Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №41 (1) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-41-1-75-82
НОВЫЕ ВЕКТОРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
В статье раскрыто содержание разных сторон организации самостоятельной работы обучающихся в технических вузах: мотивационной, информационной, профессионально ориентированной, тренировочно-поисковой. Авторы статьи предлагают рассматривать самостоятельную работу при изучении иностранного языка как особую форму самообразования обучающихся, которая носит многофункциональный характер и помогает овладеть иноязычной компетентностью как необходимой составляющей квалифицированного специалиста. Это обосновано введением ФГОС ВО 3+,3++, что привело в тому, что значительная часть работы по освоению учебного материала переносится на внеаудиторные занятия обучающихся. Это, в свою очередь, заставляет преподавателей искать новые педагогические технологии, методы, формы и средства для того, чтобы избежать снижения качества подготовки специалистов технических направлений. В связи с этим авторы рассматривают новые возможности в организации самостоятельной работы, позволяющие раскрыть инновационный потенциал аудиолингвального и аудиовизуального методов в современных условиях развития высшего образования. Предполагается, что потребуется корректировка учебных программ и методов преподавания, среди которых особое место будут занимать инновационные методы, позволяющие развивать интеллектуальный потенциал будущих профессионалов. Статья выполнена в русле современных требований к подготовке специалистов технических направлений в высшей школе. Она представляет интерес для преподавателей, аспирантов, научных сотрудников, будущих бакалавров и магистров. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-педагогических семинаров в вузах.
Ключевые слова
иноязычная компетентность; самостоятельная работа; технические вузы; инновационный потенциал; foreign language competence; independent work; technical universities; innovative potential
NEW VECTORS OF THE ORGANIZATION OF STUDENTS’ INDEPENDENT WORK WHILE LEARNING A FOREIGN LANGUAGE AT TECHNICAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION
The article presents various characteristics of organizing students’ independent work at technical institutions of higher education: motivational, informative, professionally-oriented, and training-searching. The authors consider the independent work as a special form of students’ self-education, which is multifunctional in nature and helps to acquire foreign language professional skills as an essential component of a competent specialist. This is realized by the introduction of the FSES HE 3+, 3++, which allows them to transfer a significant part of their work on material development to the extracurricular study of students. It helps teachers to look for new pedagogical technologies, methods, forms and means in order to update their knowledge in technical areas. In this regard, new aspects of the organization of independent work let reveal the innovative potential of audio-lingual and audiovisual methods in current conditions of higher education development. It is assumed that it will be necessary to adjust curricula and methods of teaching, among which a special place will be occupied by innovative methods that make it possible to develop the intellectual potential of future professionals. The article is written in accordance with the modern tendencies of training professional specialists at institutions of higher education. It is intended for teachers, postgraduates, researchers, future bachelors and masters, and may be used at scientific and pedagogical seminars at institutions of higher education.
Список литературы
-
Андреев А.Б., Федосеев А.А. Мониторинг качества обучения студентов на основе рейтинговой оценки знаний // Образование и общество. 2007. № 4. С. 28-31.
-
Егорушкина Т.Д. Обучение основам реферирования в условиях неязыкового вуза // Формирование языковой и социокультурной компетенции обучающихся: методический и лингвистический аспекты: сборник материалов межвузовского научно-практического семинара 2 декабря 2011 г. Ч. 2. Под ред. Л.И. Анохина. Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2011. С. 8-19.
-
Кошелева А.О., Шевченко А.И. Научно-исследовательская деятельность как фактор повышения профессионального мастерства преподавателя в современном вузе // Наука и образование: современные тренды. № VII. Гл. ред. О.Н. Широков. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 153-160.
-
Кошелева А.О., Степаненков Д.В. Реализация тенденции интеракционизма в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 11-2. С. 77-81.
-
Лазарева О.И. Технология выбора индивидуальной траектории обучения студента // Alma mater. 2015. № 3. С. 54-58.
-
Попов А.И., Рактина Е.А. Оценка качества технического образования в процессе совместной деятельности обучающихся // Alma mater. 2015. № 5. С. 67-69.