ребенка ставить задачи и находить нестандартные пути их решения в различных областях деятельности; 2) сформировать творческое видение явлений и объектов окружающей действительности; 3) заложить и развить нравственные основы и готовность к активному осуществлению созидательной деятельности в будущем. Авторы уделяют внимание аксиологическому, культурно-историческому, деятельностному, личностному и системному подходам и следующим принципам: погружения в эмоционально-мотивирующее пространство, проблемности, стимулирования творческого воображении, формирования созидательной модели поведения, послужившим основанием для ее построения. Указаны инструментальные функции модели - исследовательская, организаторская, аналитическая. В концептуальном блоке раскрывается ее структура и компоненты: эмоционально-образный (ребенок заявляет о себе как об исследователе («Я - Исследователь»)), продуктивно-диалектический (ребенок занимает позиции «Я - Решатель» и «Я - Фантазер») и ценностно-нравственный (ребенок оценивает себя как «Я - Созидатель»). Показана их взаимосвязь и дается характеристика каждого из компонентов. В процессуальном блоке предлагаемой модели представлен комплекс педагогических действий, состоящий из мотивационного, проблемно-деятельностного, рефлексивного этапов и направленных на достижение цели модели; предложен критериальный аппарат (эмоционально-мотивационный, интеллектуально-творческий, ценностно-нравственный критерий), с помощью которого можно проанализировать корректные данные о полученных результатах. В заключении авторами делается вывод о взаимосвязи концептуального и процессуального блоков, интеграция которых ведет к ожидаемому результату - сформированной интеллектуально-творческой сфере старших дошкольников.
Ключевые слова
интеллектуально-творческая сфера; модель; старший дошкольник; концептуальный и процессуальный блок; критериальный аппарат; intellectual and creative sphere; model; senior preschooler; conceptual and procedural blocks; criteria apparatus
THE MODEL OF FORMING THE INTELLECTUAL AND CREATIVE SPHERE OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF EARLY FOREIGN LANGUAGE EDUCATION
The article focuses on a model of forming the intellectual and creative sphere of senior preschool children in the process of early foreign language education. It considers the goal and tasks of the model, which are 1) to teach a child to set tasks and find non-standard solutions in different fields of activity; 2) to form a creative vision of surrounding reality; 3) to lay and develop the moral foundation and readiness to active implementation of creative activity in future. The authors pay attention to axiological, cultural and historical, activity, personal and systemic approaches and the principle of immersion in an emotionally motivating space; the principle of problem; the principle of stimulating creative imagination; the formation of creative behaviour model, which served as the basis for its construction. The following functions of the model are indicated: research, organizational, analytical. The conceptual block reveals its structure and components: emotional-figurative (the child declares himself as an investigator (“I am the Investigator”)), productive-dialectical (the child takes positions of a problem solver and a dreamer (“I am the Problem Solver” and “I am the Dreamer”) and value-moral (the child estimates himself as a creator (“I am the Creator”), with the focus on their interrelation and characteristics. In the procedural block of the proposed model, a set of step-by-step pedagogical actions which consists of motivational, problem-and-activity, reflexive stages, and aimed at achieving the model’s goal is presented; a criteria apparatus is proposed (emotional and motivational, intellectual-creative, valuable and moral criterion) with the help of which it is possible to analyze the correct data on the results obtained. The authors make a conclusion about the relationship between the conceptual and procedural blocks, the integration of which leads to the expected result - the formed intellectual and creative sphere of senior preschool children.
Список литературы
-
Айзенк Г. Как измерить личность. М.: «Когито-центр», 2000.
-
Волынкина Н.В. Инфолингвистическая система развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в высшей школе: дис… докт. пед. наук. Елец, 2012.
-
Волынкина Н.В. Инфолингвистическая система развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в условиях глобализации // Философия образования. 2013. № 3(48). С. 177-181.
-
Волынкина Н.В. Развитие творческих способностей учащейся молодежи. Воронеж: «Истоки», 2003.
-
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008.
-
Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988. С. 21-25.
-
Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследований М.: Изд. АН СССР, 1958.
-
Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды М., 2003.
-
Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. СПб: Питер, 2002.
-
Шадриков В.Д. Введение в психологию: интеллект и творчество М.: МОСУ, 2004.
-
Hargreaves A. Changing Teacher, Changing Times. London: Cassel, 1994.
-
Torrance E.P. The nature of creativity as main test in its testing // The nature of creativity. Ed. by R.J. Sternberg. New York: Cambridge University Press, 1988. P. 43-75.
-
Vernon P.E. Some Characteristics of the good judge of personality // Journal of Social Psychology. 1993. N4. Р. 42-47.
-
Wollach M.A. A new look of the creativity-intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. V. 33. N3. P. 348-369.