Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №41 (1) (2018)
DOI 10.24888/2073-8439-2018-41-1-83-91
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена выявлению и обоснованию нормативно-правовых, теоретико-методологических и научно-методических особенностей проектирования и реализации программ дополнительного профессионального образования (далее ДПО) специалистов сферы образования в контексте требований федерального законодательства и потребностей современной образовательной практики. Авторами предложена концепция проектирования и реализации программ ДПО: сформулированы цель и задачи, согласованные с целью дополнительного профессионального образования в целом; обоснованы принципы проектирования и реализации программ ДПО (дополнения и расширения профессиональных функций педагога; удовлетворения профессиональных образовательных потребностей; модульного построения дополнительной профессиональной программы; системного представления в образовательной программе традиций и инноваций образования; структурного единства образовательной программы); описан порядок разработки программы и сопровождающих ее документов (определение вида программы, формулировка ее наименования, выбор профессионального стандарта, с учетом которого будет реализована программа, сопоставление профстандартов с соответствующим образовательным стандартом и формулировка цели программы, разработка документов, определяющих и регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, формулировка требований к ресурсному обеспечению, разработка процедур и средств оценки результатов обучения, формирование структуры и содержания программы, ее экспертиза); раскрыта роль методического сопровождения данных процессов. На основании полученных результатов в статье сделан вывод о том, что успешность практического воплощения положений концепции проектирования и реализации программ ДПО, обеспеченная разработкой и функционированием локальных актов университета, выступающих механизмом их реализации, наличие вариативной базы программ и их востребованность у слушателей, готовность педагогического коллектива университета к расширению базы курсов и их реализации на основе новейших достижений современной науки и актуальных потребностей практики дают основание для развития дополнительного образования педагогических кадров в контексте создания региональной системы дополнительного профессионального образования педагогических работников.
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование; повышение квалификации; переподготовка кадров; supplementary vocational education; advanced training; retraining of the personnel
THE CONCEPTION OF CREATING AND IMPLEMENTING TEACHERS’ SUPPLEMENTARY VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMMES IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION
The article presents and explains regulatory, legal, theoretical, methodological characteristics of creating and implementing supplementary professional education (SPE) programmes for educating professionals in the context of the requirements set by the federal legislation and the needs of modern educational practice. The authors have proposed the conception of creating and implementing SPE programmes, namely: formulated their aim and tasks which correlate with the objective of supplementary professional education in general; defined the principles of creating and implementing SPE programmes (of expanding the teacher’s professional functions, satisfying professional educational needs, modular organization of a supplementary professional programme, system representation of educational traditions and innovations in the educational programme, structural unity of the educational programme); described the procedure of developing the programme and necessary accompanying documents (this step includes the definition of the programme type and name, the selection of the professional standard which will shape the programme, the comparison of professional standards with the corresponding educational standard and the formulation of the programme’s objective, the preparation of documents regulating the content and the organization of the educational process, laying down requirements to the resource support, and the development of procedures and evaluation tools of learning outcomes, the formation of programme’s content and structure, its expert examination); showed the role of methodological support. On the basis of the obtained results, the authors come to the conclusion that the success of the practical implementation of the principles of the conception of creation and implementation of SPE programmes, provided by the development and functioning of local university acts, which serve as a mechanism for their implementation, the availability of a diverse programme choice and their being up-to-date for the students, the readiness of the university teaching staff to expand the number of courses and their implementation on the basis of the latest scientific achievements and the today’s needs of practice, provide the basis for the development of the teaching staff’s supplementary education in the context of the creation of a regional system of supplementary vocational training of teachers.
Список литературы
-
Вендеровская Р.Б. Традиции как аксиологическая проблема в истории образования // Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования, стратегии отечественного образования. М.: Просвещение, 1994. С. 29.
-
ЕГУ им. И.А. Бунина. Дополнительное образование. URL: http://www.elsu.ru/pk/4033-dopolnitelnoe-obrazovanie.html (дата обращения: 15.01.2018).
-
Петухова Т.П., Влацкая И.В., Осиянова О.М., Темкина В.Л. Научно-методические основы модульного проектирования компетентностно-ориентированных образовательных программ на основе ФГОС ВПО // Опыт внедрения федеральных государственных образовательных стандартов учреждениями профессионального образования. Саратов, 2012. С. 228-240.
-
Постановление Правительства Российской Федерации № 295 от 15 апреля 2014.
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. N 499 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» // Российская газета. Федеральный выпуск. 28 августа 2013. № 6166 (190).
-
Федеральный закон № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации».